Город Дно

                Железнодорожный вокзал.



Дно — узловая станция Октябрьской железной дороги[2], расположена в городе Дно Псковской области на пересечении железнодорожных линий Санкт-Петербург — Витебск и Бологое — Псков.


      Впервые деревни Дно Большое и Донце Меньшое Шелонской пятины Новгородской республики упоминаются в писцовых книгах в начале XV века. Дно за время своего существования не раз менял свой статус: то он был в составе Новгородской земли во времена Псковской республики, то принадлежал Московскому Великому князю. Когда земли по Шелони принадлежали Новгороду, многие деревни были монастырскими, причём порядка десяти деревень числилось за Новгородским Юрьевым монастырем, но деревни Дно и Донце Меньшое принадлежали Козьмодемьянскому монастырю.

      С середины XVI века деревня Донце Меньшое уже нигде не упоминается, существуют две версии — или она запустела после эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1550 году, или соединилась с Дном Большим. В 1576 году в сельце насчитывалось 33 двора, из которых 14 крестьянских и 11 — ремесленных. Согласно документам, селом владел крупный помещик Афанасий Бельский, родственник Малюты Скуратова. В XVIII веке во многих документах упоминается и под названием Донщина.

К концу XIX века Дно (или Донщина) стало большим селом (около шестисот жителей).

Затем центр Дновской волости Порховского уезда Псковской губернии.

      В литературе существует устоявшееся мнение, что в 1917 году в ходе Февральской революции на станции Дно царь Николай II подписал отречение от престола, по этому случаю на станции даже был установлен поклонный крест[4]. Однако это заблуждение: в Дневнике Николая II станция Дно упомянута лишь как одна из точек на пути сначала в Царское Село, а затем, после изменения маршрута, — в Псков (это же подтверждают и другие источники). Само же отречение и подписание соответствующего манифеста состоялось в вагоне царского поезда в Пскове.

      Станция на Бологое-Псковской (позднее Московско-Виндаво-Рыбинской) железной дороге открыта в 1897 году[1], в 1901 году с открытием участка Дно — Новосокольники стала узловой.

      1 марта 1917 года на станцию Дно прибыл поезд Николая II. Император назначил здесь встречу Родзянко, однако тот прибыть не смог, и поезд двинулся во Псков, где 2 марта Николай подписал отречение от престола.

      В истории России нет такого события, которое тем или иным способом не коснулось бы города Дно. В Отечественной войне 1812 года принимал участие владелец деревень Костыжицы, Сухарево, Горушка генерал-лейтенант Николай Михайлович Бороздин, чей портрет помещен в Государственном Эрмитаже в военной галерее героев 1812 года. В феврале 1917 года большевиками на станции Дно был задержан литерный царский поезд и направлен в Псков, где Николай II отрекся от Престола.

      Во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в период фашистской оккупации действовало дновское подполье, которое возглавляла Герой Советского Союза А.А. Бисениек. Сейчас одна из улиц города названа ее именем. За подвиги в Великой Отечественной войне звание Героя Советского Союза присвоено еще шестерым дновцам, погибшим в боях за свободу Отчизны – А.К. Антоненко, М.И. Васильеву, В.И. Зиновьеву, В.С. Омельянюку, В.Я. Петрову, Н.Я. Сиротину.

      Удачное местоположение города способствовало строительству железных дорог. В середине 90-х годов XIX века было построено паровозное депо, железнодорожные мастерские, деревянный вокзал. За станцией закрепилось название Дно. Вскоре здесь сформировался железнодорожный поселок, входивший в состав Порховского уезда. Статус города поселок получил в 1925 году, а через два года Дно стал центром района. Дновский район образован в 1927 году в составе Ленинградской области, с 23.08.1944 г. включен в состав Псковской области.

Предприятия и инфраструктура

Система связи железнодорожных путей
Бологое-Псковское и Санкт-Петербург-Витебское направления расположены по разные стороны станции, между ними стоит непосредственно вокзал. Бологое-Псковская ветка проходит с северной стороны прямо, а Санкт-Петербург-Витебская пересекает Бологое-Псковскую по путепроводу севернее станции. Западнее станции расположен обходной съезд, соединяющий участки на Псков и Новосокольники и обеспечивающий транзитное движение грузовых и пассажирских поездов без заезда на станцию.

Население города занято на предприятиях железнодорожного транспорта; также работают металлообрабатывающий завод, выпускающий алюминиевую посуду с антипригарным покрытием, и абразивный завод.

Железнодорожный вокзал

Современный вокзал построен в стиле сталинского ампира в 1950-е годы. В центре вокзала расположен зал ожидания и кассы. Фасады прорезаны с двух сторон широкими арочными окнами, здание увенчано башней с высоким шпилем. Эта башня является символом города Дно. Пролёты арок соединяют основную часть вокзала со служебными помещениями.

В культуре и искусстве

В фильме «В старых ритмах» на станции Дно группа девушек по поручению начальника уголовного розыска Ленинграда раздела итальянского эстрадного певца Макса Ланкастера.

В стихотворении С.Я.Маршака «Дама сдавала в багаж»:

"Хватились на станции Дно
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж
Диван, чемодан, саквояж…"*

*«Багаж» — стихотворение поэта Самуила Яковлевича Маршака, написанное в 1926 году. В основе сюжета — история про даму, которая, сдав в багажное отделение большое количество вещей и маленькую собачку, по прибытии в Житомир получила «огромного взъерошенного пса». Произведение было впервые опубликовано в сборнике «Советские ребята» (Госиздат, 1926) и одновременно — в книге «Багаж» (издательство «Радуга», 1926).

**Вокзал, удививший меня своей красотой, когда я проезжала его ночью на пути в Санкт-Петербург.


Рецензии
Возможно, залечь на Дно и переждать...

Светлана Лучи Кучи Мэн   28.11.2019 14:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.