Что ты знаешь о силе женской любви?

По картине Джона Эвертта Милле "Офелия"  (завершена в 1852 году)
 
Медь волос струится в холодной, прозрачной воде
И мерцает давящей тайной шитое золотом платье.
Уносило Офелию вниз по реке.  В безвозвратность.
 
Ее губы от холода синью свело, не различимы звуки.
Что-то шепчет она? Едва разжимая сведенные руки:
«Что ты знаешь о женской любви? Что известно тебе?!»
 
Вздрогнул в туманном бреду, смешав для себя сон и явь.
Он пишет Офелию кистью на полотне со своей “Беатриче”.
В который уж раз отправляет любимую вниз по реке. Вплавь.
 
Убивал Он ее четыре долгих, зимних месяца. Четыре!
В холодной и пустой квартире писал сюжет Шекспира.
“Он” - её художник Милле, “Она” модель его - Элизабет.
 
Четыре зимних месяца Элиза ложилась в воду ледяную,
Едва согретую мерцанием свечей. И белый мрамор кожи,
И золото волос в нем будят страсть художника хмельную!
 
Он недоволен, он хотел бы большей правды в любом оттенке;
В складках платья и в синеве тончайших век, в венке цветов.
И в бледности лица. Рук, что не смогут ухватиться и спастись.
 
 
Стремясь постичь Офелии кручину, услышать он уже не мог:
“Что ты знаешь о женской Любви? О её и моей Судьбе”
он был излишне к ней жесток. Так одержимо жало совершенства.
 
.
Элиза терпеньем бесконечным хотела достучаться до таланта,
Но был он слеп в Любви, и птахою беспечной порхала кисть его.
Она в Бессмертье вписана, а для нее - Он был небес Атлантом.
                понедельник, 25 ноября 2019
 
*Есть ли в мире ценитель живописи, который хотя бы раз не останавливал восхищенного взгляда на картине Джона Эверетта Милле «Офелия»? В области искусствоведения об этом удивительном полотне сказано много. Однако и сейчас не все знают, с кого списана Офелия Милле, и имя Элизабет Сиддал незаслуженно остается в тени.
 
 *Она старалась по ветвям развесить свои венки;
коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток.
Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу;
она меж тем обрывки песен пела,
как если бы не чуяла беды или была созданием,
рождённым в стихии вод;
так длиться не могло, и одеянья, тяжело упившись,
несчастную от звуков увлекли в трясину смерти.
 
Уильям Шекспира «Гамлет». Сцена смерти Офелии.


Рецензии
Мне чрезвычайно нравится это твое произведение. Оно о необычном портрете, о необычных людях и написано необычным языком. Ты помнишь, что первым моим желанием было осудить самого художника за болезненную погоню за достоверными оттенками, за деталями, ради которых он принёс в жертву самого близкого, самого дорого и самого преданного ему человека. И её жертвенность хотелось осудить. Но их давно нет, остался портрет Офелии. Может быть это и было их предназначение в жизни? Ведь они оба были взрослыми, зрелыми людьми, поэтами, художниками. Она вжилась в облик Офелии, наполнила его тем трагизмом, которого нет у Шекспира. Это свойственно всему творчеству Шекспира: все постановки сильнее, чем он написал. Люди видят и передают больше самого автора. Ты затронула интереснейшую страницу Шекспировских страстей, которую нельзя оценить или осудить в простых фразах. Ты заставляешь думать, переоценивать цену, которую люди готовы заплатить в своём служении Искусству.

Сергей Московит   26.11.2019 16:33     Заявить о нарушении
Я соглашусь с тобой, Сережа! Эта история чуть не кончилась трагически. Элизабет заболела пневмонией. И едва не умерла. Ей было тогда всего 19 и отец девушки потребовал оплатить лечение. К сожалению в то время схема лечения предполагала препарат на основе опия. О его вреде врачи еще ничего не знали, но верили что им можно лечить пневмонии и туберкулез. В итоге девушка стала наркоманкой. И умерла через несколько лет от передозировки опия. Но после болезни она ни разу не позировала Милле. Не общалась с ним и вышла заму ж за другого художника этого же направления. Который ее любил чрезвычайно и погубил. Но это другая история пишу об этом сейчас. А вот Милле оказался очень рациональным гением. Женился на жене своего друга. И для новой семьи нужны были деньги и время на их создание. И он с легкостью отказался от идеи с такой тщательностью прописывать детали. Эта картина стала вершиной его творчества, но и на менее детализированных полотнах он смог создать себе имя и даже стать очень обеспеченным для своего круга человеком. Обо всем об этом хочу написать следующую историю.
А знаешь, я вот сейчас задумалась над твоей фразой.А что если это действительно так. Эта картина по мнению знатоков живописи вершина творчества Милли. Элизабет не написала ничего равного этому полотну,хотя по оценкам критиков того времени писала не плохо, но вдохновила целую плеяду художников пре рафаэлитов на лучшие их работы. А вчера я слушала музыкальную балладу на ее стихи. Люди до сих пор пишут на ее стихи музыку и говорят о е потрясающей жизни в контексте ее взаимоотношений с мужчинами. Эти отношения были и счастливыми и не очень. Сейчас не в чести жертвенность, женственность в ее контексте и погруженность в иллюзорный мир творчества. Но она была именно такой и до сих пор о ней говорят с придыханием. Получается она опровергает новомодный тезис "не полюбишь себя -тебя не полюбит мир". Спасибо,Сереженька! Я обязательно отражу эту мысль, подсказанную тобой в продолжении.

Илона Ортис   26.11.2019 17:08   Заявить о нарушении