Вокруг так безнадежно тихо.. Лирика Borа

 Слова такие - только потому,
что всё вокруг так безнадежно тихо.


http://www.stihi.ru/avtor/borr

Знакомство с  творчеством Бора было совсем не стандартным. На «Вечерние стихи» я его ждала, уже познакомившись с его пронзительной лирикой/
Моя жизнь на сайте заставила познакомиться со многими интересными поэтами, и Сергей был в их числе.

Открыв однажды его стихотворения забыть почти невозможно, хочется возвращаться туда снова и снова. чтобы  зарядиться  энергией и  почувствовать, что же такое настоящая лирика большого Мастера.

Ворвись во влажность тучных южных масс
Bor
***
Ворвись во влажность тучных южных масс
кинжальной стрелкой северного ветра,
внезапностью подложного письма,
коварностью обложенного вепря;

Влети войной в затихшее село,
сожги хлеба, рассыпься патрулями,
магическое выведи число
шестерками, четверками, нулями;

Напомни дифтерию и чуму,
явись как запах страха перед тифом...

Слова такие - только потому,
что всё вокруг так безнадежно тихо.

Вот как такое настроение, такую атмосферу можно сотворить? Могу догадываться, как это мог бы написать на полотне художник, и передать и тревогу, и тишину, и то самое безымянное село, куда должна ворваться война, но поэт может ли. Это мне  было не понятно тогда, и не понятно теперь, если честно. Такое творится за гранью нашего понимания, а ведь во всем хочется дойти до самой сути.

Напомни дифтерию и чуму,
явись как запах страха перед тифом...

Но, наверное, поэзия тем и отличается от стихоплетства, что ни черта  мы тут не поймем, сколько бы ни старались.

Кстати,  черт - от слова черта, тот, кто может за черту заглянуть,  принадлежать двум мирам, и тому и этому. Он приставлен был к человеку именно, и старался ему во всем помочь, а если что, на черта можно было списать все наши промахи и косяки - очень удобно. кстати.

 Так вот  мы все, ну я точно, останавливаемся перед этой чертой, замираем и просто любуемся, как любуемся красотой заката или звездного неба. И такая поэзия нам позволяет ощущать запахи, даже запах страха - невероятно.

 Мне все время говорят, что  поэт не должен объяснять, о чем стихотворение написано. Так в данном случае, о чем более-менее понятно, а вот как оно рождается? Хотелось бы понять, но увы. Мы можем только немного приблизиться и постоять рядом, внимая тому, что там происходит, тайна всегда остается, чем  яростнее мы хотим ее разгадать, тем  непостижимее она становится.

Смею предположить, что это и есть вязание  какого-то  неповторимого узора из образов, метафор, метонимии. И только начинающий стихотворец  может этот узор  творить косым и кривым, а у Мастера он совершенно четкий. Гармония – важнейшее качество для текста. Как много отдали бы мы, чтобы вот такой текст вырос из музыки, запахов, звуков, неповторимых пейзажей и переживаний автора.
Но часто растет  какой-то сор, как у Ахматовой, а вовсе  не такая вот гармония и  самобытная картина.

О вязании  я заговорила, потому что так называется еще одно стихотворение Бора.  Думаю, что это не только о  процессе вязания, но и о поэтическом творчестве тоже. Оставалось только двигаться  в этом лабиринте, не подземном, конечно, а практически небесном, потому что  поэзия, такая поэзия.  рождается  в адских муках, конечно,  но вовсе не во тьме.

Вязание
Bor
плетется нить
нить вяжется ложится
на струи ливня
мысленный узор
пленяет глаз, задерживает спицы
и бьет иных
припрятанным тузом

тепло души
свеченье глаз любимых
в тиши
движеньем рук
и пальцев дробь
перетекает спицами
в то имя
что шепчут
провожая взглядом гроб

но если жив
тончайший волос шерсти
впитавший голос ласку и добро
и одолжит
отсрочку даже в смерти

роняя слез
и страсти
серебро...

И в уже приличном возрасте  я снова почувствовала себя студенткой, которую знакомит профессор с поэзией века 21. Жаль, что  мой любимый профессор сюда не смог заглянуть, и я могу только догадываться о том, как бы он оценил  эту Поэзию.

Не так ли вяжет самая главная в мире пряха – Пенелопа, поджидая Одиссея,  и не смея отказаться от  своего любимого.  Ну и конечно,  в мифах разных народов есть  небесные пряхи, богини судьбы, одна начинает прясть, когда человек родился, вторая продолжает, и третья обрывает нить в день смерти. И стихотворчество в данном случае – это тот же самый процесс, как и  сотворение романов, впрочем.
 Бор очень живописен, и вместо обычного анализа поэтического текста тут  можно  скорее подобрать  какую-то яркую картину, и вероятно, для каждого его стихотворения такая картина найдется. 
Вот  так мы и подошли к передаче »Вечерние стихи», в которой и появился поэт.

31.07.2013  Вот что было  в моих записках после передачи

Что же касается  поэзии именно в этом эфире. За его явление  к нам спасибо Марине Шапиро, это она подарила нам праздник.  Но до передачи я не могла знать   как великолепно bor  читает свои стихотворения. Конечно, к записи можно подготовиться, но в том-то и дело, что  он этого не делал, вернее, чтение было настолько органичным, что никакая подготовка не смогла бы позволить добиться такого эффекта. Так надо просто дышать и жить.

Поэзия borа -этот тот случай, когда можно взять любой текст автора, и он окажется уникальным. Женя Коробкова с  ходу очень точно описала все особенности этого поэтического мира.  И  невероятную его музыкальность, ту особую музыку, которая рождается ( или часто не рождается) в тексте,  и от нее зависит, будет или нет в нем энергетика жизни, или только  дыхание смерти, то, что не волнует, не тревожит, мгновенно стирается из памяти..  Но вот стихотворение «Нильс»

Нильс
Bor
***

На белой шее гусиной
промчусь разъяренным Нильсом,
меня не заметить в синей
волне между верхом и низом.

Земля - перевертыш айсберг,
где зависть и злость - подводны,
лишь мудрая Кнебекайзе
не хочет себе придворных.

Подохнешь, тщедушный карлик,
за деньги свои и козни.
А мне - водяные капли
и неба небитый козырь.

Зачем умирать корыстным?
Зачем доверять экранам?
Все деньги достанутся крысам,
а комнаты - тараканам
http://stihi.ru/2003/05/19-958

Это тот самый случай, когда душа рождена крылатой, ее невозможно запереть в какое-то определенное пространство « неба небитый козырь» - вот что важно герою, и в наше время, когда стерты границы между добром и злом, подобное размышление слышать невероятно приятно. Сергей дарит нам надежду, что потеряно многое, но далеко не все, пока еще останутся поэты  такого уровня, пока они будут дышать и писать (а их много, очень много), то ничего для нас не потеряно. Хотя, конечно, на том берегу, на небесах, значительно больше, чем здесь.

№№№№№

Из  2002 и  2013  шагнуть придется в наше время и еще раз взглянуть на  эти неповторимые тексты  на странице, где Мастер бывал чаще, чем в других местах, где остались его неповторимые строки.

И вот сразу открывается « Неожиданность  первого слова» - размышления о речи и молчании… Это не просто философские размышления – это о вечном вопросе лингвистов – как оно возникло,  что это было, откуда явилась речь, которую И.Бунин советует сберечь, как единственный дар, необходимый нам всем с рождения и до смерти.

Но в данном случае – это прежде всего, поэзия конечно, то таинство, когда рождаются стихотворения

Неожиданность первого слова
Bor

Словно крах ножевого разлома,
Как спасительный звук для глухих, –
Неожиданность первого слова,
Неизбежность последней строки.

Это доля твоя, это – мука,
На сакральной заре соловей,
Колдовство утончённого звука
Отдаётся в твоей голове.

Но не свыше тот звук, не надейся,
На вибрацию связок творца:
Ты же сам осудил лицедейство
И внушил небосводу мерцать.

Это внутренний твой беспорядок
Сам с собой заключает пари,
Вынуждает к разрыву снарядов
Одному тебе слышимых рифм;

Удивляешься – невероятно,
Что не слышно речей с высоты:
Наверху – только белые пятна
И объём мировой немоты.

 Здесь  рождается  монолог о рождении творца. И неповторимые рифмы, и  голос, и «колдовство утонченного звука»- собственно   в этом и есть суть  поэта, его избранность в толпе пишущих стихо-творения.

Но  автор противоречит всем, кто утверждает, что стихи приходят, как откровения с небес, что кто-то их там диктует. Вот на этом Сергей ставит жирный крест в финальных строчках

Удивляешься – невероятно,
Что не слышно речей с высоты:
Наверху – только белые пятна
И объём мировой немоты.

Так   мы можем убедиться в том, что  нет там того самого голоса,  тех эмпирей, откуда к нам и спускается  это самое вдохновение – озарение.
Конечно, по этому поводу можно  возражать долго и упорно, но имеет ли смысл этот спор, возможно – это и есть та тайна, которая  доступна только автору этого шедевра. И если только он так считает, то значит ли, что он не прав?

В этом отношении припоминается стихотворение  «Суеверие» из того самого 2002  года, из самого начала. Надо  заметить, что в те времена, все  эти темы о знаках , озарениях, были не такими и модными, как сегодня.
Но поэт, если он поэт, всегда опережает свое время, всегда может заглянуть в завтрашний день.
Прежде всего музыка и звукопись, живописное полотно, образы того мира, в который мы вместе с Мастером попадаем.

Суеверие
 
Обмирающее, тонкокостное,
сохраняемое в музеях...
Тонет город на перекрёстках
в ароматах своих кофеен.
 
Клёнов хрупкая позолота...
Своды арок да шпаги шпилей...
Полно, милая, брось, ну что ты,
хлопни дверцей автомобиля,
 
Руку дай, и идём по набережной
маловодной, короткой Сены,
я сегодня какой-то набожный -
в этом день виноват осенний.
 
Брось кругляш золотого евро
в эту воду в знак суеверия -
мы вернёмся сюда, наверное,
и опять побредём по скверам.
 
Мы обнимемся под платаном
в пожелтевшей листвы настое,
осень рухнет на нас пластами
всех сбывающихся историй.
Это вообще тот редкий случай, когда перед нами появляется не только ЛГ, но и какая-то таинственная незнакомка с ним рядом. Ну где же она может быть. конечно в Париже, на берегу  Сены.
Осень в Париже, так можно назвать этот шедевр, вспоминая пронзительный фильм с Р.Гиром «Осень в Нью-Йорке».
Поэт не только набожный, но и очень романтичный, впрочем такой  вывод можно сделать  из всей лирики Сергея, и ранней и более поздней.
И хочется верить, что  осенняя эта история не будет такой уж печальной.
Грустно, конечно, что наши  поэты разбрелись по всему миру, и сегодня мы можем слышать их только в записи, но такова жизнь, и с этим ничего не поделать, главное, что они у нас есть, что они живы, что они радуют нас  новыми шедеврами.
Да и чуть не забыла открыть главную тайну – имя  таинственного поэта, если кто-то не знает – Сергей Плышевский и миру его явила Марина Шапиро на знаменитой передаче «Вечерние стихи».
Остается надеяться на то, что это не последняя встреча, пока мы живы, что все еще будет


Рецензии
Мало ему было ядра атома...
Так он ещё и в столбик писал?

Кавин   19.11.2019 14:06     Заявить о нарушении
Тавлантливый человек талантлив во всем...
Любовь

Любовь Сушко   19.11.2019 14:20   Заявить о нарушении
Правда?
А почему у Ландау тогда стешки были не очень?

Кавин   19.11.2019 14:28   Заявить о нарушении
Он просто не сильно старался
Люба

Любовь Сушко   19.11.2019 14:38   Заявить о нарушении
Женщины все так говорят...
Особенно о талантливых.

Кавин   19.11.2019 14:51   Заявить о нарушении
Ладно, не хотите отвечать, тада и не надь.

Значит 108 афоризм из " Плодов раздумья":
"Специалист подобен флюсу:
полнота его односторонняя"
ошибочен по вашему?

Кавин   19.11.2019 15:13   Заявить о нарушении
Я просто не успеваю, не серчайте, работа кипит.
Женщины всегда правы, и не спорьте

Любовь Сушко   19.11.2019 15:28   Заявить о нарушении
Это про узкую специализацию - верно, но он еще и много чем интерисуется, картины пишет, стихи, на скрипке играет.
Вот Рубенс был дипломатом, говорят классным, а дипломат Тючев писал стихи вон какие...
Любовь

Любовь Сушко   19.11.2019 15:29   Заявить о нарушении
Это мы понять можем.
Однако, повторю за Аркадием Исаковичем:
"К пуговицам претензий нет".

Кавин   19.11.2019 15:54   Заявить о нарушении
Плохо, что крестиком не вышивал...

Кавин   19.11.2019 15:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.