Петух, жерновки и старик на небе

   Легенда «Петух и жерновки» – небольшая повесть-сказка, записанная известным историком и фольклористом А.Н. Афанасьевым в середине ХIХ века в Воронежском уезде. Как пишет А. Буслаев в своём предисловии к четвёртому тому «Народных русских сказок» Афанасьева, состоящему из русских народных легенд, «…песня и сказка, обратившись к Священному Писанию и житиям святых, преобразовались под их влиянием в новый род повествования – легенды». Сам Афанасьев пишет об этом так:
«…если языческая старина служила обильным материалом для народной поэзии, то в свою очередь и христианские представления должны были найти в ней свой живой отголосок». Действительно, в легендах мы видим, как древнее языческое сознание начинает постепенно преобразовываться под влиянием животворящего христианского духа. Евангельские притчи не могли не оказать своего влияния на появление легенд. Сказку озарил изнутри новый чудесный свет… 
   О чём же повествует нам легенда «Петух и жерновки»? Её основная сюжетная линия 
довольно проста, обращена ко всем и рассчитана, в том числе, и на детское восприятие.

  «Жил старик со старухою в бедности… Хлеба у них не было. Вот стали они есть жёлуди, привезённые из леса. Уронила старуха один жёлудь в подполье. Пустил жёлудь росток, дорос до пола. «Старик! Надобно пол-то прорубить…» – говорит старуха. Старик прорубил пол. Деревце выросло до потолка. Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял. Дерево всё растёт да растёт и доросло до самого неба. Как не стало у них желудей, старик взял мешок и полез на дуб. Лез-лез и взобрался на небо. Ходил-ходил, видит – сидит кочеток – золотой гребенёк, маслена головка, и стоят жерновки. Он взял их с собою и спустился в избу. «Что нам поесть?» – говорит старик. Старуха, взяв жерновки, стала молоть. Что не повернёт – всё блин да пирог, блин да пирог! И накормила старика.
   Ехал мимо барин. Старуха угостила его, а он поел и говорит: «Продай мне жерновки». Она в ответ: «Нет, продать нельзя». Украл барин жерновки и уехал. Вот, горе! «Постой, – говорит кочеток, – я полечу, догоню!» Полетел, сел на ворота и кричит: «Отдай, барин, наши жерновки золотые, голубые!» Барин приказывает: «Бросьте его в колодец». Кочеток стал приговаривать: «Носик, носик, пей воду…» И выпил всю воду. Полетел, сел на балкон и стал опять кричать: «Отдай наши жерновки!» Барин велел бросить его в горячую печь. А кочеток стал приговаривать: «Носик, носик, лей воду…» И залил весь жар в печи. 
Вспорхнул, влетел в горницу и опять кричит: «Отдай жерновки!» Все гости разбежались, барин побежал их догонять… А кочеток схватил жерновки, да и улетел с ними».

   Эта легенда помещена не только в четвёртом томе (легенды), но и во втором томе (сказки), что подчёркивает её двойственную природу – сказка-легенда. «Преданья старины глубокой», связанные, в частности, со священным дубом («У лукоморья дуб зелёный…»), уживаются в ней с христианскими представлениями о рае, как о высшей небесно-духовной сфере. Это то самое «небо», на которое взбирается старик. То, что речь здесь идёт именно о рае, не подлежит никакому сомнению, ибо в другом варианте легенды говорится:
 
   «Вырос дуб до самого неба; бедный мужик влез на верхушку и давай стучаться. «Посмотри, – сказал Господь апостолу Петру, – кто сюда стучится?» – «Кто там?» – спросил святой Пётр. – «Я, бедный человек, у которого много детей».
   О высшей духовной, райской сфере говорит и тот факт, что у кочетка на головке «золотой гребенёк», то есть он помечен самим ясным Солнцем, самим Дажьбогом… И это не эпитет «ради красного словца». Почему? Что здесь особенного?
   В книге Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» (изд. «Наука», М. 1981) читаем: 
«В 980 г. были поставлены, как известно, идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши (с. 422). Русский летописный Дажьбог-Солнце был сыном демиурга Сварога…» (с. 346) И далее в его книге «Язычество древней Руси»: «Христианский Бог-Сын, Бог-Свет наслоился на славянского языческого бога-сына-Дажьбога…» (с. 781).
   И в этом сияющем божественном мире сидит «кочеток – золотой гребенёк».
 
   Петух в сказках не просто домашняя птица, это вестник солнца, света, защитник правды и справедливости. Его гребешок освещает восходящее солнце, от этого он «золотой». А вот что скрывается за «масленой головкой, шёлковой бородкой»? У Рыбакова встречается такая фраза: «…русы совершают свои жертвоприношения, так как там растёт огромный дуб (дерево Перуна). Они приносят (в жертву) живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные кладут куски хлеба…» Афанасьев подробно описывает жертвоприношение коня водному хозяину: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают её хлебом, потом надевают два жоронова, голову обмазывают мёдом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь…» Не происходило ли что-либо подобного и с петухом? Может быть, перед жертвоприношением его поливали, обмазывали маслом? Ведь и там, и там сущность жертвоприношения одна – удовлетворить, задобрить, «умаслить» божество. 
   Если так, то становится понятным, отчего у петушка «маслена головка». А где «живёт» он после жертвоприношения? В Перуновом царстве, на небе.
   Устойчивое словосочетание «петушок – золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка» стало таковым не случайно, не в силу произвола и чьей-то фантазии, а именно в силу знания древних языческих обрядов. В сказках это словосочетание стало нормой, а непосредственное отношение к обряду постепенно забылось… Но те люди, которые создавали легенды и волшебные сказки не могли этого не знать. Что это были за люди? Из чьих уст прозвучали легенды и сказки, впервые попавшие на страницы книг? 
   Русское географическое общество доверяет А.Н. Афанасьеву публикацию сказок из своего архива, где скопились поступления записей учителей, священников, грамотных крестьян… Эта ниточка, теряясь в глубине веков, приводит нас к волхвам-кудесникам… Вот он, сказочный первоисточник! А неграмотные бабушки-крестьянки всего лишь талантливые пересказчицы услышанного… Афанасьев с горечью пишет о том, что «до середины ХIХ столетия в сказках видели одну забаву, достойную низшего слоя общества или детского возраста, и потому всякий считал за собою полное право переделывать их по-своему». К счастью, многие сказки дошли до нас в своём первозданном виде.               

   Итак, старик оказывается «на небе». Петушок, как существо «небесное», когда-то давным-давно принесённое в жертву, встречает его и… вновь оказывается на земле. Сказки говорят нам: земное бытие – это нелёгкая битва со злом, череда бед, череда испытаний… Петушок, как существо, живущее на земле, часто в народных сказках не выдерживает испытания лестью, поддаётся уловкам лисы и гибнет… Но в сказке «Лиса, Заяц и Петух» он, выгоняя лису из избушки, оказывается сильнее не только собаки, медведя, но и быка!

   «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!»

   И лиса в страхе бежит от петушка. Волшебная коса (сабля), символизирующая волевое, активное действие против сил зла, помогает ему. Если петушок – вестник Солнца, воли самого Перуна, то коса – это его разящая молния, блистающий меч правды и истины, а в евангельском смысле – солнечный меч Михаила-архангела…
   Так в образе сказочного петушка переплелись языческие и христианские представления.

   А вот дуб – это чисто языческий символ в сказке. Славяне представляли себе весь мир в виде огромного дуба – Мирового древа, на котором располагалось всё живое. Ветви этого могучего древа уходили в небо, корни – под землю. На вершине стояли солнце, луна и звёзды. Посреди ветвей жили звери, птицы, люди, а под корнями скрывались обитатели подземного царства. «Небо» – символическое наименование обители высших духовных сущностей и самого Бога.
  В Евангелии от Марка прямо так и говорится: «И так Господь, после беседования с ними, вознёсся на небо…» (16:9). В Евангелии от Луки более подробно: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (24:51).

   Старик, взобравшись по дубу, тоже оказывается там, «на небе». За что же ему даётся такая благодать? Очевидно, за долгую честную, праведную жизнь. Мы видим, что старик со старухой живут хоть и бедно, но в мире и согласии. И вот в подполье «пустил жёлудь росток…» На наших глазах могучий дуб, которому предстоит дорасти до неба, прорастает сквозь избу… Почему он растёт именно здесь? Почему не возле избы, почему не в огороде или где-нибудь в лесу? Скорее всего потому, что в избе, где царит мир и согласие, он находит для себя наиболее благоприятную почву. Священное дерево как бы прорастает сквозь старика и старуху, сквозь душу человека в целом, вознося её на небо…
   На пути роста дуба встают преграды – пол, потолок, крыша… Не задумываясь, старики убирают их с пути, разрушая свою собственную избу! Но теперь она становится для них чем-то вторичным, ветхой скорлупой, из которой проклюнулась на свет новая жизнь… Теперь всё внимание обращено вовне и вверх – на дерево, которое «всё растёт да растёт».
   Нелегко человеку влезть на дерево, а тем более на такое – до самого неба! А ведь перед нами – старик. Откуда у него столько сил? Что его питает? Неужели, одни только жёлуди? Конечно, нет. Внутренняя духовная сила возносит старика на небо. Он поднимается в высшие сферы не физически, а духовно – все дальнейшие события говорят нам об этом.
 
   Взобравшись на небо, старик видит кочетка и жерновки. Больше ничего. Видимо, он видит только то, чего достоин. Ведь это не посмертное путешествие в рай, это достижение определённой ступени развития, определённая духовная высота.  И старик берёт с собой небесные подарки, которые он заслужил всей своей жизнью. Никто ему не препятствует.

   Жерновки в данном случае символизируют благополучие, достаток, духовное (а не только материальное, плотское) насыщение. Они кормят земной и небесной пищей людей достойных, а недостойных оставляют с пустыми руками.
   Так, например, в норвежской сказке старая ручная мельница в руках богатого брата начинает безостановочно молоть сельдь и молочный суп. Богача охватывает ужас… «Возьми назад свою мельницу!» – кричит он бедному брату. Вскоре эту же самую мельницу покупает корабельщик и она начинает молоть соль. Кучи соли растут всё выше и выше, и топят корабль. А чудесная мельница никак не может остановиться «и до сего дня мелет соль: оттого-то и солона морская вода». Мельница наказывает недостойных, а всё изобилие уходит в воду…   
   Похожая ситуация складывается в индийской сказке, когда Золотая Антилопа буквально засыпает богатого раджу золотыми монетами. Погибая под тяжестью золота, из последних сил он произносит: «Довольно…» И вся золотая гора тут же превращается в черепки. Жадность наказана, стремление к безграничному богатству рассыпается в прах… Здесь роль мельницы, жерновков играет животное, насыпающее целую гору золота – это всё те же символы земной пищи, всё те же блины да пирожки…

   А в другой русской сказке - «Старик на небе» - масштабы еды просто поражают воображение! Целая вкусная хатка! Причём, она уже готова, ничего молоть и добывать не нужно, подходи – и ешь!

   «Стоит хатка, стены из блинов, лавки из калачей, печка из творогу…»

   Эту хатку на небе стерегут 12 сестёр-коз. У первой козы – один глаз, у второй – два, у третьей – три, и так до двенадцатой. Вначале старик ест «без проблем», но на следующий день появляется «сторож» – первая коза с одним глазом. Старик заговаривает этот глаз словами: «Спи, очко, спи!» Коза засыпает, дед наедается и уходит. А на другой день хатку стережёт вторая коза с двумя глазами… Старик заговаривает и её. Так продолжается до тех пор, пока очередь не доходит до 12-й козы, у которой старик, сбившись со счёта, заговаривает только 11 глаз. 
   Невольно возникают вопросы: как оказались «на небе» именно козы, почему их именно двенадцать и почему именно 12-й глаз видит старика – «коза увидала его двенадцатым и поймала»? К тому же старик взбирается на небо не по дубу, а по бобинке! Как всё это объяснить?
   Если авторы этих сказок приравнивают бобовое зёрнышко к жёлудю, то тем самым как бы хотят сказать: чудо таится в самом зерне, упав на благоприятную почву, оно способно вознести человека «на небеса». Авторы не могли не знать евангельскую притчу о сеятеле и семени, которое «упало на добрую землю и дало плод…» Особенно ощутимо влияние на эти сказки притчи о горчичном зерне:

   «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф, 13:31–32). 

   Числа 11 и 12 в данном случае тоже имеют отношение к Евангелию: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус…» (Мф, 28:16).  Мы знаем, что после предательства Иуды, осталось 11 апостолов. Вероятно, 12-е «недремлющее око», которое видит всё, что делает старик, – Сам Бог. 

   А козы? Почему именно они охраняют небесную хатку? Видимо потому, что это тоже, как и петухи, жертвенные животные. Вспомним, как в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» козлик-Иванушка кличет утопленную сестру: «Алёнушка, сестрица моя! Огни горят горючие, котлы кипят кипучие, ножи точат булатные, хотят меня зарезати!» «В русском фольклоре сохранился мрачный образ обряда жертвоприношения козла. Это, как установил В.Я. Пропп песенный вариант сказки о братце Иванушке и сестрице Алёнушке, утопленной злой колдуньей», – пишет Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси». По воле всемогущих волхвов, во время летнего купальского обряда козлята (козы) отправлялись «на тот свет», «на небо», в дар всемогущим богам…

   Основная мысль легенды «Петух и жерновки» – чудесное насыщение. «Блин да пирог» появляются мгновенно, стоит только захотеть. Это пища из муки, из перемолотых зёрен, и её следует понимать здесь как «хлеб насущный»… Да, это тот самый хлеб, о котором говорится в Евангелии:

   «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек…» (Иоанн, 6:51), «Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! Подавай нам всегда такой хлеб» (Иоанн, 6:33).

   И хлеб даётся старику и старухе, подобно «манне небесной»… Но это не простой хлеб и не простое плотское насыщение. Афанасьев, исследуя текст легенды, пишет: «Чудесные жерновки, которые дают своему хозяину сколько угодно блинов и пирогов, напоминают собой сказочную скатерть-самобранку».
   Напоминают! Всего лишь напоминают! Велик соблазн смешать всё в одну кучу и сказать: «Что тут думать? Блин – это блин, пирог – это пирог. А что же ещё? В сказке сбывается вековая мечта голодных крестьян – и всё! Ведь у голодных одно на уме – как бы поесть… Вот они и придумали себе скатерть-самобранку, хатку на небе, жерновки…»
   Но так рассуждает ребёнок. Что ж, пусть он думает так до поры до времени. Может быть, приглядевшись внимательнее, он позднее увидит, что скатерть-самобранка служит любому хозяину. Ею пользуются и добрые, и злые герои. Ей всё равно кого кормить. Стоит только сказать: «Скатерть, скатёрка! Дай попить-поесть, что на свете есть…» – и всё тут же появляется. А жерновки дают только хлеб насущный и только тем, кто его достоин. Если их крадёт недостойный (барин, богатый брат) – голос правды и справедливости (петух) начинает кричать: «Отдай жерновки!» Может ли такое случиться со скатертью-самобранкой? Нет! У неё нет никакого защитника…      

   Мотив высшей справедливости в легенде звучит очень ярко. Интересен приём, скрытый от невнимательных глаз – постепенное и неизбежное приближение возмездия: вначале кочеток, прилетев к барину, садится на ворота, потом на балкон и, наконец, влетает прямо в горницу! Вода и огонь бессильны перед ним, что говорит о его власти над стихиями, о его неземной, высшей, небесной природе.
   Легенда заканчивается словами: «А кочеток схватил жерновки, да и улетел с ними». Куда? Сказочный вариант уточняет: «к старику и старухе». Конечно, к ним, ведь теперь мы видим, что все они достойны друг друга, что это одно единое, доброе целое. 

   Примечание

   Скрытый смысл образов-символов (трактовка):

Старик со старухою – Человек в целом (как творение Бога).
Небо – рай, высшая духовная сфера (обитель Бога).
Петушок – вестник Солнца, Бога, защитник добра (голос правды).
Дуб – мировое Древо, соединяющее Небо (рай) и землю.
Жерновки – Небесный дар, благополучие, насыщение плоти, Души и Духа.


Рецензии