Приплыла к нему рыбка...

   Знаменитая «Сказка о рыбаке и рыбке», записанная А.С. Пушкиным, скорее всего, со слов няни Арины Родионовны, знакома каждому из нас. Она дошла до наших дней, надо полагать, в своём первозданном виде, поскольку чуткое, бережное, трепетное отношение Александра Сергеевича ко всему народному нам хорошо известно. В одном из писем (1824 г.) поэт пишет: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
   И в самом деле, сказка читается как романтическая поэма, баллада, притча, в которой много волшебных сцен, но много и суровой жизненной правды. Её эмоциональный диапазон необычайно широк – от мирного, светлого начала, через возникающие «откуда ни возьмись» земные блага, через нарастающую жадность и нарастающее возмущение высших сил, – к трагическому концу, к разбитому корыту…
   Казалось бы, сказка в целом очень проста, её мораль «лежит на ладони» и доступна даже детскому восприятию – не будь жадным, иначе будет плохо… Но только ли об этом хочет поведать нам сказка? Где её истоки?
   Вчитаемся повнимательнее: 

   «Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу».

   Море в сказках – это часто «иное царство», зыбкое и таинственное… Погружаясь в него, можно уйти за границы чувственного мира, в область иных сверхчувственных существ… И вот на границе этих двух миров живут старик и старуха. Сказка дважды повторяет, что живут они «ровно тридцать лет и три года». То есть, в общей сложности – 33 года. Но почему речь идёт именно о таком количестве лет? И почему 33 делится на 30 и 3?      
   Очевидно, сказка хочет дать прямой намёк на земную жизнь Иисуса Христа, ведь непосредственно с Ним связаны эти две цифры – «30» и «3». Евангелие от Луки (3:23) сообщает нам: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати…» Затем, от Его крещения в Иордане до распятия на кресте, проходит три года. Почему это так важно и что же случается после прожитых 33-х лет?
   Вспомним слова Христа: «Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоанн, 16:24). То есть, именно теперь «о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Иоанн,16:23). Что же это за событие, благодаря которому всё, «о чём ни попросите», даётся?
   Воскресение! Преображение всего мира, всех его духовных основ… Христос является ученикам при море Тивериадском: «Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу… Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки… Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Иоанн, 21:3,4,6).   
   Так и в сказке – старик тщетно закидывает в море свою сеть и лишь на третий раз его усилия вознаграждаются:

   «Пришёл невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой – золотою. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: откуплюсь, чем только пожелаешь».

   Какое искушение! Старику даётся возможность получить всё, что угодно, всё, на что только способна его фантазия и, по существу, предлагается стать даже господином всего мира… И здесь также вспоминаются слова Христа: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф, 16:26) 
   На одной чаше весов – душа человека, на другой – весь мир… Уравновесят ли они друг друга? Не повредит ли человеческой душе владение всем земным миром с его бесчисленными богатствами и соблазнами? Рыбка предлагает старику всё, что он пожелает. ВСЁ! Старик пугается… Как можно просить ВСЁ что тебе угодно? Кто ты такой? Чем ты заслужил это ВСЁ?
   «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо…» – со смирением говорит старик и добавляет: «Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе». 
   После этих слов невольно наворачиваются слёзы… Как добра, чиста, бескорыстна душа старика! Он ничего не хочет просить, считая себя недостойным жить на «откуп», надеясь только лишь на высшую милость.  И видя это, рыбка исполняет желания его «второй половины» – старухи… Почему? Потому что старуха неотделима от старика, они вместе прожили «тридцать лет и три года», они – одно единое человеческое существо… И пока это существо живёт в гармонии с высшими силами.

   Первое желание старухи довольно незначительно и скромно, хотя она уже знает о том, что рыбка может ВСЁ. Но если старуха, в противоположность старику, символизирует жадность, алчность, ненасытность, то почему сразу не просит полную власть над миром? Скорее всего, потому, что её сдерживает влияние старика… Мы видим, что это одно существо – Человек, в котором жадность и властолюбие просыпаются постепенно. Он слышит в глубине своей души пока ещё не ясный, далёкий змеиный шёпот: «А почему бы тебе не попросить? Что здесь такого? Дают – бери! Это же всё даром! Проси, проси…» И старуха говорит: «Хоть бы взял ты с неё корыто, наше-то совсем раскололось».   
   С этой просьбой старик идёт к рыбке. Он не перечит старухе, которая его «разбранила», он жалуется «государыне рыбке» на свою судьбу, демонстрируя рабскую покорность, безволие, слабость… И вот уже светлое душевное пространство начинает заполнять поднимающаяся со дна тёмная страстная муть. Синее море чувств вначале «слегка разыгралось», затем «помутилося», стало «неспокойно», «почернело» и, наконец, на нём ужасная «чёрная буря»… Перед нами вздымающиеся волны негодования душевного мира, в котором живёт светлый солнечный дух – золотая рыбка. Она приплывает по первому зову, несмотря ни на какие бури…
 
   «Чего тебе надобно, старче?» – пять раз звучит из её уст один и тот же вопрос. Это вопрос существа из высшего мира, в котором царит сострадание, милосердие, любовь… Это вопрос Христа, обращённый к слепым:
   «Чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! Чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их…» (Мф, 20:32,33).
   Старик с поклоном обращается к рыбке:
 
   «Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха, не даёт старику мне покою: надобно ей новое корыто; наше-то совсем раскололось».

   Не случайно старик в точности повторяет слова старухи: «наше-то совсем раскололось», он тоже озабочен состоянием корыта, тоже неразрывно связан с ним… Но почему речь идёт именно о старом корыте, а не о старой посуде, или старой прялке? Ведь старуха, как мы знаем, «пряла свою пряжу». Если «корыто» – это намёк, то что за ним скрывается?
   Мы не можем не заметить, как тесно связаны образы сказки, да и всё сказочное «содержимое» в целом, с «содержимым» Священного Писания. Невольно возникают параллели с притчами «о закинутом неводе», «о злых виноградарях», «о безумии богатого»… Если это так, то что на языке образов, символов, подобий, которыми так глубоко дышит и притча, и сказка, может означать «корыто»?
   То, что в нём стирают бельё, известно всем. Бельё – это тряпичные оболочки для нашего тела. Они периодически загрязняются, их надо стирать… Но ведь у человека есть не только тело, но и душа, и дух. Этот самый   человеческий дух тоже имеет свою оболочку – душу… И она тоже периодически «загрязняется» пятнами грехов, её тоже необходимо очищать, «отстирывать», но не мылом, не водой, а покаянием. Для этого нужны силы, которых всё меньше и меньше… Просьба дать «новое корыто», звучит как мольба о помощи! Человеку уже не хватает собственных сил, в том числе и физических, для борьбы со своими страстями, для содержания своей души в чистоте. Корыто души раскололось,  вода уходит в землю, очищение прекращается…

   «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет вам новое корыто».

   И корыто появляется… Это символический дар чистой божественной энергии человеку, теряющему своё духовное здоровье, свои духовные силы. Теперь они восстановлены. Но… Ни старик, ни старуха не благодарят рыбку. В появлении нового корыта чуда нет!
 
   «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ли корысти?»

   Вот он, поворотный пункт всей сказки! Здесь таится ключ к разгадке её скрытого смысла. Появляется слово «корысть», то есть «выгода», которая впоследствии станет основной причиной всех желаний старухи. А желания растут, как на дрожжах! Велик соблазн, получив даром малое, просить даром и большее…
   Если тебя никто не останавливает, а совесть твоя спит, то почему бы не бесконечно брать, брать, брать?
   Но рыбка не прекращает давать просимое, надеясь на то, что совесть человека, всё-таки, проснётся. Каждое новое исполнение желания – это новое испытание его души и духа. Как он отреагирует? Может быть, остановится, одумается, изменится? Нет… Совесть спит, о благодарности нет и речи.  Появляется новая изба – символ благополучного материального «мирка», в котором вместе со стариком и старухой живёт ещё и корысть.  Теперь она становится главным действующим лицом. Теперь, кажется, ей всё позволено…
   С удивительным спокойствием рыбка соглашается выполнить и две другие просьбы – даровать жадной старухе титулы «столбовой дворянки» и «вольной царицы». В полной мере осуществляются слова Иисуса: «…чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоанн, 15:7), но далее говорится: «Тем прославится Отец мой, если вы принесёте много плода…»
   Плод! Вот для чего всё даётся человеку! А плода-то и нет… Ни старик, ни старуха не «плодоносят». Старуха жирует и богатеет, расширяет свои владения, а старик выполняет унизительную роль «посыльного». Вот и всё.
   Перед нами – жалкий, хоть и раздутый до мировых, «царских» масштабов, пустой мыльный пузырь, человек-потребитель. Он подобен бесплодной смоковнице, подобен богачу, «который каждый день пиршествовал блистательно», а заслужил одни страдания. Он пользуется виноградником, который ему не принадлежит, он «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Всё, что ему даётся, он с жадностью пожирает сам. И ему всё мало! Он знать ничего не хочет о том, что «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь…» Расплата неизбежна! Но корысть и жажда власти настолько затмевают разум старухи, что она в безумии произносит:
 
   «Хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках».

   Это вершина человеческого самолюбия и гордыни. Наступает полная духовная слепота. Человек теряет духовную связь со своим Создателем, Богом и считает, что теперь он сам себе Создатель и Бог!
   В немецкой народной «Сказке о рыбаке и его жене» (Гримм) последнее желание старухи звучит именно так:
 
   «Ступай к камбале-рыбе, скажи ей, что хочу я стать Богом».

   В итоге, старуха снова оказывается сидящей «на пороге своей избушки». Причём, не только старуха, но и старик получают заслуженное наказание. В сказке прямо говорится: «Так и сидят они там и доныне». Они – это две половинки одного человека…
    Мы лишний раз можем убедиться в этом, обратившись к русской народной сказке «Жадная старуха», где роль подателя всех благ играет, вместо рыбки, «старое дерево»:

   «Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас Богами».

   Богами непременно хотят стать оба «героя»! Не случайно в народе говорится: «Муж и жена – одна сатана».
   Чем же отвечает на это «старое дерево»? В конце сказки говорится:

   «Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: «Будь же ты медведем,  а твоя жена медведицей». В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес».
 
   Человек теряет в себе всё человеческое и получает звериный облик. Вспомним, что и возгордившийся ангел был обращён в демона! 
   А во французской сказке «Откуда совы взялись», где вместо старика к «владыке мира» взывает старуха, читаем:

   «Сходила бы ты, старуха, к владыке нашему. Так и так, мол, просит тебя мой старик уступить ему своё место на один денёк».
 
   Старуха собирается идти, как вдруг слышит сверху голос владыки:

   «Остановись, старая! Знаю я, зачем ты ко мне идёшь. Станете вы владыками, но только ночными».
   
   Старик со старухой тут же превращаются в серых сов.
   И в этой сказке человек получает за свою гордыню звериный облик!

   Да, расплата неизбежна! Золотая рыбка возвращает безумных, жалких «героев» к началу всех чудесных событий… Как говорится, «по подвигу и награда».
   Почему у человека отнимается всё, дарованное ему свыше? Потому, что оно было использовано лишь в эгоистических, корыстных целях. А раз нет плодов, нет благодарности, нет внутреннего духовного роста – не будет и помощи.
 
   Задумайся, человек! Может быть, в другой раз, когда тебе представиться возможность получить ВСЁ, ты будешь действовать по-другому… 


   Примечание

   Скрытый смысл образов-символов (трактовка):

Старик со своею старухой – Человек в целом (как творение Бога).
Море – иное царство, сверхчувственный мир.
Золотая рыбка – посланник Бога.
Разбитое корыто – Душа человека, потерявшая способность к очищению (покаянию).
Новое корыто – дар Бога (восстановление утраченных сил).
Новая изба – дар, крестьянское благополучие, достаток на нижнем уровне.
Столбовая дворянка – благополучие, достаток на среднем уровне.
Вольная царица – благополучие, достаток, власть на высшем уровне.
Владычица морская – Божество, Центр Мироздания.


Рецензии