История в бане

В Турецких банях искупаться
Пришёл однажды Насреддин*,
Одетый как простолюдин,
И даже проще, может статься.

А Банщик – местный воротила,
Клиента оценив на глаз*,
Ему лишь выдал старый таз
И маленький огрызок мыла.

Однако, уходя, купальщик
Монету золотую дал,
Чем притчей во языцех* стал.
И как же изумлён был Банщик!

Когда ж через неделю кряду
Зашёл помыться Насреддин, –
Обслужен был как господин,
И всё по высшему разряду.

Герой наш, чистый, выйдя в залу,
Прилёг блаженно на кушетку,
Дав Банщику одну монетку,
Скромнейшую по номиналу.

Всем видом источая желочь*, –
«Как так?» –  был Банщик сам не свой, –
«Ведь в прошлый раз был золотой,
Сегодня ж ты суёшь мне мелочь!»

Смеялся Насреддин: «Вот так!
Считать ведь я и сам мастак!
И по счетам плачу всегда:
Я за сегодня – дал тогда!
А за визит свой в прошлый раз –
Я заплатил тебе сейчас!»

• Ходжа; Насредди;н — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок.
Литературный персонаж Насреддина эклектичен и сочетает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл.
Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин-эфенди, виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.
• На глаз – приблизительно, на глазок
• Притча во языцех – предмет общих разговоров.
• Желочь = желчь


Рецензии