Вань, скажи про Хань. Часть первая
Словно в сказке, первый ханьский император вышел родом из крестьянской семьи и, в результате восстания, видимо благодаря исключительным личным качествам, оказался у власти. Сменялась ли при этом элита, окружавшая прежнего правителя, или, как неотвратимое, приняла новоявленного, неизвестно. Как бы то ни было, подобный исторический поворот неизбежно заставит думать, что хотя бы немногие избранные из бесчисленного числа китайских простолюдинов, наделяются божественным потенциалом.
Примем же на веру хотя бы то, что с приходом новых времён, китайское крестьянство утратило свою способность вот так запросто порождать судьбоносцев. Иначе нам следовало бы удивиться, почему в течение последних двух тысяч лет, если не весь остальной мир, то, по меньшей мере, весь дальневосточный регион в буквальном значении не лёг к ханьским ногам.
Однако, ханьскому этносу на законном основании принадлежит то, что называется китайским языком со всеми его диалектами, а так же письменность, культура и искусство.
Исконное место ханьцев под солнцем – по южную сторону сохранившихся доныне участков Великой Стены, которую они возводили, как принято считать, для защиты своих границ от гуннских, тюркских, монгольских и других кочевых племен, совершавших набеги с территории нынешней Монголии, и когда-то расположенной по соседству с ней, Маньчжурии, за последние четыре века, в силу обстоятельств, напрочь приросшей к китайскому государству и официально именуемой ныне, не иначе, как Северный Китай.
В этой северной части Китая, помимо чисто русских староверов переселившихся туда ещё в царское время, живёт и немало метисов, происходящих от иных русских людей, как из числа родившихся в когда-то названном «русским», маньчжурском городе Харбин, так и тех, кто, в историческом контексте, именуется «албадзинцами». Это, уже давно переродившиеся в азиатов, отпрыски нескольких десятков сибирских казаков, что были пленены маньчжурами в середине 17ого века, и волей-неволей поступили на службу к правящему ханьским Китаем, маньчжурскому семейству Айсин из родовой общины Гёро, в мировой истории лучше известному под китайским обозначением Цин. Слышали имя некоего персонажа по имени Пу И? Вот он, этнический маньчжур, и был последним китайским императором. Изображение его лица хранят фотоснимки. Но отсутствие фото и кинохроники во все предыдущие века, не даёт нам шанса увидеть ни истинные лица предыдущих китайских правителей, ни лица их советников, министров и генералов. Доподлинно неизвестно, кто были и как выглядели известные всем Кон Фу Ци и Лао Цзы. Нельзя быть уверенным, что эти двое, а с ними и многие императоры древнего Китая, непременно имели в себе неразбавленную китайскую кровь. В Китае, и как следствие, в окружающих его восточноазиатских государствах, перенявших от китайцев многие элементы культуры и ментальности, существует зримое разделение человеческой породы на «высокую» и «низкую» Дело здесь в цвете и тональности, которую имеет кожа. Чем она светлей, тем индивидуум породистей. Именно по этой причине восточные азиаты не любят загорать. Нонсенс, что бы китайская, японская или корейская модная штучка демонстрировала отменный солнечный загар. Чем бледнее таковая, тем она в своём мире выглядит краше. Кто научил жёлтую расу сопрягать красоту и благородство со светлым, лишённым загара тоном кожи – одному Богу-создателю известно.
И хотя внешние признаки, отличающие типичного китайца от типичного корейца или вьетнамца, по сей день не прекращают существовать, ханьцы, в силу многовекового поглощения своей неисчислимой массой всех, приходящих с четырёх концов мира, чужаков, выглядят довольно таки разнообразно. Среди них отыщутся лица с характерными признаками всех этносов составляющих Восточную Азию; данность, которая заставляет китайцев искренне верить, что все окружающие этносы, происходят от них. По существу дела, для среднего китайца - любой другой азиат есть ни кто иной, как говорящий на ином языке такой же китаец.
А уж тот, кто придумал сказать, что все китайцы «на одно лицо», наверняка просто не имел времени и места, что бы разглядеть в деталях их замечательную многоликость.
Доминирующую роль азиатских генов в процессе зачатия новой жизни, я обыденно сравниваю с серной кислотой, в которой почти без остатка растворяются представители всех иных человеческих рас. Мне доводилось наблюдать китайца с выраженными признаками негроидной расы, хотя только Бог знает, как данное интернациональное смешение могло случиться. Не вызовет ни малейшего внимания тёмнолицый китаец, который, определённо, имел в предках индуса, но «афрокитайские» человеческие гибриды в восточноазиатских краях, конечно же, редкость. Упомянутый человек родился в 1960е, и определённо, не был первородным потомком африканца. Как я, для самого себя, мог предположить, то где-то в конце 19ого, или начале 20ого века, чёрнокожий ассистент при европейском или американском торговце, либо же военном, изловчился оплодотворить некую легкомысленную китайскую женщину, и именно так призрак Африки пошёл бродить по китайской земле. К слову сказать, в африканских странах, где на сегодняшний день есть китайское присутствие, потомство метисов идёт уже от китайских отцов, ибо женская половина африканского континента превышает мужскую. В китайском же государстве всё наоборот. Поэтому, китайские мужчины в Африке имеют возможность быть разборчивыми.
Традиционно китайский, равно как и общеазиатский, человеческий типаж, определяемый в современности как монголоидный, подразумевает собой разной степени смугловатую, жёлтого оттенка кожу, узкий разрез карих глаз, снабжённых соответствующим складчатым веком, чёрные прямые волосы, небольшой, очень часто, словно бы приплюснутый нос. Телосложение и манера двигаться не менее явно отличают среднестатистического монголоида от европеоида, но среди китайцев-ханьцев, встречаются люди и со статной «европейской» осанкой, и кучерявые, и такие, чей нос, хоть и невелик, но изыскано, «по-германски», горбат. Мне доводилось знать молодого китайского переводчика, чей образ на 100 процентов соответствовал китайско-еврейскому метису. Даже те индивидуумы, что приезжают ныне в Израиль под видом отпрысков еврейских поселенцев из китайского города Кайфэн, выглядят всего лишь как заурядные ханьские китайцы, и ничуть не так хорошо, как походил на еврейского сына тот молодой человек. Он имел, по-азиатски уменьшенный, однако же, вполне израильский профиль, и тёмные кудрявые волосы, в которых, словно бы случайно, затерялась единственная светло-рыжая прядь.
«Откуда это у тебя?» - спросил я.
«Не знаю» - с хитрецой ответил он.
Я допускаю, что и в самом деле не знал. Да и зачем ему?
Среди ханьцев, в роли национальных меньшинств, проживают более 50ти народов, из которых в представлении не нуждаются, собственно маньчжуры и монголы, а так же корейцы, казахи, киргизы, узбеки, таджики, уйгуры, тибетцы, эвенки, нанайцы, татары, русские и дауры, от имени которых однажды пошло быть название сибирского казачьего края Даурии, благополучно просуществовавшее не одно столетие.
Численность малых народов Китая заметно различается, но, так или иначе, все они, в сопоставлении с ханьцами, пребывают в критическом меньшинстве. Быть ханьцем для китайца означает свободу и уверенность в общении с соотечественником, принадлежащему к иному этносу.
Случилось так, что среди нескольких китайских рабочих, один из которых бывал мне по случаю собеседником, нашёлся и представитель маньчжурского народа. На него указал сам китаец, говоря мне с нескрываемым превосходством: Все мы тут ханьцы, а он маньчжур.
Маньчжуру было лет 25-27, и, став центром внимания, парень нервно заулыбался и потупил в смущении взор…
Видя это, со щемящей грустью подумалось мне об отеческой заботе, которую некогда проявили в отношении потерявших себя маньчжуров японцы, в принудительной форме восстановив маньчжурскую государственность, ту самую, которая у нас традиционно, словно бы в услугу китайцам, называется «марионеточным государством Маньчжоу Го»
Когда-то же, маньчжуры, вслед за своей предтечей чжурчжэнами, являлись вполне полноценной фигурой, совершающей зримые ходы в большой дальневосточной игре. Другой исторической силой на восточноазиатском театре, в своё время были и корейцы, которые ныне без труда узнают себя в лицах воинов, широко популяризованной в мире, терракотовой китайской армии. На протяжении всего долгого времени, корейцы играли заметную роль в китайской истории, и считают себя вправе владеть значительной частью нынешних китайских земель.
А вот халха-монголов, то есть этническое сообщество племён, в нашем современном мире составляющее население соответствующего государства, а так же родственных им ойратов, не получится рассматривать отдельно от тюрков, которые в былые времена, были первыми, кто определял положение вещей в азиатских краях, как на Дальнем, так и на Среднем Востоке.
Говоря монгол, не следует представлять себе исключительно плосколицего кривоногого азиата на маленькой лошадке. Этих русские казаки в 17м веке называли мунгальцами. Бал во времена Чингисхана, правили тюркоязычные, и даже не все из них имели азиатскую внешность. Последняя волна тюркской силы в Азии, была пущена маньчжурами, к которым эта самая сила с частью крови и перешла по наследству, как ранее, так и в ходе «монгольских» завоеваний, и далее сразу после падения Сибирского Ханства, откуда неизвестное число татар и отступило на территорию Маньчжурии. Они, татары, были с маньчжурами в ходе всех дальнейших военных кампаний. По древней тюркской традиции татарские мужчины, к 17ому веку ещё не принявшие ислам, продолжали заплетать волосы в косу. И не смотря на то, что маньчжуры тюрками не были, традиции носить косы следовали и они.
В 1636 году маньчжуры овладели Внутренней Монголией (ныне — автономный район Китая), в 1644м, воспользовавшись случаем, без особых хлопот оказались во главе китайского государства. В 1691 году была переломлена как соломинка и подчинена, Внешняя Монголия, которая ныне есть Монгольская Республика, родина, так сказать, величайшего воителя всех времён и народов Чингисхана.
Однако, кто теперь, кроме самих ханьских китайцев, воспринимает маньчжуров как отличный от ханьцев этнос? Многие у нас считают, словно в угоду тем самым ханьцам, что территория нынешнего китайского государства всегда была и должна быть таковой как нынешняя. А ведь ханьцы при Мао аннексировали и Тибет, и Восточный Туркестан, заслуга в покорении которых, в своё время, так же принадлежала маньчжурам. Сегодняшний Китай считает своей утратой не только Монголию, но и Тыву, в 1756м присоединённую к китайскому государству всё теми же маньчжурами. Китай претендует и на сибирские просторы, не говоря уже про русский Дальний Восток, географически являющийся частью самой Маньчжурии, в которую, ежели верить китайским картографам, входит и остров Сахалин. Граница меж Россией и Китаем должна быть проведена по Уралу, так считает со школы каждый китаец. Именно школа учит китайца, якобы неоднократно бывшему в реальности, вселенскому величию его государства.
Официально утверждается, что в Китае не было перерыва культурных традиций, что он имеет до 5ти тысяч лет истории. Однако данная «беспрерывность» никак не согласуется с тем, что о терракотовых воинах императора Цинь Ши Хуана (258-210 до Р.Х.), до момента обнаружения их в 1974м году, не было известно ровным счетом ничего. «Отсутствуют упоминания о погребенном воинстве в исторических хрониках и документах. Ничего не говорится о нем в легендах, преданиях и национальном фольклоре» ( Наиль Хасанович Ахметшин, Тайны Шелкового пути)
К слову, большинство известных, древнекитайских надгробных, и иных изваяний, даже созданных гораздо позже времён Цинь Ши Хуана, выглядят немногим более чем коряво. Да, они, в действительности, лишь подобие каракатиц, изготовить которые, кажется, способны и несмышлёные дети.
Конечно, едва ли современный предмет китайской гордости - терракотовая армия всего лишь историческая подделка, вышедшая родом из 20ого века. Великая история Китая местами всего лишь преувеличена, местами всего лишь носит легендарный, ничем реально не подтверждённый, характер. Роль пришлых чужаков в китайской древности, может оказаться гораздо больше, чем на самый скромный взгляд.
Исследователям дальневосточной истории известно, что Китай исстари находился под культурным влиянием Индии. Многое было перенято ещё до того, как в середине первого века от Р.Х. в Лоян, тогдашнюю столицу китайского государства, прибыли индийские монахи и создали там буддийские общины. Но вот, немецкий археолог Лукас Никкель из Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета, уже в нынешнем веке, опубликовал в научном журнале статью «Первый император и скульптура Китая», где предположил, что терракотовые воины были созданы в соответствии с эллинской традицией, так как моды на полноразмерные, натуралистичные людские фигуры в китайской древности никогда не было. Скульптурные изваяния, говорящие сами за себя, о том, что их автор черпал своё вдохновение в искусстве Древней Греции, находили на юге Таджикистана, и на севере Афганистана. А бронзовая статуя, некого облачённого в боевые доспехи предводителя из Парфянского Царства найденная в святилище на юго-западе Ирана, внешне соответствует виду терракотовых воинов. Разница выражена лишь в чертах лица – оно у «парфянца», соответственно, не восточноазиатское.
И хотя предположение иноземного археолога было высказано не в бреду, и не было лишено оснований, очень многих оно обидело, и немало. Да, китайцы чувствительны ко всему преуменьшающему их значимость в этом мире. Им необходимо свято верить, что китайская цивилизация развивалась совершенно независимо от постороннего влияния.
Пресловутые «5 тысяч лет беспрерывной китайской истории» так же никак не влияют на возможность расшифровки иероглифической надписи на одном типе древних монет изготовленных в период «Борющиеся царств», то есть с 475ого по 221й года до Рождения Христа. Так хорошо «те» китайцы написали, что «эти» ломают голову как прочитать. Видно, именно данным образом и следует понимать беспрерывность истории.
Древние греки полагали месторасположение своей родины Эллады срединным меж варварскими племенами на европейском Северо-западе, Египтом на Юге и государствами Передней Азии на Востоке. По сути, таким же образом, как посередине относительно всех зримых космологических и геополитических направлений, определяли себя древние, и определяют себя, по старой традиции, нынешние китайцы, именуя свою родину не иначе как «срединным государством» Уж мы не спросим древних греков, не они ли и этому научили китайцев. «Срединной» в переводе на русский, а не «Поднебесной», как кем-то запущено у нас в обиход, следовало бы называть Китай.
Вань, скажи про Хань. Часть вторая. 1: http://stihi.ru/2020/04/15/633
***
Фото: Вдовствующая императрица Цы Си (1835 – 1908) с фрейлинами в один из первых годов 20ого века. Известна как одна из самых могущественных женщин в китайской истории. Привлекает внимание персона в левой части снимка, черты лица которой, скажем так, несколько далеки от восточноазиатских.
Свидетельство о публикации №119111902594
Нурия Сафаргалиева 07.04.2023 14:04 Заявить о нарушении
Получается родного брата Маргуба, китайцы зарубили? Или двоюродного.
Владимир Петрович Янченко 08.04.2023 16:46 Заявить о нарушении
Нурия Сафаргалиева 08.04.2023 16:55 Заявить о нарушении
Нурия Сафаргалиева 08.04.2023 17:03 Заявить о нарушении
Нурия Сафаргалиева 09.04.2023 13:08 Заявить о нарушении
Я нашёл с Вашей подачи статью про польских татар под заголовком - Nasi rodzimi muzułmanie/Наши родимые мусульмане и там подтверждается, что татары появились в Литовском княжестве в конце 14го веке и уже в 1410 приняли участие в Грюнвальдском сражении против тевтонских рыцарей. Выяснил так же, что писатель Генрик Сенекевич был сыном перешедшего в католичество татарина и беларуски.
Я пытался найти фото родительницы Татарского ещё раньше, но неудачною и сейчас не нашёл, ни фото ни видео.
Про Сююмбике нашёл статью с фото - хорошее лицо у неё. Цитата: Тем временем, в мусульманской среде отношение к памятникам людям неоднозначное. Часть верующих полагает, что ислам запрещает изображение лиц. Однако первый заместитель главы Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов опровергает это утверждение:
- Эти люди не знакомы с фетвами богословов мусульманского духовного университета Аль-Азхар (один из старейших университетов, основанный в Каире - прим. RG.RU), которые на уровне фетвотворческих центров разрешили установление памятников выдающимся историческим деятелям. Сююмбике является таким деятелем".
Владимир Петрович Янченко 09.04.2023 14:55 Заявить о нарушении
http://nailtimler.com/tatars_in_russia/habarovskiy/khabarovsk_khabar.html
и о хабаровском имаме из Татарстана
http://islamnews.ru/2022/9/26/imam-iz-tatarstan-napravilsya-sluzhit-umme-v-khabarovsk
Владимир Петрович Янченко 09.04.2023 15:07 Заявить о нарушении
Нурия Сафаргалиева 10.04.2023 10:16 Заявить о нарушении
Вы бываете на сабантуях, которые Ваши местные татары устраивают? Интересно они у Вас там проходят? Сейчас пост-ураза у мусульман. В Казани все мечети проводят ифтар, т. е. кормят ужином всех постящихся мусульман( и не только их) Подают на стол первое, второе и выпечку. Это благотворительность проводится в мечетях Татарстана весь месяц Рамадан. При входе ни у кого не спрашивают, мол, кто ты по вероисповеданию, ты постишься или нет...Всех пришедших встречают учтиво и гостеприимно без всяких расспросов. Готовят там очень вкусно и сытно, в основном, горячие мясные национальные блюда и татарскую сладкую выпечку к чаю подают. А в Хабаровской мечети тоже ифтар проводят?
Нурия Сафаргалиева 10.04.2023 16:45 Заявить о нарушении
Я думал открылись ссылки, ведь сообщество татар так и называется здесь - Хабар. Да, Сабантуй проводят в центральном парке, мимоходом один раз удалось попасть.
Пожалуй, ничего так лучше не говорит о некоторых вещах и событиях, как цитаты. От 17 февраля 2022:
Главный Сабантуй на Дальнем Востоке пройдет в Хабаровском крае
Это один из самых ярких национальных праздников в регионе.
Михаил Дегтярев, глава Хабаровского края, встретился с заместителем премьер-министра Республики Татарстан, председателем Национального Совета Всемирного конгресса татар Василем Шайхразиевым.
В Хабаровском крае проживают представители 145 национальностей. Татарская община является одной из самых многочисленных: 7 тысяч человек.
Отметим, что на дальневосточной земле представители этого волжского народа появились примерно в тоже время, что и русские. Первые татары в начале прошлого века приехали в Хабаровск из столицы Приморского края — Николаевска-на-Амуре. Открыли мечеть на улице Истомина. Ее в начале тридцатых годов прошлого века татары «добровольно» закрыли и отдали советской власти. Только в этом тысячелетии открылась мечеть Это произошло после того, как г-н Ишаев перестал быть губернатором. Он по отцу — татарин, а все татарское ненавидел, говорил, что пока губернатор, не быть мечети в Хабаровске. Так и случилось.
В начале 30-х годов прошлого века большое число татар стали первостроителями Комсомольска-на-Амуре, участвовали в возведении градообразующих предприятий. Поэтому многие десятилетия именно город Юности считался неофициальным центром татарской диаспоры всего края.
— Там ежегодно при нашей поддержке проводится национальный Сабантуй. В этом году планируем повысить статус события, сделав его межрегиональным. А в 2025-м провести в Комсомольске-на-Амуре федеральный Сабантуй, — рассказал Михаил Дегтярев.
Брезгую этим навязанным губернатором, так как как вижу по всей его персоне, что он гомосексуалист. Женат и имеет детей, но это ничего не значит. Банный мальчик Жириновского, как говорили про него здесь, когда он появился.
Ифтар здесь проводят, конечно же, а только подавляющее число прихожан мечети узбеки и таджики, а так же кавказцы и киргизы. В Татарии я бы непременно зашёл в мечеть и не в одну, так как считаю татар своими, а узбеков как не особо. Нет, узбеки сами по себе люди как люди, я покупаю у них сладости, один молодой продавал мне по старой цене, когда всё уже подорожало. Как то вёз меня в такси человек, по всем признакам узбек, и песни у него в машине играли узбекские, но говорит - я таджик. А музыка почему узбекская, спрашиваю, нравится, говорит. Я заметил, все таджики знают узбекский, а узбеки в фарси не бельмеса. В историческом контексте это не удивляет - Туран превозмог Иран, на том и поставили точку.
Есть у меня друг детства татарин, раз в 100 лет видимся теперь, но он не религиозный. Сейчас женат на кореянке, весь круг его общения теперь - её родственники.
Отец мой, так как родился и вырос при Советах религиозностью так же не отличался, он умел ругаться, что называется трёхэтажным матом, с богохульными эпитетами, сейчас таких умельцев я думаю, уже нет.
Мать моя была из семьи староверов, её мать, а так же её сестры и брат, приехали сюда из Латвии, где они жили близ города Даугавпилс, местность Латгалия в соседстве с евреями. Туда их предки бежали из Пскова, спасаясь от никоновских репрессий. Язык их был, понятно русский, разве что сохранялись некоторые особенности псковского диалекта. Например Ленин у моей бабушки был бес-смуститель, вместо смутитель. Были ещё ругательства типа морфинист и сабодражник, ну это уже более современные слова по отношению к тому времени. Они знали польский, этот язык оставался тех краях языком межнационального общения. По сути, все мои предки жили одно время в одном государстве, когда была Речь Посполитая.
Сам я верю в перевоплощение духа и множественность земных жизней, в этом для меня мудрость Творца и его милость. Одной жизни никогда не достаточно, чтоб развиться и получить требуемый опыт. Один прожил три дня, другой прожил год, третий 30 лет, четвёртый 100 лет, а жизнь всего лишь одна. Где здесь мудрость?
Согласно европейской спиритической концепции, дух сам выбирает себе испытания на земле, что бы очиститься так стать ближе к Богу. Именно в позволении пройти через сделанный выбор мне и видится милость Божия. Дух выбрал своему очередному телу лютую смерть, а Бог отвёл её. И в этом тоже высшая мудрость и милость. Всё предначертанное исполняется, поэтому лютая смерть иногда может быть заменена более щадящей. Избежал нечеловеческих пыток, но вскоре его сбила машина. От судьбы не уйдёшь, важно не впасть на своём пути в прелесть и отклонится от заданного курса. Чтобы не пришлось и это иступлять потом.
Верить в Бога по задаваемому религией шаблону я не могу. Как можно вообще не верить в Высшую силу и волю, когда вокруг столько Божественных знаков, я не представляю.
Владимир Петрович Янченко 11.04.2023 05:40 Заявить о нарушении
Нурия Сафаргалиева 11.04.2023 11:30 Заявить о нарушении
Вспомнил свою соседку по молодости лет, ту что имела глаза цвета морской волны, у которой матушка была татарка. Ооо, там мудрость была бездонная. И это не зависело от её образования. Такое напрямую от Всевышнего - либо дано, либо нет.
Владимир Петрович Янченко 11.04.2023 13:50 Заявить о нарушении