Философ Аристоксен Тарентский

Аристоксен Тарентский,
Родился около 360 годов,
До нашей эры,
Древнегреческий философ,
И теоретик музыки,
Учился у своего отца Спинатра,
А затем у Эритрейского Лампа,
У пифагорейца Ксенофила,
И у Аристотеля учился,
Аристотель отмечал
Воспитательное и очистительное значение музыки,
Благодаря которой люди получают облегчение,
И очищаются от аффектов,
Переживая при этом «безвредную радость»,
По учению Аристотеля, трагедия
«При помощи сострадания и страха,
Производит катарсис подобных,
То есть сострадания, страха и родственных им) аффектов»,
Истолкование этих слов представляет значительные трудности,
Так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение»,
А греческое выражение «катарсис аффектов»,
Имеет двоякий смысл и может обозначать:
1) очищение аффектов от какой-либо скверны;
2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них,
А Аристоксен о музыке и философии писал,
Оставил книги,
По истории и педагогике,
В общей сложности около 450 книг,
Из них чаще упоминаются:
«Элементы гармоники»,
Они сохранилась во фрагментах,
«О началах»,
«О мелопее», не менее 4 книг,
«О ладах», «О восприятии музыки»,
«О музыке», не менее 4 книг,
«Элементы ритмики»,
Которые сохранилась во фрагментах,
«О первом времени», «Об инструментах»,
«О флейтах и инструментах»,
«Об изготовлении флейт»,
«О флейтистах», «О хороводах»,
«О трагиках», «О танце в трагедии»,
«Праксидамант»,
«О Пифагоре и его учениках»,
«О пифагорейской жизни»,
«Пифагорейские изречения»,
«Жизнь Пифагора»,
«Жизнь Архита»,
«Жизнь Сократа»,
«Жизнь Телеста»,
«Гражданские законы», не менее 8 книг,
«Законы воспитания», не менее 10 книг,
«Об арифметике», «Застольные беседы»,
«Исторические заметки»,
«Разнообразные воспоминания»,
«Разрозненные заметки»,
И «Сравнения»;
Книга Аристоксена,
«Элементы гармоники»,
Это компиляция,
Или сочинительство,
На основе чужих исследований,
Или произведений,
Без самостоятельной,
Обработки источников,
Также работа,
Составленная таким методом,
Отличается от плагиата,
Когда речь идет о произведениях,
Обзорах, очерках, монографиях,
Требующих привлечения,
Большого числа источников,
Например,
В энциклопедических статьях,
Биографической литературе,
Трудах по генеалогии,
Из разных работ Аристоксена,
С лакунами,
Без окончания,
Или пропусками, пробелами,
С недостающим местом в тексте,
Это первое дошедшее до нас,
Научное исследование музыки,
Здесь рассматриваются:
Роды мелоса,
Мелос в музыке,
Напев, мелодия,
А также:
Диатоника, хроматика,
Энармоника, интервалы,
Слитные в речи,
И дискретные в пении,
Звуки, системы,
Интервальные структуры,
В пределах кварты, квинты, октавы,
Вплоть до двух октавной,
Полной системы,
Лады, метаболы,
Перемены по роду,
Системе, ладу,
Мелопея,
Это музыкальная композиция;
В центре учения о ритме,
Находится представление,
О мельчайшей,
Неделимой единице,
Просодического времени,
Или певучести,
Которую Аристоксен называет,
«Первое время»,
То есть наименьшая,
Единица измерения,
«Квант» времени,
Восходящее движение,
В простых и составных стопах,
Описывается словом «арсис»,
Нисходящее,
Более редким «басис»,
Числовые отношения,
Внутри базовых метрических стоп,
Исчерпываются 4-мя,
Просодическими «квантами»,
Например, 2:1 трохей,
1:2 ямб, 2:2 спондей и т.д.,
Изредка стопы могут содержать,
Иррациональное соотношение,
Между арсисом и басисом,
Описанное Аристоксеном,
Поскольку в ритмах,
Может заключаться,
Любое количество,
Танцевальных «шагов»,
И они могут реализоваться,
В любом темпе,
Ритмическая композиция может,
Теоретически содержать,
Любое количество,
Квантов времени,
Однако независимо,
От количества стоп,
И от темпа,
Функция,
Кванта времени,
Внутристопы,
Или совокупности стоп,
Остается неизменной,
И опознается слухом,
Как таковая,
Части трактата Аристоксена,
О «ритмической метаболе»,
Перемене метра,
Внутри ритмической формы,
И о «ритмопее»,
Целостной ритмической композиции,
Не сохранились,
Метабола,
В древнегреческой гармонике,
Перемена,
В звуковысотной структуре,
Как правило, приводящая,
К перемене этоса,
Или характера музыки,
В современной гармонии,
Это атегория,
Модального лада,
Последователь Аристоксена,
Клеонид,
Различал метаболу,
В четырех смыслах:
- По роду,
- По «системе»,
Или звукоряду,
Это полная система,
- По тону, то есть ладу,
- По мелопее,
Но Аристоксен писал:
«Нужно приучить себя,
Тщательно разделять то и другое,
Ибо дело здесь обстоит не так,
Как в геометрии,
Где принято говорить:
«Допустим, это прямая линия»,
Относительно интервалов,
От таких утверждений
Надо отказаться,
Геометр ведь не пользуется,
Способностью восприятия,
И потому не приучает,
Зрение различать,
Что хорошо, а что плохо,
В прямой, окружности,
И так далее,
Скорее, этим занимаются,
Плотник, токарь,
Или другой какой ремесленник,
Для музыканта же,
Точность восприятия,
Чуть ли не основное»;
В честь Аристоксена,
Кратер назвали,
На Меркурии.


Рецензии