Гиппиус Зинаида

"Звёзды  люблю я и листья весенние, -
Тёмную землю и алую кровь.
Чем сочетанья во мне совершеннее,
Тем горячее и тем неизменнее
Жадного сердца живая любовь..."
(Зинаида Гиппиус "Победы")

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября 1869 гоа в городе Белёв Тульской губернии. Мать - сибирячка, отец - выходец из немецкой колонии в Москве. Семья постоянно перемещалась: Тула, Харьков, Петербург, Москва, Крым, Кавказ.

Отец умер от туберкулёза; тот же недуг настиг и Зинаиду. В 1885 Зинаида вместе с матерью и сёстрами живёт в Тифлисе.  Порывистая натура 16-летней девушки берёт верх: она занимается танцами, увлекается верховой ездой.  Никогда радость бытия не переживалась с такой остротой, как в Грузии.  Стройная, золотоволосая, с изумрудными глазами,излучающими энергию и веселье девушка притягивала взоры молодых людей, покоряла и пленяла навсегда...

И вот  в  прелестном курортном городке Боржоми юной Зинаиде встречается молодой, но уже известный литератор Дмитрий Мережковский, серьёзно-сосредоточенный. Он показался равнодушным к её юным прелестям; зато высказал сожаление, что Зина не читала Спенсера!...

Видимо,девушка была ошарашена и поражена таким отношением, и 8 января в церкви Михаила Архангела в Тифлисе состоялось венчание.

Квартира четы Мережковских становится оазисом литературной, да и духовной жизни Петербурга.  Так же потом и парижская квартира притягивала русскую эмиграцию и сплачивала почти мистическим притяжением; а Зинаида была также инициатором создания общества "Зелёная лампа".

Зинаида Гиппиус притягивала людей необычной красотой, утончённостью, остротой критического чутья...

Современники отмечали в ней боттичеллиевскую наружность мадонны наряду с демоническим взрывным началом и богохульством. Восхищала и притягивала поэтесса Блока, Брюсова, Белого,Розанова и многих других.

Зинаиде Гиппиус свойственны эротический флёр, искус, пикантность. Она - и боттичеллиевская мадонна, и демоническая соблазнительница.  Но всё это - маски. супруги прожили вместе 52 года, не расставаясь ни на один день...

Литературное наследие Зинаиды Гиппиус поистине впечатляет: пять сборников стихов, шесть сборников рассказов, романы, драмы, критика и публицистика, дневники и мемуары.
На родине, в России, Зинаиду Гиппиус не печатали до 1990 года.

Критики ставили ей в вину некую холодность и неженскую манеру стихосложения.  Но поэтесса блистательно опровергла нападки оппонентов стихотворением "Сосны", которое Брюсов называл прекрасным:

         СОСНЫ

Желанья всё безмернее,
Всё мысли об одном.
Окно мое вечернее,
И сосны под окном. 

Стволы у них багровые,
Колюч угрюмый сад.
Суровые, сосновые
Стволы скрипят, скрипят.

Безмернее хотения,
Мечтания острей —
Но это боль сомнения
У запертых дверей. 

А сосны всё качаются
И всё шумят, шумят,
Как будто насмехаются,
Как будто говорят: 

«Бескрылые, бессильные,
Унылые мечты.
Взгляни: мы тоже пыльные,
Сухие, как и ты. 

Качаемся, беспечные,
Нет лета, нет зимы...
Мы мёртвые, мы вечные,
Твоя душа — и мы. 

Твоя душа, в мятежности,
Свершений не дала.
Твоя душа без нежности,
А сердце — как игла». 

Не слушаю, не слушаю,
Проклятье, иглы, вам!
И злому равнодушию
Себя я не предам, 

Любви хочу и веры я...
Но спит душа моя.
Смеются сосны серые,
Колючие — как я. 

1902

Поражают воображение читателя "Петербургские дневники" З.Гиппиус.  Это - волнующие и страшные документы эпохи, кровоточащие строки о первой мировой и о гражданской войне. И пусть они не столь документальны, но с предельной откровенностью передают атмосферу Петрограда, вязкость и тяжесть его воздуха.

З.Гиппиус: Да, рабство.Физическое убиение духа, всякой личности, всего, что отличает человека от животного.Разрушение, обвал всей культуры. Бесчисленные тела белых негров.

Тупой ужас потери лица человеческого. И моего лица, - и всех, всех кругом...

Поиски социального счастья привели к распаду человечности...

Поэт, публицист, гражданин России Зинаида Гиппиус принадлежит к настоящей интеллигенции, которая на протяжении двух столетий созидала великую русскую литературу, мечтала о возрождённой родине, ждала революцию. А с приходом последней получила крушение культуры и нравственное одичание.  Воспоминание пронизывает  не только ярость, но и боль за Россию...

Умерла блистательная поэтесса Серебряного века 9 сентября 1945 года в Париже в возрасте 75 лет.  Похоронены супруги на кладбище Сент-Женевьев де Буа близ Парижа.

Григорий Адамович, поэт-акмеист, близко знавший Зинаиду Гиппиус: "Любить стихи Зинаиды Гиппиус трудно...но и забыть нельзя..."

       КОРОСТЕЛЬ             А. К.

«Горяча моя постель...
Думка белая измята...
Где-то плачет коростель,
Ночь дневная пахнет мятой.

Утомленная луна
Закатилась за сирени...
Кто-то бродит у окна,
Чьи-то жалобные тени.

Не меня — её, её
Любит он! Но не ревную,
Счастье ведаю моё
И, страдая, — торжествую. 

Шорох, шёпот я ловлю...
Обнял он её, голубит...
Я одна — но я люблю!
Он — лишь думает, что любит. 

Нет любви для двух сердец.
Там, где двое, — разрушенье.
Где начало — там конец.
Где слова — там отреченье. 

Посветлеет дым ночной,
Встанет солнце над сиренью,
Он уйдет к любви иной...
Было тенью — будет тенью... 

Горяча моя постель,
Светел дух мой окрылённый...
Плачет нежный коростель,
Одинокий и влюбленный». 

1904

            ОНИ

Звенят, поют, проходят мимо,
Их не постичь, их не догнать,
Во мглу скользят неуловимо —
И возвращаются опять... 

Игра и дымность в их привете,
Отсветы мыслей, тени слов...
Они — таинственные дети
Еще несознанных миров. 

Не жизнь они — но жажда жизни,
Не звуки — только дрожь струны.
Своей мерцающей отчизне
Они, крылатые, верны. 

А я, разумный и безвластный,
Заворожить их не могу,
Остановить их лет неясный,
Зажечь на этом берегу. 

Я только слышу — вьются, вьются
Беззвонный трепет я ловлю.
Играют, плачут и смеются,
А я, безвластный, — их люблю. 

1904

     БЛАГАЯ ВЕСТЬ

Дышит тихая весна,
Дышит светами приветными...
Я сидела у окна
За шерстями разноцветными. 

Подбирала к цвету цвет,
Кисти яркие вязала я...
Был мне весел мой обет:
В храм святой завеса алая. 

И уста мои твердят
Богу Сил мольбы привычные...
В солнце утреннем горят
Стены горницы кирпичные... 

Тихо, тихо. Вдруг в окне,
За окном, — мелькнуло белое...
Сердце дрогнуло во мне,
Сердце девичье, несмелое...

Но вошел... И не боюсь,
Не боюсь я Светлоликого.
Он как брат мой... Поклонюсь
Брату, вестнику Великого.

Белый дал он мне цветок...
Не судила я, не мерила,
Но вошел он на порог,
Но сказал, — и я поверила. 

Воля Господа — моя.
Будь же, как Ему угоднее...
Хочет Он — хочу и я.
Пусть войдёт Любовь Господняя... 

Март 1904

  СВОБОДА

Я не могу покоряться людям.
       Можно ли рабства хотеть? 
Целую жизнь мы друг друга судим, —
       Чтобы затем — умереть. 

Я не могу покоряться Богу,
       Если я Бога люблю. 
Он указал мне мою дорогу,
       Как от нее отступлю? 

Я разрываю людские сети —
       Счастье, унынье и сон. 
Мы не рабы, — но мы Божьи дети,
       Дети свободны, как Он. 

Только взываю, именем Сына,
       К Богу, Творцу Бытия: 
Отче, вовек да будут едино
       Воля Твоя и моя!

1904

     СЕРОЕ ПЛАТЬИЦЕ

Девочка в сером платьице...

Косы как будто из ваты...
Девочка, девочка, чья ты?
Мамина... Или ничья.
Хочешь — буду твоя.

Девочка в сером платьице...

Веришь ли, девочка, ласке?
Милая, где твои глазки?

Вот они, глазки. Пустые.
У мамочки точно такие.

Девочка в сером платьице,

А чем это ты играешь?
Что от меня закрываешь?

Время ль играть мне, что ты?
Много спешной работы.

То у бусинок нить раскушу,
То первый росток подсушу,
Вырезаю из книг странички,
Ломаю крылья у птички...

Девочка в сером платьице,

Девочка с глазами пустыми,
Скажи мне, как твое имя?

А по-своему зовёт меня всяк:
Хочешь эдак, а хочешь так.

Один зовет разделеньем,
А то враждою,
Зовут и сомненьем,
Или тоскою.

Иной зовет скукою,
Иной мукою...
А мама-Смерть — Разлукою,

Девочку в сером платьице...

Январь 1913
СПБ


Рецензии