Сквозь сон...

Я пишу сквозь сон о любви
Безумной и неизведанной

Расстрепались алые дни
Зарёю вечерней

Коронованный россыпью звёзд
Принц наготою серны

Утопая в копнах волос
Пепельно серых

Прикасались губы твои
К тайне уже забытой

Уходили грёзы любви
Как шелка в ковёрные степи

Тени шагов молодых
Сильных до омрачения

Голоса и тени живых
Значений столетья

Наготою верной всегда
Принцесса в шелках румянца

И только ночь глубока
Застигнутая постоянством



























1
Я пишу сквозь сон о любви
Безумной и неизведанной
Расстрепались алые дни
Зарёю вечерней

Коронованный россыпью звёзд
Принц наготою серны
Утопая в копне волос
Пепельно серых

Прикасались губы твои
К тайне уже забытой
Уходили грёзы любви
Как шелка в ковёрные степи

Тени шагов молодых
Сильных до помрачения
Голоса и тени живых
Столетий былых значений

Наготою верной она
Принцесса в шелках румянца
И только ночь глубока
Застигнутая постоянством






1о1о1о1о
1о1оо1о1о
1о1о1оо1о
1о1оо1оо1о

1оо1о1о1о
1оо1оо1о1о
1оо1о1оо1о
1оо1оо1оо1о

о1о1о1о1о
о1о1оо1о1о
о1о1о1оо1о
о1о1оо1оо1о

о1оо1о1о1о
о1оо1оо1о1о
о1оо1о1оо1о
о1оо1оо1оо1о

0о1о1о1о1о
0о1о1оо1о1о
0о1о1о1оо1о
0о1о1оо1оо1о

0о1оо1о1о1о
0о1оо1оо1о1о
0о1оо1о1оо1о
0о1оо1оо1оо1о


Рецензии
Приветствую, Рихард.
Попробую прочитать то, что ты написал сквозь сон.
оо1о1оо1
о1оооо1оо
оо1о1оо1
о1оо1о

оо1оо1оо1
1оо1о1о
оо1оо1о1
1оо1о

оо1о1оо1
1оооо1о
оо1о1оо1
оо1о1оо1о

1оо1оо1
1оооо1оо
оо1о1оо1
о1оо1о1о

оо1о1оо1
о1оо1о1о
о1о1оо1
о1ооооо1о
Если учесть ударность, то
Я пишу сквозь сон о любви
Безумной и неизведанной
Расстрепались алые дни
Зарёю вечерней
оо1/о1/оо1 - анапест, ямб, анапест
о1о/0оо/1оо/ - амфибрахий, дактиль, амфибрахий
оо1/о1/оо1 - анапест, ямб, анапест
о1о/о1о - амфибрахий.

Коронованный россыпью звёзд
Принц наготою серны
Утопая в копне волос
Пепельно серых

оо1/оо1/оо1 - анапест
1о/о1о/1о - хорей, амфибрахий
оо1/оо1/о1 - анапест, ямб
1оо/1о - дактиль, хорей.

Прикасались губы твои
К тайне уже забытой
Уходили грёзы любви
Как шелка в ковёрные степи

оо1/о1/оо1 - анапест, ямб,
1о/о0/о1о - хорей, ямб, амфибрахий,
оо1/о1/оо1 - анапест, ямб
оо1/о1о/о1о - амфибрахий.

Тени шагов молодых
Сильных до помрачения
Голоса и тени живых
Столетий былых значений

1о/о1/оо1 - хорей, ямб, анапест.
1о/0о/о1/оо - хорей, ямб
оо1/о1/о1 - анапест, ямб,
о1о/о1/о1о - амфибрахий, ямб,

Наготою верной она
Принцесса в шелках румянца
И только ночь глубока
Застигнутая постоянством

оо1/о1/о1 - анапест, ямб
о1о/о1/о1о - амфибрахий, ямб
о1/о1/оо1 - ямб, анапест,
о1о/ооо/о1о - амфибрахий.

Ударность во всех четверостишиях разная (если я не ошибся)
Помогай.

Петр Новицкий   24.11.2019 19:16     Заявить о нарушении
Пётр, будь другом прочти следующие статьи:

Амфибрахий в смешанных размерах (Рихард Мор 2) http://www.stihi.ru/2019/11/24/10019
Определение Размера и Формы стихотворения (Рихард Мор 2) http://www.stihi.ru/2017/10/22/6252

Если что непонятно, - спрашивай.

Рихард Мор 2   24.11.2019 23:11   Заявить о нарушении
И Пётр сдулся...

В этом смысле приглашаю http://www.stihi.ru/rec.html?2019/11/26/559

Рихард Мор 2   28.11.2019 19:06   Заявить о нарушении
Рихард, привет.
Прости, но завал: только приехал с Якутии на поезде и еду сейчас на Лучегорск на авто. Я ещё даже не смог пройти по первым ссылкам. Обязательно зайду,как разгребусь.

Петр Новицкий   28.11.2019 23:25   Заявить о нарушении
Ок. Ок.

Рихард Мор 2   28.11.2019 23:30   Заявить о нарушении
Я пишу сквозь сон о любви
Безумной и неизведанной
Расстрепались алые дни
Зарёю вечерней

1о1о1о1о-здесь вижу ХД
1о1оо1оо1о-а как в таких случаях ударение падает на первый слог вопреки и почему в первом слове два ударения?
1о1о1оо1о
1о1оо1оо1о
оронованный россыпью звёзд
Принц наготою серны
Утопая в копне волос
Пепельно серых

1оо1о1о1о
1оо1оо1о1о
1оо1о1оо1о
1оо1оо1оо1о

Прикасались губы твои
К тайне уже забытой
Уходили грёзы любви
Как шелка в ковёрные степи

о1о1о1о1о
о1о1оо1о1о
о1о1о1оо1о
о1о1оо1оо1о

Тени шагов молодых
Сильных до помрачения
Голоса и тени живых
Столетий былых значений

о1оо1о1о1о
о1оо1оо1о1о
о1оо1о1оо1о
о1оо1оо1оо1о
Наготою верной она
Принцесса в шелках румянца
И только ночь глубока
Застигнутая постоянством
0о1оо1о1о1о
0о1оо1оо1о1о
0о1оо1о1оо1о
0о1оо1оо1оо1о

=========================

Петр Новицкий   30.11.2019 15:07   Заявить о нарушении
И что это за схема? Как её понимать?

Петр Новицкий   30.11.2019 15:11   Заявить о нарушении
Пётр у тебя проблемы с навигацией? Нахера ты слова цитируешь? Где ты взял схему 4- дольника?

Рихард Мор 2   30.11.2019 15:15   Заявить о нарушении
Это твоя схема,которвя ниже.

Петр Новицкий   30.11.2019 15:23   Заявить о нарушении
Я пишу сквозь сон о любви
Безумной и неизведанной

Расстрепались алые дни
Зарёю вечерней

Коронованный россыпью звёзд
Принц наготою серны

Утопая в копнах волос
Пепельно серых

Прикасались губы твои
К тайне уже забытой

Уходили грёзы любви
Как шелка в ковёрные степи

Тени шагов молодых
Сильных до омрачения

Голоса и тени живых
Значений столетья

Наготою верной всегда
Принцесса в шелках румянца

И только ночь глубока
Застигнутая постоянством
1о/1о/1о/о1 - ХЯ
о1/о0/0о/1оо - ЯХД?

оо/1о/1о/о1 - ХЯ
о1о/о1о - Ам

оо1/оо1/оо1 - А
1оо/1о/1о - ДХ

оо1/оо1/о1 - АЯ
1оо/1о - ДХ

оо1/о1/оо1 - АЯА
1о/о1/о1о - ДЯАм

оо1/о1/оо1 - АЯА
1о/1о/1о/о1о -ХХХАм

1о/о1/оо1 - ХЯА
1о/1о/о1/0о - ХХЯХ

оо1/о1/оо1 - АЯА
о1о/о1о - АмАм

оо1/1о/о1 - АХЯ
о1о/о1/о1о - АмЯАм

о1/о1/оо1 - ЯЯА
о1о/ооо/о1о -Ам

Петр Новицкий   30.11.2019 16:11   Заявить о нарушении
оо1/о1/оо1 - АЯЯ
о1/о0/0о/1оо - ЯХД? - а как быть с этим!

оо1/о1/оо1 - АЯА
о1о/о1о - Ам - хотя первые два двустишья должны быть такими

Петр Новицкий   30.11.2019 16:39   Заявить о нарушении
Пётр, судя по тому, что я вижу, ты не внимательно читал то, что я дал. Вообще, этот стих сложный для тебя. Давай-ка начнём с более лёгких. Я дам тебе два стиха, а ты начертишь им схемы и обозначишь каждому стихотворный размер.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
1 - Лермонтов, Выхожу один я на дорогу...:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
2 - Есенин, Не жалею, не зову, не плачу...:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
Дерзай!

Рихард Мор 2   30.11.2019 17:18   Заявить о нарушении
Лермонтов, Выхожу один я на дорогу...:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

оо/1о/1о/оо/1о - хорей
1о/1о/1о/1о/1 - хорей с каталектикой
1о/1о/1о/1о/1о
оо/1о/1о/оо/1

оо/1о/1о/оо/1о
1о/1о/1о/оо/1
1о/1о/1о/оо/1о
1о/1о/1о/оо/1

1о/1о/1о/оо/1о
оо/1о/1о/оо/1
оо/1о/1о/оо/1о
оо/1о/1о/оо/1

оо/1о/1о/1о/1о
1о/1о/1о/1о/1
1о/1о/1о/1о/1о
1о/1о/1о/1о/1

1о/1о/1о/1о/1о
оо/1о/1о/1о/1
оо/1о/1о/оо/1о
1о/1о/1о/оо/1

В общем хорей.

Петр Новицкий   01.12.2019 03:13   Заявить о нарушении
Есенин, Не жалею, не зову, не плачу...:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца - не надо натягивать удар, он на месте
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно, - тоже не надо натягивать.
Что пришло процвесть и умереть.

оо/1о/оо/1о/1о
1о/1о/1о/1о/1
оо/1о/1о/оо/1оо - ХД или лишний слог?
1о/1о/1о/оо/1

1о/1о/1о/1о/1о
1о/1о/оо/оо/1 - тронуОе напрашивается
оо/1о/1о/оо/1о
оо/1о/1о/оо/1

1о/1о/1о/1о/1о
оо/1о/оо/1о/1 - расшевеливАешь наапрашивается
1о/1о/1о/оо/1о
1о/1о/оо/1о/1 - в пОловодье напрашивается

1о/1о/1о/1о/1о
1о/1о/1о/1о/1
1о/1о/1о/1о/1о
оо/1о/1о/оо/1

1о/1о/1о/1о/1о
1о/1о/1о/1о/1
1о/1о/1о/оо/1о
1о/1о/1о/оо1 - несмотря на то, что это есенинская ода сердцу, ударность здесь хромает и при чтении ударения в словах приходится натягивать - такое трудно читать. Если на это закрывать глаза в стихах со смешанным размерами, то ударность будет определить проблематично.

В целом это хорей

Петр Новицкий   01.12.2019 03:39   Заявить о нарушении
Извиняюсь: последняя есенинская строка должна быть не такой 1о/1о/1о/оо1, а такой 1о/1о/1о/оо/1

Петр Новицкий   01.12.2019 03:46   Заявить о нарушении
Во-первых, оформление. В этих вопросах необходим порядок. Показываю:

1. СТРОФЫ И СХЕМЫ СТРОФ:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

оо/1о/1о/оо/1о - хорей
1о/1о/1о/1о/1 - хорей с каталектикой
1о/1о/1о/1о/1о
оо/1о/1о/оо/1

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

оо/1о/1о/оо/1о
1о/1о/1о/оо/1
1о/1о/1о/оо/1о
1о/1о/1о/оо/1

....

2. ОДНИ СХЕМЫ:

оо/1о/1о/оо/1о - хорей
1о/1о/1о/1о/1 - хорей с каталектикой
1о/1о/1о/1о/1о
оо/1о/1о/оо/1

оо/1о/1о/оо/1о
1о/1о/1о/оо/1
1о/1о/1о/оо/1о
1о/1о/1о/оо/1

...

Это просто. Поэтому, попрошу соблюдать его. Второй пункт - на усмотрение. Но первый - всегда.

—–—–—–—–
Во-вторых, определение. Хорей, это не размер, а метр. А размер (стихотворный) состоит из метра и количества его стоп. Включая окончания. А значит, стихотворный размер двух стихотворений - 5- стопный хорей, ж/м .

—–—–—–—–
В-третьих, что касается окончаний. Схемы:

1о/1о/1о/1о/1оо
1о/1о/1о/1оо/1о

Видно, что в первой схеме последние две стопы, это хорей и дактиль, а во второй дактиль и хорей. В этом смысле, первая схема - хорея, а вторая хорео-дактиля. Обрати внимание НА БЕЗУДАРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ между ударами внутри схем - то же самое. В первой схеме он везде равен одному _о_ а во второй в одном промежутке двум _оо_ .

НОМЕНКЛАТУРА ОКОНЧАНИЙ. Древнегреческая наука каталектика. Буду говорить просто, не каталектическая стопа или размер, а просто каталектика. Итак,

знаешь малое, знаешь всё. знаешь стопу метра, знаешь РОДНОЕ окончание размера.

МЕТРЫ СИЛЛАБОТОНИКИ:

Двухсложные:

1. Хорей - его стопа 1о
2. Ямб - стопа о1

Трёхсложные:

1. Дактиль - 1оо
2. Амфибрахий - о1о
3. Анапест - оо1

В удобном формате с номенклатурой окончаний:

1о - женское
о1 - мужское

1оо - дактилическое
о1о - женское
оо1 - мужское

Соответственно, родные стопы в окончании размера будут как и везде и, родные окончания размеров этих метров будут такими какое окончание имеют их стопы. Это называется акаталектика - полный размер, строка.

Если у нас строка в окончании не соответствует его стопе и, соответственно его окончанию, значит у нас или каталектика - усечение последней стопы или гиперкаталектика - приращение (наращение) последней стопы. Вот у нас схемы:

оо/1о/оо/1о/1о - акаталектика
1о/1о/1о/1о/1 - каталектика
оо/1о/1о/оо/1оо - гиперкаталектика и отмечается так:

оо/1о/1о/оо/1о/о

Символически, это выглядит так:

П/Х/П/Х/Х -
Х/Х/Х/Х/Хк -
П/Х/Х/П/Хг1 -

Каталектика может быть односложной и двухсложной и на символах отображается соответственно - к1 или к2 . В случае хорея я не показал к1 потому что и так ясно, что усечение у него может только. Другое дело дактиль -

1оо - а
1о - к1
1 - к2

Гиперкаталектика может быть какой угодно. На цифровой схеме это показать легко - /оо - /ооо .., на символьной, немного сложнее - но всё те же цифры после букв: г1 , г2 и так далее.

Понятно?

Рихард Мор 2   01.12.2019 16:10   Заявить о нарушении
С каталектиеой понятно. А как быть с такими пиррихиями, в которых ударение не на месте?

Еще смотрел про клаузулы в инете:

В силлабо-тоническом стихосложении — заключительные слоги стиха, начиная с последнего ударного слога (икта). Клаузулы различают по числу слогов после последнего ударного:

0 слогов — «мужская» клаузула (сире́нь)
1 слог — «женская» клаузула (сире́-ни)
2 слога — дактилическая клаузула (сире́-невый)
3 и больше — гипердактилическая клаузула (сире́-невую).

Это также каталектика?

Петр Новицкий   01.12.2019 16:36   Заявить о нарушении
И может ли быть усеченным амфибрахий?

Петр Новицкий   01.12.2019 16:48   Заявить о нарушении
1. "...как быть с такими пиррихиями, в которых ударение не на месте?" ПРИМЕРЫ?

2. "Еще смотрел про клаузулы в инете:

<...>

0 слогов — «мужская» клаузула (сире́нь) МУЖСКОЕ ОКОНЧАНИЕ
1 слог — «женская» клаузула (сире́-ни) ЖЕНСКОЕ ОКОНЧАНИЕ
2 слога — дактилическая клаузула (сире́-невый) ДАКТИЛИЧЕСКОЕ ОКОНЧАНИЕ
3 и больше — гипердактилическая клаузула (сире́-невую). ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЕ ОКОНЧАНИЕ, В ДАННОМ СЛУЧАЕ - ПЕОННОЕ

Это также каталектика?" ДА.

3. "И может ли быть усеченным амфибрахий?" КАКОВА СТОПА АМФИБРАХИЯ?

В этом смысле, для закрепления материала, будь добр определи для каждого силлаботонического метра возможности его (размерных) окончаний. Пример:

Хорей -

1.
2.
3.

Ямб - о1

1. акаталектика мужская
2. каталектика - невозможна
3. гиперкаталектика - г1, г2 и так далее г...

Дактиль -

1.
2.
3.

Амфибрахий -

1.
2.
3.

Анапест -

1.
2.
3.

Рихард Мор 2   01.12.2019 17:36   Заявить о нарушении
Дактиль
Будьте довольны, России сыны,
Волею счётной палаты,
Уровень жизни - на гребне волны
С помощью средней зарплаты
1оо/1оо/1оо/1 - каталектика м
1оо/1оо/1о
1оо/1оо/1оо/1
1оо/1оо/1о - каталектика ж
Гиперкаталектику подбирать не стану.

Амфибрахий

Казалось зарею вечерней,
Что небо играет с огнём.
Но шёл я дорогою верною
И было мне все ни по чём.

о1о/о1о/о1о - акаталектика.
о1о/о1о/о1 - каталектика м
о1о/о1о/о1о/о - гиперкаталектика
о1о/о1о/о1

Анапест
Каталектики нет

Ну, держи, молодец,
От отца оплеуху!

оо1/оо1 - акаталектика
оо1/оо1/о - гиперкаталектика.
оо1/оо1
оо1/ооо1/о - гиперкаталектика

Петр Новицкий   02.12.2019 13:15   Заявить о нарушении
Пример

ДУх бродЯжий! тЫ все рЕже, рЕже
РасшевеливАешь плАмень Уст
О, моЯ утрАченная свЕжесть,
БУйство глАз и пОловодье чУвств! - при ровном звучании всей строки в соответствии с размером ударения должны падать на большие буквы
1о1о1о1о1о
оо1ооо1о1
оо1о1ооо1о
1о1ооо1о1

А в схеме всё нормально.

Значит схема не всегда соответствует звучанию?

Петр Новицкий   02.12.2019 13:26   Заявить о нарушении