Амфибрахий в смешанных размерах
Некоторые теоретики стиха, как среди так называемых "профессионалов" [1], - в основном преподователей Вузов, так и среди "любителей" [2] - в основном из пиитов, любят размышлять над достаточно тёмной, загадочной и давно запутанной темой как смешанные размеры (силлабометрики - логаэдики). Которые, в отличие от простых размеров (силлаботоники) не могут измеряться одной стопой. Но сколькими же тогда?
—–
[1] - например - А.А. Илюшин, Русское стихосложение. Смешенные размеры. http://www.stihi.ru/diary/sobiratel2/2018-11-23
[2] - например - Гл. 5-а. Об амфибрахических и комплексных логаэдах (Семинар Юрия Петровича) http://www.stihi.ru/2014/02/10/4615
—–
ДЛЯ НЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДАКТИЛЕЙ И ХОРЕЕВ, ЯМБОВ И АНАПЕСТОВ - логических стоп силлабометрики.
Как известно, - а кому неизвестно поверьте на слово, - логика силлаботоники основывается на измерении стихотворного размера ОДНОЙ стопой - или 2- сложной (ямбической о1 или хореической 1о - по отдельности) или 3- сложной (дактилической 1оо, амфибрахической о1о или анапестической оо1, также, по отдельности) - не смешивая их ни при каких обстоятельствах. Но не каждый из теоретиков, подозревает, что логика силлабометрики основывается на том, что невозможно в силлаботонике, а именно: на измерении стихотворного размера ДВУМЯ стопами - разного характера сложности = 2+3 или 3+2 - исходящей из логики смешения простых двухсложных и трёхсложных стоп. Где никаких 2+2 или 3+3 быть не может. Но, - не вдаваясь в рассуждения о том, почему да как, беря лишь логику силлабометрики,
рассмотрим один элемент этой не логической последовательности - 2+2 - хорей + ямб - в рамках рассмотрения последовательности логических разносложных стоп о которых было говорено выше. Благодаря одной переписке [3], прозондируем этот вопрос более тщательно.
—–
[3] - Рецензия на «И. В. Гёте, Гинкго Билоба» (Рихард Мор 2) http://www.stihi.ru/rec.html?2019/11/22/9479
—–
Цитирую:
—–
А.ВОРОН: "Вот сафический одиннадцатисложник 1о1о1оо1о1о — Гаспаров говорит, что это два хорея, дактиль и два хорея. Но еще это три хорея, амфибрахий и хорей, либо же три стопы хорея, и две ямба с женской рифмой. Словечко «хориямб» я тоже где-то видел... Если каждый будет называть одно и то же по своему, как это и происходит в натуре, то возникает кошмарная путница между системами. Вы форсируете что ямб мешается только с анапестом, а хорей только с дактилем, а амфибрахий вообще Золушка и живет только один, а другие говорят, что хорей и с ямбом может, и есть такое слово хориямб... Кому верить?"
РИХАРД МОР: ...о стопе, - ещё раз:
1о и 1оо - начало ударное, окончание безударное - ДВА СОВПАДЕНИЯ.
1о и о1о - начало разное, окончание безударное - ОДНО СОВПАДЕНИЕ.
1о и о1 - начало разное, окончание разное - СОВПАДЕНИЙ НЕТ.
ВОПРОС: Так почему именно хорей и дактиль?
—–
РАССМОТРИМ. Начала силлабометрики. (Где) ДВУМЯ стопами ИЗМЕРЯЮТСЯ определённые комбинации ударов и безударов - (размеры с нулевой анакрузой " /")
1оо1о1о
1о1оо1о
В измерении участвуют следующие стопы:
1 - хорей 1о и дактиль 1оо
1оо 1о 1о - ДХХ
1о 1оо 1о - ХДХ
2 - хорей 1о и амфибрахий о1о
1о о1о 1о - ХАмХ
1о 1о о1о - ХХАм
3 - хорей 1о и ямб о1
1о о1 о1 о - ХЯЯ
1о 1о о1 о - ХХЯ
—– добавляем "о" перед начальным ударом каждой схемы предыдущих чередований и получаем следующие размеры (с односложной анакрузой "о/"):
о1оо1о1о
о1о1оо1о
В измерении участвуют следующие стопы:
1 - ямб о1 и анапест оо1
о1 оо1 о1 о - ЯАЯ
о1 о1 оо1 о - ЯЯА
2 - хорей 1о с амфибрахием о1о и ямб о1 с амфибрахием о1о
о1о о1о 1о - АмАмХ
о1о 1о о1о - АмХАм
и
о1о о1 о1 о - АмЯЯ
о1 о1о о1 о - ЯАмЯ
=
о1о о1 о1о - АмЯАм
о1 о1о о1о - ЯАмАм
3
В данном случае, разбить на хореи и ямбы не получится. Но для особо одарённых, поясняю более тщательно - это не разбивка:
о1 о о1 о 1о
о1 о 1о о 1о
"о" - ТАКИХ СТОП НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
—–
С ДХ, ХД, ЯА и ЯЯА - ясно: стабильно, логично, неизменно, БОЖЕСТВЕННО. А вот с остальными, как и полагается вышла накладка. Собственно, то, что ямбы и хореи не проходили изначально, было ясно с самого начала (и никакой туфталогии). И даже не потому, что оба они имеют разные анакрузы (1... и о...) и эпикрузы (...о и ...1), а потому, что обе эти стопы двухсложны: 2+2 . А нам нужны 2+3 и 3+2 . Но поскольку, тема была поднята, - мы этот вопрос решили.
Остался вопрос с амфибрахием - с кем ему дружить с ямбом или хореем? Ответ: в размерах с нулевой анакрузой - с хореем. А в размерах с односложной анакрузой, - с ямбом. Но,
скажет кто-то, - а ведь и в другом случае присутствует логика: 1. если мы говорим о хорео-амфибрахиях, мы видим размеры с нулевой анакрузой:
1о о1о1о
1о 1оо1о
2. а если мы говорим об амфибрахо-хореях, мы видим размеры с односложной анакрузой:
о1о о1о1о
о1о 1оо1о
Согласитесь, логика есть? Хм. Но давайте сначала разберёмся с амфибрахием и ямбом. А там посмотрим... Как видно из начальной стадии это или-или:
а)
о1о о1 о1 о - АмЯЯ
о1 о1о о1 о - ЯАмЯ
б)
о1о о1 о1о - АмЯАм
о1 о1о о1о - ЯАмАм
И как правильно начинать? Безусловно пунктом а) - это объясняется дальнейшим увеличением размера...:
о1о о1 о1 + о1
о1о о1 о1о + о1
—А что это за третья амфибрахическая стопа, скажет кто-то? И будет прав. Потому как и дактиле-хореи, например, выходя из района трёх стоп, могут быть такими:
1оо 1оо 1о 1о
а не только такими:
1оо 1о 1оо 1о
ПРИМЕЧАНИЕ. То, что логаэды начинаются с трёх стоп, не означает что их дальнейшая последовательность начинается исключительно с ДХХ, ХДХ, ЯАЯ, ЯЯА (исключение). Это лишь начинающие логаэды силлабометрики. Но если с дактилями и хореями, ямбами и анапестами это понятно и никакого или-или у них нет и быть не может, - например, возьмём некоторые схемы дактиле-хореев:
1оо1о1оо1о
1оо1оо1о1о
1оо1о1о1о1о
1оо1оо1о1о1о
- всё это дактиле-хореи - то в случае амфибрахия и ямба, проблема только одна: как назвать эти 3- стопные начинающие логаэды, чтобы в дальнейшем, что более важно, определить родное окончание всей серии:
а) мужское окончание
о1о о1 о1 - АмЯЯ
о1 о1о о1 - ЯАмЯ
б) женское окончание
о1о о1 о1о - АмЯАм
о1 о1о о1о - ЯАмАм
- вот как правильно назвать? - какое окончание главное? - ведь у нас очевидная принципиальность в этом случае, где ямб требует ударности 1 , а амфибрахий безударности о ... Хм...
...получается, эту проблему может решить только хорей. признающий, в данном случае, первенство амфибрахия и довольный единым с ним окончанием (женским):
о1о о1о 1о - АмАмХ
о1о 1о о1о - АмХАм
- даже можно сказать чередующейся стопой (также женской). А в логаэдах с нулевой анакрузой, амфибрахий соглашается с первенством хорея:
1о о1о 1о - ХАмХ
1о 1о о1о - ХХАм
В этом смысле, остаётся только запомнить последовательность. Ага. Не мытьём так катаньем, любой противник хореев и дактилей, ямбов и анапестов, может создать свою таблицу логаэдических размеров, основанных лишь на хорее и амфибрахие, - в тех последовательностях которые будут фиксировать разницу между размерами начинающимися с удара и размерами, начинающимися с безудара -
ХОРЕИ и амфибрахии:
1оо1о1о
1о1оо1о
АМФИБРАХИИ и хореи:
о1оо1о1о
о1о1оо1о
На первый взгляд, наши хореи и амфибрахии выглядят логичнее дактилей и хореев (ДХ), хореев и дактилей (ХД), ямбов и анапестов (ЯА) и ямбов, ямбов и анапестов (ЯЯА) - такова селяви простоты логических стоп, которую нужно запомнить, а лучше знать. Где, в случае хореев и амфибрахиев, как мы видим, на первый взгляд, запоминать нужно меньше. На первый взгляд. Не забываем. Потому что, это, та простота, которая хуже воровства. Ибо говорить хорео-амфибрахии, значит упрощать и сглаживать разные начала (100) и (10):
1001оо1о1о1о - хорео-амфибрахий
101о1оо1оо1о - хорео-хорео-амфибрахий
(где-то равнять дактили и анапесты в силлаботонике)
В случае амфибрахо-хореев, также упрощать и сглаживать разные начала (о100) и (о10):
о1001оо1о1о1о - амфибрахо-амфибрахо-хорей
о101о1оо1оо1о - амфибрахо-хорей
В связи с чем, - в полной и равной картине событий, - глядя на названия амфибрахиев и хореев, наши - дактили, хореи, ямбы и анапесты, вновь выходят на высоту своего логического полёта в плане (очень важном) выговаривания продукта. И только, если убрать амфибрахо-хореи заменив их на (раннее отвергнутые) амфибрахо-ямбы и ямбо-амфибрахии (договорившись на один исход - мужской), мы получим ту же тенденцию в названии и окончаниях, что и у основных логических метров (только в зеркальном отражении). Где разница выговаривания в споре амфибрахической зоны будет снижена, но в сравнении с логическими стопами - особенно в названии метров, которые по другому никак нельзя сократить.., вобщем, - читайте сами:
Ямбо-ямбо-анапест или хорео-хорео-амфибрахий?
ямбо-амфибрахий или ямбо-анапест?
дактиле-хорей или хорео-амфибрахий?
хорео-дактиль или амфибрахо-ямб?
По мне так очевидно что... — о чём тут спорить, короче, если даже по кафтану, выходят исключительно наши логические - ямбы, хореи, дактили и анапесты. Но...
Мы же (всё это время - как и всегда) говорим о такой интимной области стиховедения как теория стиха, - где говоря о логике можно с лёгкостью переходить на алогичность, - даже не можно, а нужно, - потому как так веселее. В этом плане, каждый кулик своей болтовнёй, а точнее речью сказочной или несказанной, своё же болото, прошу прощения, - озеро - и создаёт или изображает. И даже аллитерации не врут... Кому это неизвестно?.. Да всем. Но пожалуйста! Дорогие мои, для вас и писано. Как говорится... Можете выбрать себе соответствующую пару и творить свою собственную таблицу размеров (чтобы все дывчины пи... офигевали от счастья...). Для этого же всё, правда? Вот эти пары:
—–
ПЕРВАЯ ПАРА:
—–
1оо1о1о - хорео-амфибрахо-хорей ХА
1о1оо1о - хорео-хорео-амфибрахий ХХА
и
о1оо1о1о - амфибрахо-амфибрахо-хорей ААХ
о1о1оо1о - амфибрахо-хорео-амфибрахий АХ
—–
ВТОРАЯ ПАРА:
—–
1оо1о1о - хорео-амфибрахо-хорей ХА
1о1оо1о - хорео-хорео-амфибрахий ХХА
и
о1оо1о1 - амфибрахио-ямбо-ямб АЯ
о1о1оо1 - ямбо-амфибрахио-ямб ЯА
Главное, мои дорогие, чтобы ваша логика измерения была вами же и запомнена, иначе, боюсь, как и любого другого, не понимающего магические особенности метрического порядка, вас может настигнуть бумеранг настоящего хаоса пролетая над вашим же благолепием урагана ясности. Я даже больше вам скажу, - ничего не выдумывайте, просто замените все логические пары на не логические и будет вам счастье:
Определение Размера и Формы стихотворения (Рихард Мор 2) http://www.stihi.ru/2017/10/22/6252
Свидетельство о публикации №119112410019
Интересная и полезная информация.
Спасибо.
Фадей Максимов 21.06.2021 22:09 Заявить о нарушении