7 - Ещё ТОТ препод!

В нашем техникуме теоретические основы теплотехники (ТОТ), преподавал оригинальный мужчина Богатырёв Юрий Иванович. Это был средних лет и среднего роста, тёмно русый  мужчина, в вечно неопрятном костюме, с засаленными рукавами и помятыми брюками. А оригинальность его заключалась в показном панибратском общении со студентами и в нестандартных методах опроса и приёма экзаменов. На первом же занятии он нас радостно просветил: "Существуют три формы опроса студентов:  Форма №3 – это практикуемый всеми банальный вызов к доске, где студент отвечает на вопросы по теме прошлого занятия.  Форма №2 – это письменный ответ всей группы на задания написанные преподавателем на доске, по сути, контрольная работа. Но я вас буду опрашивать моей любимой - Формой №1. Ну, зачем вам бедным, уставшим студентам, напрягая последние силы, выходить к доске? Я сам подойду лично к каждому и задам всего один раз за семестр три вопроса, но по всему уже пройденному материалу. Кто ответит на все три вопроса – пять. Кто на два – четыре. На один – три. А дальше – неуд."  - Надо просветить несведущих, что "ТОТ" – это два толстых тома по 500 страниц теплотехнических формул, которые невозможно запомнить нормальному человеку. Да и зачем? Во-первых, мы всего лишь специалисты по эксплуатации оборудования и теория нам не нужна. А во-вторых, для этого существует справочная литература, где можно посмотреть любую формулу. Но в министерстве образования СССР рассуждали иначе и мы – будущие теплотехники, зачем-то изучали Техническую механику, Технологию металлов, Общую электротехнику и Электронику, Сопромат, Теоретические Основы Электротехники, Гидравлику, Химию и так по мелочи ещё предметов 10. А это всё тысячи формул, каждая из которых на лист или два. Лучше бы мы это время, а это минимум два года, потратили на более детальное изучение оборудования и практику. Но кому важно мнение рядового студента?
Но вернёмся к Богатырёву. Каждый урок он начинал весело с рассказа очередного анекдота, стараясь внести в атмосферу аудитории, раскованность и лёгкость. Но мы-то, зная что за этим последует, только выдавливали из себя натянутый смех, в надежде задобрить изверга и смягчить экзекуцию. Но "Форма номер раз", наступала с неотвратимостью восхода солнца. Надо отдать должное Юрию Ивановичу, сам он знал свой предмет блестяще и все формулы из учебника писал наизусть на классной доске. Он мог, не отрываясь по часу писать по памяти формулы, по ходу объясняя и комментируя их. Мы, конечно, ни хрена не понимали и не запоминали, но записывали и зубрили – экзамен-то сдавать надо. Но Богатырёв требовал такого же знания предмета и от нас, поэтому и "гонял" нас своей "Формой №1" на каждой паре. На моей памяти не то что на 5, но и на 4 никто не отвечал. Тройки и то были редкостью. Большая часть курса подходила к заключительному экзамену с оценкой "Неуд." Вся надежда была на возможность списать с конспекта, учебника шпоры (шпаргалки), с собственной ляжки (приём для девочек), каким угодно способом, которых у изобретательных студентов было множество. Но, как оказалось, всё это было "мимо кассы и коту под хвост", в отношении сдачи экзамена Богатырёву.
Он, впервые в нашей практике сдачи экзаменов, решил принимать экзамен не в большой аудитории, где уследить за всеми тяжело, а в своём собственном маленьком кабинете, причем всего за одним небольшим столом, по бокам которого он садил 4-х студентов (по два с каждой стороны), а в торце стола, буквально на расстоянии вытянутой руки, сидел сам. Сам стол был сверху донизу обтянут белоснежным ватманом, так что не засунуть под стол, не написать на столе, ни спрятать, что-либо, было нельзя. В общем, как вы поняли, списать было просто невозможно, потому что было предусмотрено всё, что бы это предотвратить. Так всё и вышло, редкий студент с хорошей памятью сдавал на тройку. 90%  студентов курса, экзамен просто не сдали. Ваш покорный слуга был единственным, кто умудрился сдать экзамен на четвёрку. Но это было, я подозреваю,  просто элементарное вмешательство моего Ангела Хранителя, который вмешался, зная, что мне, без стипендии, не выжить. Посудите сами: Когда я вытянул билет, то понял что мне ничего не "светит". Я не знал ответ ни на один вопрос. Поэтому, рассудив здраво, приступил к решению задачи, если хотя бы её сделаю, то оставалась минимальная надежда на тройку. Посредине стола лежал второй том "ТОТ", где в конце были различные таблицы с техническими данными, типа теплопроводность разных металлов, для решения задач. Эти таблицы разрешалось смотреть. Я взял учебник, открыл наугад и, о чудо, именно на той странице, где была формула из моего первого вопроса, которую я как можно быстрее списал. Время за которое я должен был списать данные для задачи, кончилось. Поэтому я положил книгу на место, написал пояснения к формуле по первому вопросу и, чтобы всё-таки решить задачу, второй раз потянулся за учебником. Богатырёв моментально на это отреагировал и сказал: "Мотин, ты уже смотрел таблицы, что тебе там ещё надо?" Я нагло заявил, что по ошибке списал теплопроводность не того металла и теперь задача решена неправильно. Юрий Иванович подозрительно на меня глянув, сам открыл учебник и сказал мне нужную цифру, во избежание списывания. Я успешно решил задачу и заработал, на удивление всем, четвёрку. Я был просто счастлив, зато почти весь курс не разделял моей радости. Им предстояла повторная сдача экзамена, где с вероятностью 100%  их ждёт тот же результат. Это понимали не только мы, студенты, но и наш классный руководитель Петухова Е.П. и завуч курса, да и сам директор техникума. Поэтому руководство техникума своим волевым решением просто обязало Богатырёва всем поставить тройки, чтобы не встал вопрос об отчислении по крайней мере 50% студентов курса. Вот поэтому, после сессии,  мы такие счастливые на этом фото.


Рецензии