Мастер суйбокуга... Сотан
Суйбокуга, или суми-э.
Суйбокуга, или суми-э — японская живопись тушью. Этот китайский стиль живописи был заимствован японскими художниками в XIV в., а к концу XV в. превратился в основное направление живописи Японии. Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием чёрной туши (суми), твёрдой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шёлк.
Монохромность предлагает мастеру широкий выбор тональных вариантов. Суйбокуга иногда допускает использование нескольких цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчинёнными линии, исполненной тушью. Живопись тушью разделяет с искусством каллиграфии такие существенные характеристики, как жёстко контролируемая экспрессия и техническое мастерство формы.
История развития суйбокуга в Японии.
От эпохи Нара до Хэйян (8-9 век) рисование тушью в Японии находилось под влиянием династий Су и Тан.
Суйбокуга периода Камакура (13-14 век)
Дзенские монахи сыграли огромную роль в импортировании суйбокуга. Они занимались суйбокуга как одним из видов духовной практики и привозили в Японию не только картины, но и технику рисования. С этого времени и начинается история японского суйбокуга. Впоследствии в Японии сформировался стиль ямато–э, в котором отразилось своеобразие японского стиля. В период Камакура (13-14 век) суми-э представляет собой одно из учений буддизма, когда путем дза-дзен (медитации) достигается просветление (сатори).
Основателем движения считается Ишань Инин, Yishan Yining, (1247- 1317) – первый дзенский монах, прибывший в Японию. Он стал настоятелем дзенского монастыря в Киото и популяризатором философии и эстетических принципов дзен.
Первым японским художником суйбокуга считается Као Нинга, Kao Ninga. Достоверно неизвестно, но его стиль указывает на то, что он был дзенским монахом. Рисовал в жанре дошакуга (doshakuga, портреты фигур из Буддистского и Даосиского пантеона), зенга( zenga, портреты дзенских монахов) и качога(kachoga, цветы и птицы). Духовность дзенских монахов , которая превосходит любую технику, делает их картины живыми и создает ощущения присутствия в них. Дзенский монах Кенсуо
Мокуан, Mokuan Reien (?- 1345), японский монах, в начале 14 века поехал в Китай для обучения и стал не только выдающимся художником, но и выдающимся монахом, он следовал стилю известного китайского художника Моккея, и его называли в Китае «вторым пришествием Моккея». «Четверо спящих»
Суйбокуга периода Муромати (1333-1573)
В период Муромати наступает расцвет суйбокуга. Дом сёгуната Асикага (1387 – 1394) поддерживал учение Дзен. Были построены десятки храмов по всей стране. Иерархию храмов возглавила система «пять монастырей» годзан (пять гор), заимствованная из Китая. Монахи ездили в Китай и, став знатоками китайской философии, создали литературное направление «годзан бунгаку» (литература пяти монастырей) - китаеязычную поэзию. В это время среди дзенских монахов было модно устраивать художественно – поэтические вечера. Они придумывали тему для картин и посвящали ей стихи. Сформировался жанр сигадзику,(Shigajiku,) – свиток со стихами и картиной. Именно монахи-художники выступали эталоном суйбокуга, и они же давали направление дальнейшему развитию живописи тушью. Мода на новый жанр сигадзику привела к тому, что стали рисовать много пейзажей. Японская традиционная культура пестовалась в атмосфере Дзен. Но постепенно в суйбоикуга стали уделять внимание эстетическому наслаждению, и картины наполнились лирическими чувствами. Со временем мир красоты суйбокуга перейдет от малых форм свитков к формированию перегородок фусума и ширм.
Монахи-художники первой половины периода Муромати.
Бомпо, Bompo Gyokuen, (1348 – 1424) был известен, как выдающийся дзенский монах.
Оставил много картин орхидей, к которым сам делал поэтические надписи. Орхидеи растут высоко в горах, в недоступных местах, где никого нет, но все равно благоухают. Поэтому орхидею сравнивают с благородным господином. Изображение орхидеи только тушью вместе с изображением бамбука и сливы получило свое развитие в конце эпохи Северной Сун, а затем перешло в творчество дзенских монахов, которые очень много общались с литераторами – интеллектуалами (бундзин). «Орхидеи»
Картина «Фиолетовое новолуние», написанная в жанре сигадзику, является одной из самых фантастичных и необыкновенных. На ней изображена хижина известного китайского поэта Ду Фу. Пояснения к этой картине написаны не только Бомпо, но и 18 дзенскими монахами. Тема взята из китайской живописи, но мягкость линий, прием изображения луны «сото гуми», когда оставляется незакрашенной одна часть картины, говорит о том, что в ней витает дух японской живописи.«Фиолетовое новолуние»
Киссан Минтё, Minchou, (1352 – 1431), монах – художник храма Тофукудзи в Киото. На потолке этого храма сохранилась красочная картина, изображающая живующую в раю мифическую птицу. Минтё рисовал в жанре дошакуга(doushakuga) фигуры буддистских святых Дарума, богиню Каннон. Одна из самых больших работ Минте – «Большая нирвана», используется в обрядах этого храма. Написанный в поздние годы пейзаж в стиле сигадзику наполнен теплотой и мягкостью, характерной для японского суйбокуга. «Маленькие строения в ущелье»
Дзосэцу, Josetsu (14-15 век) был монахом в храме Секокудзи. Известен его свиток «Ловля сома тыквой горлянкой». Считается, что он был вдохновлен загадкой-коаном сегуна Асикага Есимицу "Как поймать сома с помощью тыквы?» Свиток написан в жанре сигадзику. 31 монах написали поэтические комментарии. «Ловля сома тыквой горлянкой».
Тенсё Сюбун, Tensh; Shuubun, (? - 1448?) также, как и Дзосэцу, был монахом хрaмa Сёкокудзи в Киото. Заимствуя много из китайской живописи, Сюбун пропускал это через себя и рисовал в своей оригинальной уже японской манере. Он изображал пейзажы, характерные для японского влажного климата. Особенностью его стиля является композиция, где в середине большое пустое пространство, а центры тяжести – по краям картины. Его творчество дало толчок для развития суйбокуга в Японии. «Четыре времени года», 6 створчатая ширма.
Сотан, Oguri Sotan (1413 – 1481). Сотан, один из учеников Сюбуна, знаменит прежде всего картинами на фусума (раздвижные перегородки) – фусума-э. В настоящее время сохранилось 6 створок фусума «Гуси и тростник» , написанные в храме Дайкокудзи. Из них 4 створки нарисовал его сын. Считается, что из всех сохранившихся фусума-э – это самая древняя. «Гуси и тростник».
Японский биографический словарь художников сообщает об Огури Сотане: "Ученик
Сюбуна. Был придворным художником. Один из величайших мастеров эпохи Муромати.
Подробности жизни неизвестны. Достоверных работ не сохранилось". Однако сохра-
нились отдельные замечания о нем в старых книгах. Существует несколько картин,
исстари приписываемых Сотану.
Жизнь и творчество Сотана протекали в середине XV века. Японское искусство
этого времени представляло собой сложную и неоднозначную картину. Наряду с
древней традиционной живописью стиля яматоэ в полную меру стали проявляться
тенденции, наметившиеся несколько ранее, с XIII-XIV веков. Очагами новой
культуры стали в то время дзэн-буддийские монастыри. Эстетизация всех без
исключения форм человеческой деятельности, и всего окружающего человека
предметного мира была одним из основных моментов в дзэнском учении. Тесно
связанные с военным сословием, монастыри были зачастую школами стрельбы из лука, фехтования, которые рассматривались как весьма возвышенные искусства.
Вполне естественно, что монастыри были рассадниками живописи. Писание картин
почиталось совершенно необходимым делом, имеет удивительно, что многие дзэнские монахи были живописцами. Первыми учителями дзэнских художников были
китайские монахи. Японские живописцы нередко ездили в Китай, дабы перенимать
выдающиеся достижения китайских мастеров.
Сотан был мастером направления караэ. Он учился живописи у дзэнского монаха
Сюбуна, который один из первых обратился к китайскому монохромному пейзажу.
От Сюбуна Сотан научился верности и разнообразию штриха, "богатству кисти".
Сотан был искушен в передаче облаков и тумана. Наиболее достоверный пейзаж
Сотана весь насыщен клубящимся сырым туманом. Далёкие горы полностью скрыты
плотной завесой, из которой острыми громадами вырисовываются отдельные отвес-
ныне скалы. Приютившиеся под горой маленькие домики виднеются под прозрачной
дымкой, а вокруг неясными пятнами теснятся горные сосны. Скупо очерченные
несколькими точными штрихами, силуэты учёного и мальчика-послушника создают насыщенные глубокой эмоциональностью образы людей, удалявшихся в горы от суетного мира, в уединении постигающих высокий смысл лесов и потоков.
Сотан был не только выдающимся пейзажистом, но и незаурядным художником-анима-
листом. Он знал секрет истинной жизни животных и растений, и как никто другой,
умел изображать их.
Искусство Сотана имело большое признание среди современников. После смерти
Сюбуна он стал ведущим художником при дворе Есимасы, 8-го правителя Японии
из рода Асикага. Он покровительствовал Сотану, но запрещал выполнять заказы
без особого на то высочайшего дозволения и заставлял писать исключительно для дворцовой коллекции.
Искусство Сотана, как и некоторых других художников, явилось хорошей школой
для его младших современников Сэссю, Гэйами и других. Написанная несколько
поколений после Сотана книга о живописи "Хонте гаси" в таких немногих словах
выражает его художественный гений: "При жизни Сотана его кисти не было равных;
жаль, что современные художники не знают, как постичь его секрет".
@
Свидетельство о публикации №119112105634
С уважением, Владимир.
Владимир Веров 26.11.2019 18:27 Заявить о нарушении
Алексей Гончаров2 26.11.2019 19:11 Заявить о нарушении