В защиту теории взрыва вселенной

   Считается, что гипотеза образования вселенной посредством взрыва заявила о себе только в двадцатом веке, но уже античные мудрецы Гесиод, Парменид, Эмпедокл прощупывали схожее мировоззрение, когда жизнь зарождалась через смерть, через катастрофу. Религиозным невежам и противникам этой теории стоит напомнить примелькавшуюся фразу из Евангелия: КТО СТАНЕТ СБЕРЕГАТЬ ДУШУ СВОЮ, ТОТ ПОГУБИТ ЕЕ; А КТО ПОГУБИТ ЕЕ, ТОТ ОЖИВИТ ЕЕ(Лука 17:33). Что говорит русское слово «взрыв», если привести однокоренные вариации: нарыв, разрыв, прорыв, порыв в смысле рывка, вдохновения, воодушевления? Как похоже это слово на побег, если не из евангельской  апокалиптической катастрофы(Матфей 24:16,20), то на побег семени, росток, начало жизни! Немецкое слово Ausbruch и означает «начало» помимо прочих своих смыслов: взрыв, вспышка, извержение и побег тоже, хотя в словаре есть примечание, что это побег из тюрьмы, но ведь и тело, которое нами изжито, истрёпано до обездвиженности, до маразма разве не тюрьма? Особенно мне нравится как аналог взрыва украинское слово «выбух». Да, оно тоже сопровождается страданиями и при рождении младенца женщиной, и при проклёвывании семени, констатирующим его смерть, и в болезненном пробуждении весны, и в утренней заре, обещающей вспышку и взрыв света. Конечно, многие такие явления выбуха происходят в замедленном темпе, но если их прокрутить быстрее, необязательно они будут пугалом. Вот хаос революции, но это опять же какая-никакая, а может, даже восторженная жизнь. А непримечательный бутон, распускающийся в яркий цветок! А взрыв аплодисментов и крики «бис», подстёгивающие певца на продолжение концерта! А долгожданный гол с триумфом трибун, свидетельствующий, что взрыв — победа! А семейный конфликт ведь тоже взрыв, происходящий по причине, когда противоположности занивелировали свои потенциалы, и вместо согласия вынуждены быть ненужными, отдаляться, а отдалившись, опять притягиваются. А разрыв плотины, сулящий гибель ниже по течению, и он происходит по простой причине: сколько не сжимай пружину, она обязательно взорвётся, освободится. А стратификация семени, давление на него неблагоприятными погодными условиями, - оно непременно проклюнется, зачирикает, когда почувствует согревшуюся почву. Да такова и оппозиция, угнетаемая  властями, - она уверена в грядущем взрыве.
   Я пояндексил антоним к слову «взрыв», и получилось, что «спад». Скорее, он относится к экономике, и мне, как любителю обобщений термин не совсем понравился. Что же тогда - «вбух»? Но вроде такого слова нет даже в украинском языке, хотя бухать могут и в России, и в Украине. Втык! После втыка и женщина благоухает, и подчинённый  благодаря начальнической вздрючке и наставлению горы может сдвинуть. Впрочем, кому не нравится это скабрезное слово, можно сосредоточится на сингулярности, -  этот термин пасётся  во многих науках и переводится с латыни как единственный, особый, тогда как взрыв предполагает разорванную множественность, как бы инфляцию. Сингулярность — точка, которая стремится к нулю, но эта точка, совокупность всего мироздания под философским названием Универсум. Нуль — это фактически чёрная дыра, которая сужает и втягивает вселенную, а что за чёрной дырой, наука предполагать не может. Но я обращу внимание читателя на знаменательницу-луну, когда она в ущербе достигает тривиального нуля и становится невидимой. Так что же после этой невидимости? Взрыв, вспышка света, называемая новолунием. Точка сингулярности до того сдавливается и становится плотной и термоядерно горячей, что происходит взрыв. Свет нарастает до полноты, и это центробежная мужская сила, которая в ущербе опять засасывается чёрной женской центростремительной дырой. То есть тайны здесь никакой нет — обычный новый круговорот жизни. Конечно, в марьяжной постели это происходит безболезненно: женская дыра не всего мужчину затягивает, а только его семенную жидкость. Но если слишком зацикливаться на сексе, возможно, что и душа почернеет от такого соседства. Не зря же Соломон назвал женщину смертью(Екклесиаст 7:26).

Страстью к девам полногрудым неустанно не гори:
Злая хворь в тебя проникнет и уляжется внутри -
Ведь избыток удовольствий безразличием чреват,
Избегай соитий лишних, будешь сам тому не рад,
Обнаружив слишком поздно, что недугами полна,
В щелки женщин провалилась жизни светлая весна.
(Шейх Нефзауи, Сад благоуханный)

    Тем не менее у пророка Иеремии написано, что жена спасёт посредством чёрной дыры энтропированного и болезного мужа(Иеремия 31:22), - так написано в синодальном переводе, а в других переводах — взыщет, защитит, окружит, то есть охомутает. И действительно, стоит появиться новолунию, у тьмы уже есть светлый партнёр, и в других фазах продолжается это единство и борьба противоположностей, хотя рост назван прямым путём, а ущерб — кривым, потому что ширится и преобладает тьма: ПОСТАВЬ СЕБЕ ПУТЕВЫЕ КАМНИ, УСТАНОВИ ВЕХИ, ОБРАТИ СВОЁ СЕРДЦЕ НА ПУТЬ ПРЯМОЙ, ПО КОТОРОМУ ШЛА ТЫ ПРЕЖДЕ! ВЕРНИСЬ, О ДЕВА ИЗРАИЛЕВА, ВЕРНИСЬ В ГОРОДА СВОИ! ДОКОЛЕ БУДЕШЬ МЕТАТЬСЯ, О ДОЧЬ-ОТСТУПНИЦА?!(Иеремия 31:21-22, перевод с древнееврейского Л.В. Маневича) Камни, по-библейски означают семёрки, то есть фазы луны, ведь древние жили по лунному календарю.
   Но можно отследить суть чёрной дыры во вселенной и по дереву. Корни это сужающиеся центростремительные силы,  а ветви — расширяющиеся центробежные. Между ними бревно, с одной стороны которого «вбух», с другой выбух. Но в спирали вселенной перемычку между охвостьями, одним из которых служит Млечный путь, астрономы назвали не бревном и стволом, а баром. Чёрная эта дыра - тесный путь из подземной тьмы в жизнь(Матфей 7:13). Впрочем, Христос, олицетворяющий Путь, предлагает извлекать из себя не только изжитые  сучья-охвостья, но и трухлявое бревно(Лука 6:42), ведь отпавшие семена с дерева обещают рождение новых обителей(Иоанн 14:2).
   Можно отследить суть сингулярности и чёрной дыры по морю-океану. Множество потоков несут больные воды, которые мы безуспешно пытаемся качественно улучшить посредством очистных сооружений, но испарения с моря-океана возвращают истинную родниковую чистоту в родники, и испарения тоже своего рода взрыв.

Я вступаю в возраст скверных предчувствий,
верных предвидений, отсеянной чепухи;
то, что было потоком, становится тихим устьем,
расползается вширь,
лениво дробится на ручейки.

Время писать покаянки оставленным жёнам:
бес, мол, попутал, вселился в ребро (а на деле — в пах!).
Отражать облака. Быть самому отражённым
в этих непроницаемых облаках.

"Сынку, подай воды. Нет, лучше крепкого чаю.
Да ну его, чай, принеси мне вина стакан."

Русло мелеет, мельчает, а я по капле впадаю
во что-то большое, солёное, древнее...
Видимо, в океан.
(Геннадий Акимов, Океан)


 А динамика между женским циклоном и мужским антициклоном очищает воздух в регионах земли, и ветры — это тоже  взрывы. Можно привести ещё много примеров из природы, по которым можно разгадать суть сингулярности, но нельзя утомлять читателя. Достаточно сказать, что сингулярность или «черная» дыра помимо астрономии бытует в философии, математике, биологии, технологии, экономике, общественных отношениях…
   Эмпедокл вместо элипсовидной перемычки центром мироздания провидит огненный шар опять же с охвостьями. Этот Сферос образован четырьмя первоэлементами, главный из которых огонь, его Эмпедокл называет лучезарным Зевсом, трём другим стихиям он тоже присваивает имена греческих божеств: земля — животворящая Гера, воздух — Гадес, вода — слезами текущая в смертных источниках Нестис. Первоэлементы — вовсе не наивные конструкции античных мудрецов косной, неодушевлённой материи, это душевные, а, может, даже духовные стержни. Эмпедокл считает, что нервы образуются из земли и огня в соединении с двумя частями воды. Ногти состоят из нервов, которые охлаждаются под действием воздуха. Кости содержат две части воды, две части земли и четыре части огня. Увы, я от мудрости древнегреческого учёного далёк, но всё же понимаю, что восходящие весна, восток, социализм благоденствуют под эгидой воздуха; приземлённые осень, запад, феодализм подвержены власти земли; властные лето, юг, рабовладельческий строй — порядки мужского огня; коварные зима, север, капитализм - женские заморочки разных состояний воды от пара до льда. Всё-всё можно рассортировать по первоэлементам, даже масштабные циклы: криптозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Или совсем крошечные: яйцо, личинка, куколка, крылатая особь. А власти, они ведь тоже цикличны: Ленин(земля, осень), Сталин(вода, зима), Хрущев(воздух, весна), Брежнев(огонь, лето), Горбачёв(земля, снова осень и конец социализма).
   Движущими силами первоэлементов у Эмпедокла являются Любовь и Вражда. Любовь притягивает первоэлементы и с ними все существа в центре, в то время как Вражда курирует края Сфероса. Есть русская пословица: вместе тесно, а врозь скучно. Действительно, в любви такая спаянность и монолитность, что даже до потери качеств первоэлементов. Например, в едином евнухоиде, как впрочем и в весне, мужские и женские качества так сошлись, что даже это выглядит уродством. Но Бог уверяет апостола Павла, когда тот просит у него силы, - сила в слабости!(2 коринфянам 12:7-10) А ведь Всевышний себя в пример подаёт, в буддизме, например, такие термины, как Ничто, и Пустота говорят о Боге. Да и Христос напоминает, что унижение выше всего(Лука 14:11). Гермафродит с полновесными мужскими и женскими качествами, как и осень, является промежуточной стадией, когда главные ипостаси Ян и Инь находятся во вражде. В апокрифической ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА вскользь описываются щадящие качества стихий в Любви и их категоричная нетолерантность при Вражде(Премудрости Соломона 16:17-29). Но вообще Любовь и Вражда, равно как Свет и Тьма, присутствующие в знаменательнице-луне, это навсегда во вселенском мироздании. В иудаизме об этом Соломон заявляет(Екклесиаст 3:1-8), в Евангелии - Христос, взявшийся за меч(Матфей 10:34), в индуизме роль динамичного женского начала вселенной выполняет один из божеств триады — Шива-разрушитель. Смерть дважды наступает в витке вселенской спирали: при «вбухе», когда первоэлементы соединяются, и при «выбухе», когда стихии разбегаются. В первом случает умирает индивидуализм, во втором — единство. Но я бы убрал слово «смерть» из своей статьи: смерти нет, есть метаморфозы.
   Далее я помещаю сохранившиеся отрывки из поэмы Эмпедокла «О природе». Но кто считает это античной галиматьей, можно не читать: я кратенько уже разжевал мировоззрение Эмпедокла, как своё.

          1. Ты же послушай, Павсаний, разумного, сыне, Анхита!
      2. Скудные средства познания нашим дарованы членам,
      Множество скверн и напастей смущает пытливые думы.
      Малый узрев лишь удел человеческой жизни злосчастной,
      Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья,
      5 Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило
      В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать:
      Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно,
      Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к познанью,
      Сведать готовься лишь то, что смертная мысль прозревает.
      3. ... Скрыть в глубине немого, как рыба, сердца . ..
      4. Но от глаголов моих отвратите безумцев гордыню,
      Чистый источник из уст непорочных пролейте, о боги!
      Ты же, молю, белорукая, многожеланная дева,
      Муза, ко мне снизойди на послушной тебе колеснице,
      5 Благоговейное слово неся краткодневным созданьям.
      [663]
       
      Нет, не заставит меня обольщение чести и славы
      В мире сем тленном, смирения дерзко нарушив пределы
      Речью греховною, к мудрости горним обителям вспрянуть.
      Нет, но исследовать должен ты всячески, где что открыто,
      10 Зрению вовсе не более веры давая, чем слуху,
      Ни громогласному слуху не больше, чем ясному слову;
      Ни остальных твоих членов, только путь есть познанью,
      Веры твоей не лишай, а исследуй, где что открыто.
       
      5. Свойственно людям негодным сильнейшему слову не верить.
      Ты же, как то велят откровенья правдивые Музы,
      В сердце своем различи слово истины, правду чтоб сведать.
       
      6. Выслушай прежде всего, что четыре есть корня вселенной:
      Зевс лучезарный, и животворящая Гера, и Гадес,
      Также, слезами текущая в смертных источниках, Нестис,
      7. ... Непроизводные...
      8. Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном
      Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти:
      Есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что-смешалось,
      Что и зовут неразумно рождением темные люди.
       
      9. Что бы за смесь ни явилась на свет: человек или птица,
      Дикий ли зверь или куст, – всё равно неразумные люди
      То происшедшим зовут; когда ж разрешится на части
      Тленная тварь, то губительной смертью они прозывают,
      Древний обычай храня, и я сам ему следовать буду.
      10. ... Мстительную смерть ...
      11. Глупые! как близорука их мысль, коль они полагают,
      Будто, действительно, раньше не бывшее может возникнуть,
      Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было.
      [664]
       
      12. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно,
      Также и сущее чтобы прешло, – ни на деле, ни в мысли
      Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы.
      13. Нет во вселенной нигде ни излишка, ни места пустого.
      14. Нет во вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться?
      15. Мудрый муж никогда в своем сердце того не помыслит.
      Будто жизни предел в том, что жизнью зовем мы, положен
      Смертным добрым и злым; и что, прежде чем плоть сотворилась,
      Были все люди – ничто, и в ничто они вновь разрешатся.
       
      16. Ибо как были они искони, так и будут – две вместе:
      Думаю, их несказанное время вовек не лишится.
       
      17. Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах
      Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве.
      Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель:
      Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью,
      То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой находит.
      Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах:
      То, Любовью влекомое, сходится всё воедино,
      То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга.
      <Так, поскольку единство рождается без перерыва>
      В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –
      Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
      Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах.
      Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
      Выслушай слово мое: возращает учение разум.
      [665]
       
      15 Как я и раньше сказал, поясняя предел рассужденья,
      Речь моя будет двоякая: ибо – то в множества недрах
      Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве,
      Огнь, и вода, и земля, и воздуха высь без предела,
      Вне их Вражда смертоносная, всем равновесная порознь,
      20 В них же Любовь, в ширину и в длину одинакая всюду.
      К ней ты умом возносись, покидая очей ослепленье.
      Смертные членам своим врожденной ее почитают,
      В ней дружелюбия, подвигов дружных находят источник.
      Радостью и Афродитой богиней ее величая.
      25 Но ни один смертный муж не познал, что она обегает
      Недра стихий; ты же выслушай речи нелживой теченье.
      Все они равны и все одинаково древнего рода,
      Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
      Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.
      30 К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:
      Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.
      Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
      Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?
      Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,
      35 В образах разных являются, теми ж всё оставаясь.
       
      18. ... Любовь...
       
      19. ... Единящею Любовью ...
       
      20. Ясно то можно узреть в совокупности членов, телесных:
      То, Любовью влекомые, сходятся все воедино
      Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы;
      То, напротив. Враждой разъятые злой, каждый порознь
      5 В шумном прибое житейского моря у брега блуждают.
      Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду,
      Так и у горных зверей и у птиц, сих ладей окрыленных.
      [666]
       
      21. Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры,
      Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами.
      Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце,
      Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая,
      5 Вот и дождем нисходящая, темная, хладная влага,
      Вот и в земле сокровенное твердое мира начало.
      Все во Гневе они разновидны и врозь существуют,
      Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной.
      Ибо из них всё, что было, что есть и всё то, что будет:
      10 В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены,
      Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы,
      Также и боги из них, многочтимые, долгие днями.
      Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
      В видах различных являются: столько их смесь изменяет
       
      22. Все они – солнце, земля, необъятное небо и море, –
      Все стремятся равно к единению всеми частями,
      Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей зарожденьи
      Так равно и все те, что более склонны к смешенью,
      5 Страстью взаимной пылают, по воле самой Афродиты.
      Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласят
      Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком:
      Купно сойтись неспособны они, и властвует ими
      Беспрекословно Раздор, такую им давший природу.
       
      23. Как живописцы, глубоким умом изучивши искусство,
      Дар многоцветный бессмертным богам принести собираясь,
      Краски различные в руки берут и потом, соразмерно
      Смешивать их начиная – одних и других понемногу,
      5 Образы схожие всяких предметов из них производят:
      То вырастают деревья, то мужи выходят и жены,
      Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы
      Даже и боги, почетом отличные, долгие днями;
      Так да ума твоего не коснется обман заблужденья,
      10 Будто иной есть источник безмерно-великой вселенной,
      Но убедись, что он в них, божественным внявши глаголам.
      [667]
       
      24. ... Нагромождая одно заглавие на другое, не доводить
      до конца одной стези повествования ...
       
      25. ... Ведь, что нужно, то и дважды хорошо поведать ...
       
      26. Властвуют поочередно они во вращении круга,
      Слабнут и вновь возрастают, черёд роковой соблюдая.
      Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга,
      Образ людей и животных различных пород принимают.
      5 То, Любовью влекомые, сходятся в стройный порядок,
      То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь друг от друга,
      Чтобы в единое целое снова затем погрузиться.
      Так, поскольку единство рождается без перерыва
      В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, –
      10 Вечно они возникают, и нет у них стойкого века.
      Но, поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах, –
      Вечно постольку они существуют в недвижимом круге.
       
      27. Там ни быстрых лучей Гелибса узреть невозможно,
      Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря:
      Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился
      Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
       
      27а. Ни непристойной борьбы, ни ссоры нет в его членах.
       
      28. Равный то был отовсюду и всяких лишенный пределов,
      Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос.
       
      29. Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают,
      Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей детородных:
      Равный себе самому отовсюду был шар или Сферос.
       
      30. Но как скоро Раздор возрос и окреп среди членов,
      К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время,
      Клятвой великою им предреченное порознь обоим…
      [668]
       
      31. Дрогнули члены у бога один за другим по порядку.
       
      32. ... Сочленение связывает два...
       
      33. Как смоковничный сок молоко заставляет сседаться ...
       
      34. . . . Склеив ячменную муку с водою ...
       
      35. Но, обратившися вспять, пойду по пути песнопений,
      Раньше избранному мной, из глагола глагол извлекая.
      После того как Раздор в глубочайшие недра пучины
      Путь свой направил, в центре же вихря Любовь воцарилась,
      5 Все они* там воедино сливаются, мало-помалу
      С разных сторон собираясь; из смеси же их происходят
      Все бесконечные сонмы подверженных тлену созданий.
      Часть их,** однако, большая, черёд соблюдая с другими,
      Смеси бежит, одержимая окрест лежащим Раздором.
      10 Ибо она не вполне отступила ко внешним пределам
      Круга, но частью осталась и частью лишь вышла из членов.
      Сколь постоянно она ко-вне удалялась, настолько
      Кроткий, бессмертный порыв неповинной Любви приближался.
      Прежде нетленное в образах тленных тогда появилось,
      15 Жизненный путь изменивши, из чистого ставши нечистым.
      Так из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий
      В образах многоразличных и дивных на вид происходят.
       
      36. К крайним пределам Раздор отступал при их единеньи.
       
      37. Тело земли из земли, из эфира эфир вырастает
       
      38. Скажем о первых и равных по древности мира основах,
      ________________________
      * Стихии.
      ** Стихий.
      [669]
       
      В коих возникло всё то, что ныне мы зрим во вселенной:
      Бурное море, земля, бременеющий влагою воздух,
      Также эфирный Титан, облекающий вкруг мирозданье.
       
      39. Если земли глубина и эфир беспредельно-велики,
      Как то гласят празднословные многих людей утвержденья,
      Малый узревших удел из всего, что открыто познаныо ...
       
      40. С кротким ликом луна и разящее стрелами солнце ...
       
      41. Солнце, собравшися в диск, обтекает великое небо.
       
      42. .......... лучи у него затмевает,
      Прямо под ним протекая и тень полагая на землю
      Тех же размеров, какие луне светлоокой присущи.
       
      43. Солнечный свет, отражаясь в широкой луне круговидной...
       
      44. Солнце бестрепетным ликом к Олимпу свой свет отражает.
       
      45. Чуждый свет круговидный вокруг обтекает всю землю.
       
      46. Втулка так в колеснице вращается, столб огибая...
       
      47. В лик священный владыки глядит предлежащий пред нею...
       
      48. Ночь же земля производит, лучи преграждая собою.
       
      49. ... Пустынной и слепоокой ночи ...
       
      50. С моря приносит Ирида дождь проливной или ветер.
       
      51. ... Быстро вверх ...
       
      52. ... Под землею горит много огней...
      [670]
       
      53. Двигался именно так он в то время, но часто иначе . .
       
      54. Длинными в землю корнями, внедрившись, эфир проникает.
       
      55. ... Море – пот земли …
       
      56. Быстрыми солнца лучами стесненная соль отвердела
       
      57. Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,
      Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко
      Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих.
       
      58 . . Блуждали одночленные органы ...
       
      59. Но как скоро тесней божество с божеством сочеталось,
      Купно тогда одинокие члены сошлись, как попало,
      Множество также других прирождался к ним беспрерывно.
       
      60. ... С волочащимися ногами, с неразделенными конечностями...
       
      61. Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых,
      Твари бычачьей породы с лицом человека являлись,
      Люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов:
      Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари.
       
      62. Выслушай ныне о том, как огонь, выделяясь, ко свету
      Вывел в ночи сокровенные отпрыски многострадальных
      Мужей и жен; ибо речь та не будет пуста, ни бесцельна.
      Цельноприродные чада земли выникали сначала,
      5 Равный удел получившие воздуха теплого с влагой.
      Огнь их выталкивал вверх, сочетаться желая с подобным,
      Вовсе еще не имевших ни стройной гармонии тела,
      Ни человеческой речи, ни мужам присущего члена.
       
      63. Надвое членов природа разорвана: часть из мужчины..
      [671]
       
      64. Брачные узы чрез очи связующий следует Потос ...
       
      65. В чистое место вливается: с холодом там повстречавшись,
      В образе жен выникает ...
       
      66. ... Расколотые нивы Афродиты ...
       
      67. В более теплых частях самец зарождается в чреве.
      Вот почему все мужчины смуглее и мужеством краше
      И волосатее жен …
       
      68. В месяц восьмой в день десятый сок появляется белый.
       
      69. ... Двоякорождающие..
       
      70. . Кровяная чаша . . .
       
      71. Если вера твоя ненадежна в мои поученья,
      Как из смешенья воды, и земли, и эфира, и солнца
      Образы все и цвета преходящих возникли созданий, –
      Все, сколько б ныне на свет их ни вышло из рук Афродиты...
       
      72. Как деревья огромные вышли, как рыбы морские...
       
      73. Землю Киприда, дождем оросив и согревши дыханьем
      Теплым, огню предала закалить ее пламенем быстрым.
       
      74. Рыб обильно-семянных ведя неразумное племя...
       
      75. Внутренность тела плотна, но рыхлы наружные части:
      Свойство такое они получили из дланей Киприды,
       
      76. Так то бывает у тварей морских, скорлупой отягченных, –
      У черепах, у улиток, закованных в каменный панцырь:
      Там ты увидишь повсюду над кожей лежащую землю.
      [672]
       
      77. ... Вечнозеленый ...
       
      78. ......... сообразно
      С воздухом, круглый весь год процветают плодов изобильем.
       
      79 Маслина прежде всех прочих деревьев плоды порождает
       
      80. Позднего сбора гранаты и яблоки с сочным наливом
       
      81. В кору проникнув извне, вином бродит в дереве влага
       
      82. Волосы, листья и перья густые у птиц и на рыбах
      Плотный покров чешуи – из одной происходят основы
       
      83. Спину ежей покрывает колючая грива щетиной.
       
      84. Так путешественник, в бурную ночь собираясь в дорогу,
      В ярко горящем огне очага зажигает светильник,
      Пламя от ветра порывов вокруг фонарем ограждая:
      Тщетно бушующих ветров дыхание окрест ярится,
      5 Свет же, поскольку он тоньше, наружу проходит, лучами
      Яркими путь от порога вперед освещать начиная: –
      Так и огонь изначальный, – что в глаза покровах и тканях
      Тонких, искусно насквозь пробуравленных в виде воронок,
      Замкнут, – за круглым зрачком с той поры стал скрываться,
      10 Ткани удерживать стали наплыв обтекающей влаги,
      Доступ огню открывая наружу, поскольку он тоньше
       
      85. Кроткое пламя в глазу с частичкой земли сочеталось
       
      86 Отдыха чуждые очи из них создала Афродита
       
      87. Крепкими узами страсти снабдившая их Афродита.
       
      88. ...Из обоих происходит одно зрение.
      [673]
       
      89. Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи исходят.
       
      90. Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало стремиться,
      Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой сочеталась.
       
      91. Смесь охотно с вином образует вода, но не с маслом.
       
      92. ... Медь, смешанная с оловом ...
       
      93. ... К полотну примешивается багрец светлого самбука...
       
      94. Мрак, покрывающий дно у реки и царящий под сводом
      Гротов пещерообразных, всегда происходит от тени.
       
      95. Купно срастаться глаза под дланями стали Киприды.
       
      96. Но земля преблагая в своих мощногрудых горнилах
      Два из уделов восьми получила от светлой Нестиды,
      Дважды же два от Гефеста; из них стали белые кости,
      Связями дивной Гармонии купно с собой сочетавшись.
       
      97. ...Хребет...
       
      98. После того как земля в совершенную гавань Киприды
      Якорь забросила, – равными там сочеталась частями
      С светлым эфиром, Гефестом и влагой, дождем нисходящей,
      Разве лишь малой частицей то больше, то меньше бывая.
      Смесь же их кровь породила и прочие виды все плоти.
       
      99. ... Колокольчик ... Мясистый отросток ...
       
      100. Вот как дыхание тварей живых происходит: из плоти
      Трубки, лишенные крови, к поверхности тела проходят,
      В устьях которых наружные кожи покровы сквозными
      Мелкими щелями густо усеяны, так что для крови
      5 Доступа нет, но эфир проникает легко чрез отверстья:
      [674]
       
      Всякий раз как оттуда нежная кровь отливает,
      Бурной волною эфир устремляется внутрь с клокотаньем;
      Но лишь только она возвратится, он вновь вылетает.
      Так водяными часами из меди блестящей играет
      10 Девочка; ибо когда, всё отверстие трубки зажавши
      Ручкой изящною, в мягкую массу воды серебристой
      Их погружает, то влага в сосуд не проходит, давленьем
      Воздуха сжатого там у отверстий теснимая частых.
      Но лишь только сгущенному воздуху доступ откроет,
      15 Тотчас давление слабнет, и влага в сосуд проникает.
      Точно так же, когда весь сосуд наполняет водою
      Девочка, ручкой своею зажавши отверстие трубки, –
      Внутрь устремляясь извне, эфир оттесняет к проходу
      Узкому, глухо-шумящему влагу, сам верх занимая.
      20 Но, с удаленьем руки, обратное прежнему зрится:
      Воздух во-внутрь устремляется, влага же прочь вытекает
      Так, – всякий раз, когда нежная кровь, разлитая по членам,
      Вспять обращаясь, во-внутрь отливает, – теченье эфира
      Тотчас же, бурной волною вздымаясь, ей вслед проникает;
      25 Но, с возвращеньем ее, он вновь вылетает обратно.
       
      101. Пес, чутьем находя частицы животного тела,
      Те, что на пастбище сочном от ног остаются у дичи...
       
      102. Так у всего, что живет, обоняние есть и дыханье.
       
      103. Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям разумность.
       
      104. И, поскольку тончайшие тельца столкнулись в паденьи ...
       
      105. В бурных волнах обегающей крови питается сердце;
      В нем же находится то, что зовем мы так часто мышленьем:
      Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает.
       
      106. Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем.
      [675]
       
      107. Ибо из них всё, что есть, сочеталося в стройный порядок,
      Ими же думают люди и чувствуют радость и скорби.
       
      108. За день поскольку свою изменяют все люди природу,
      Ночью постольку различные грезы их ум посещают.
       
      109. Землю землею мы зрим и воду мы видим водою,
      Дивным эфиром эфир, огнем же огонь беспощадный,
      Также любовью любовь и раздор ядовитым раздором.
       
      110. Если, в мои поученья уверовав сердцем, ты станешь
      Чистою мыслию их созерцать с благосклонным вниманьем,
      То несомненно они на всю жизнь тебе будут опорой,
      Множество также других обретешь из них ценных стяжаний;
      5 Ибо они вытекают одно из другого согласно
      С качеством каждого. Если же будешь стремиться к иному,
      В чем бесконечных скорбей и душевного мрака источник, –
      Скоро покинут тебя мимолетные эти стяжанья,
      К милому лону природы родной возвратиться желая.
      10 Ибо знай, что во всем есть разумности доля и мысли.
       
      111. Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость врачуют;
      Только тебе одному я открыть это всё собираюсь.
      Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,
      Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят;
      5 Если ж захочешь, – обратное вновь их воздвигнешь
      дыханье. Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро,
      В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень:
      Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.
      Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.