металлолом по Балтике ходил туда сюда-

металлолом по Балтике
ходил туда сюда-
ну догадайся
мамочка,
где козырь
у меня....
\\\\\\\\\\\\\\\ \\\\\\\
Куда девались российские авианосцы
В рамках стратегического военно-морского проекта 1143 «Кречет» («Kiev»-class по классификации НАТО) на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев с 1970 по 1982 год было построено четыре советских авианосца (они же тяжёлые авианесущие крейсеры, ТАКР): «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Легко догадаться, что судьба их после выхода из николаевских доков сложилась непросто.
Авианосец «Киев» у причала в Тяньцзине
«Киев» нёс службу до 1991 года, побывал в Атлантике, на Средиземном море, швартовался в Алжире... В 1993 году в связи с отсутствием денег на ремонт он был выведен из боевого состава флота, разоружён и спешно продан китайцам. В начале 1994 его перегнали из Чёрного моря на остров императора Цинь, где он 9 лет служил аттракционом, но не окупился. После этого авианосец был вновь перепродан и переехал в Тяньцзинь, где его недавно переоборудовали в пятизвёздочную гостиницу с вот такими интерьерами:
Гостиница «Авианосец Киев»
«Минск» был включён в состав Тихоокеанского флота в 1978 году. Он ходил из Севастополя во Владивосток вокруг Африки, совершал походы во вьетнамскую Камрань, в Бомбей и Вонсан. Будущий адмирал и главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий служил на нём старпомом... Но в августе 1994 года флаг на авианосце был спущен, команда расформирована, а уже через год корабль оказался в Южной Корее, куда он был продан на металлолом. К счастью, вовремя вмешались китайцы, которые имели на «Минск» те же виды, что и на его старшего брата. Они выкупили авианосец у корейцев, перегнали его в свободную экономическую зону неподалёку от Гонконга, переоборудовали в парк аттракционов и довольно быстро обанкротились. Корабль был выставлен на торги, где его за 16 миллионов долларов выкупила государственная инвестиционная корпорация CITIC, которая построила на его основе тематический парк Minsk World. На этом видео можно посмотреть, как там всё сейчас устроено:


Меньше всего повезло третьему брату — крейсеру «Новороссийск». Он прослужил всего 9 лет: введён в эксплуатацию через 2 недели после смерти Брежнева и встал на прикол в 1991 году в бухте Постовая близ Совгавани. В 1993 году авианосец сгорел, и вскоре был продан корейцам за 4,3 млн долларов. Китайцев он не заинтересовал, и в 1997 году в доках южнокорейского порта Пусан его разобрали на металлолом. А выглядел он вот так:
Новороссийск
Последним со стапелей Черноморского судостроительного сошёл в марте 1982 года авианосец «Баку» водоизмещением 45.390 тонн. Его ходовые испытания начались лишь в январе 1987 года, а 11 декабря того же года крейсер был зачислен в состав ВМФ СССР. Выйдя из Севастополя, авианосец 8 месяцев осуществлял в Средиземном море наблюдение за своим американским атомным собратом «Дуайт Эйзенхауэр». После этого «Баку» отправили в Североморск, где его плавания и завершились. Там он ещё несколько лет прослужил площадкой для тренировочных полётов военной авиации. После резни в Баку в 1990 году авианосец переименовали, и он стал называться «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — в честь недавно умершего главкома ВМФ СССР, известного, в частности, тем, что в интересах руководства ВПК он угробил в своё время проект строительства советских авианосцев, и тем, что до последнего дня жизни он сопротивлялся даже посмертной реабилитации своего предшественника, легендарного адмирала Кузнецова. Горшков умер 13 мая 1988 года, а 26 июля был, наконец, реабилитирован и восстановлен в звании Кузнецов.
Авианосец «Адмирал Горшков» в российском доке
3 февраля 1992 авианосец встал на ремонт в Мурманске; в том же году на нём подняли андреевский флаг вместо советского. Затем на борту случился пожар, а спустя ещё 5 дней — авария паропровода, унесшая жизни 6 работников мурманского дока. И тут же, по традиции, начались переговоры о продаже авианосца куда-нибудь в Азию.

Покупателем выступила Республика Индия, которая как раз готовилась в ту пору списать свой пожилой флагманский авианосец «Викрант» 1945 года постройки:
«Викрант» на приколе в Бомбее
Индийцы рассматривали и другие варианты, помимо «Горшкова»: французский «Клемансо» и американский «Kitty Hawk». Но оба этих судна, как выяснилось, полностью исчерпали ресурс, и не годились даже для переоборудования в парк китайских аттракционов. Индийцы даже купили было «Клемансо», чтобы разобрать (а заодно и разобраться), но тут вмешались «Гринпис» и французский суд, так что на полпути из Франции в Индийский океан судно было остановлено, возвращено во Францию и позднее распилено в британских доках. А «Китти Хок» американцы затопили в Атлантическом океане на глубине 5300 метров, предварительно испытав на его броне мощь современных противокорабельных морских мин. Так что выбора у индийцев не осталось, о чём они наверняка не раз пожалели за последние 8 лет.

Подписать договоры с индийской стороной и даже взять с неё полмиллиарда долларов предоплаты российским властям удалось вполне успешно, но вот с поставкой корабля возникли серьёзные проблемы. Начались они при президенте Путине, подписавшем контракт, продолжились при президенте Медведеве, договорившемся о пересмотре цены и сроков, а закончились только к началу нынешней зимы. Сроки передачи корабля Индии сдвигались не меньше десяти раз. Стоимость контракта тоже пересматривалась регулярно. Каждое очередное сообщение российской стороны о пересмотре цен и сроков поставки вызывало у индийских властей острый батхерт, выливавшийся от бессильной злости в очередное ужесточение визового режима для российских туристов...
Передача «Адмирала Горшкова» индийским заказчикам, 16 ноября 2013
Однако же всё хорошо, что хорошо кончается: 16 ноября 2013 года состоялась официальная передача крейсера представителям индийского флота, давно переименовавшим «Горшкова» в «Викрамадитью» (;;;;;;;;;;;;), что в переводе с санскрита означает «Храбрый как Солнце». 26 ноября храбрый индиец Горшков отчалил от причальной стенки судостроительного завода «Севмаш» в Северодвинске и взял курс на Малабарское побережье Индии. А 8 января он пришвартовался на базе индийского ВМФ в Карваре, на полпути между аэропортом «Даболим» и сказочной Гокарной. К этому порту новый флагман индийского флота отныне приписан. Следующее плавание «Викрамадитья» совершит в Бомбей, где в феврале состоится его торжественная встреча с участием первых лиц государства и армии. Индийцы рассчитывают, что «Храбрый как Солнце» прослужит в строю не меньше 30 лет.
«Викрамадитья» подходит к индийским берегам
С приходом «Викрамадитьи» у индийского флота появилась возможность списать свой нынешней флагман — 28.700-тонный авианосец «Вираат», спущенный на воду с британских доков ещё при жизни Сталина. А в 2018 году Индия планирует достроить заложенный 4 года назад в кочинском доке авианосец «Викрант» водоизмещением 40.000 тонн:
Викрант
К его строительству тоже приложили руку контрагенты из России, пообещавшие обеспечить индийских корабелов судостроительной сталью марки АБ1-А. Когда настало время поставки — с российской стороны поступило хорошо знакомое предложение сдвинуть сроки контракта на год-другой. Наученные опытом индийцы сдвинули на год не контракт, а сроки сдачи авианосца, и за этот самый год они наладили собственное сталелитейное производство. Очень правильно сделали, по-моему: не хватало нам ещё проблем с визами из-за очередного срыва стальных контрактов!

\\\\\\\\\\\\\\ \\\\\\
CVN-68 «Нимиц» 22 июня 1968 3 мая 1975 Тип «Нимиц» В составе флота USS Nimitz in Victoria Canada 036.jpg
CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр» 15 августа 1970 18 октября 1977 Тип «Нимиц» В составе флота USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) LF.jpg
CVN-70 «Карл Винсон» 11 октября 1975 13 марта 1981 Тип «Нимиц» В составе флота Uss carl vinson cvn-70.jpg
CVN-71 «Теодор Рузвельт» 31 октября 1981 25 октября 1986 Тип «Нимиц» В составе флота US Navy 030320-N-0275F-501 USS Theodore Roosevelt (CVN 71) currently deployed, powers through the Mediterranean Sea.jpg
CVN-72 «Авраам Линкольн» 3 ноября 1982 11 ноября 1989 Тип «Нимиц» В составе флота US Navy 120118-N-QH883-001 The Nimitz-class aircraft carrier USS Abraham Lincoln (CVN 72) transits the Indian Ocean.jpg
CVN-73 «Джордж Вашингтон» 25 августа 1986 4 июля 1992 Тип «Нимиц» В составе флота US Navy 080821-N-4163T-001 The crew of the aircraft carrier USS George Washington (CVN 73) mans the rails as the ship departs Naval Air Station North Island.jpg
CVN-74 «Джон К. Стеннис» 13 марта 1991 9 декабря 1995 Тип «Нимиц» В составе флота US Navy 070206-N-0684R-349 USS John C. Stennis (CVN 74) and guided missile destroyer USS O'Kane (DDG 77) move into formation in preparation for a photo exercise along with USS Preble (DDG 88), USS Antietam (CG 54) and USNS Brid.jpg
CVN-75 «Гарри Труман» 29 ноября 1993 25 июля 1998 Тип «Нимиц» В составе флота US Navy 030117-N-9851B-027 The Military Sealift Command ship USNS Spica (T-AFS 9).jpg
CVN-76 «Рональд Рейган» 12 февраля 1998 12 июля 2003 Тип «Нимиц» В составе флота USSRONALDREAGANgoodshot.jpg
CVN-77 «Джордж Буш» 6 сентября 2003 10 января 2009 Тип «Нимиц» В составе флота US Navy 100609-N-3885H-077 he aircraft carrier USS George H.W. Bush (CVN 77) is underway conducting training operations in the Atlantic Ocean.jpg
CVN-78 «Джеральд Р. Форд» 13 ноября 2009 31 мая 2017 Тип «Форд» В составе флота Broadside view of USS Gerald R. Ford (CVN-78) underway on 8 April 2017.JPG
CVN-79 «Джон Ф. Кеннеди» 22 августа 2015 2022 (план) Тип «Форд» Заложен, строится
CVN-80 «Энтерпрайз» 2023 (план) Тип «Форд» Подписан контракт


Рецензии