Вокруг так безнадежно тихо.. Лирика Borа
что всё вокруг так безнадежно тихо.
http://www.stihi.ru/avtor/borr
Знакомство с творчеством Бора было совсем не стандартным. На «Вечерние стихи» я его ждала, уже познакомившись с его пронзительной лирикой/
Моя жизнь на сайте заставила познакомиться со многими интересными поэтами, и Сергей был в их числе.
Открыв однажды его стихотворения забыть почти невозможно, хочется возвращаться туда снова и снова. чтобы зарядиться энергией и почувствовать, что же такое настоящая лирика большого Мастера.
Ворвись во влажность тучных южных масс
Bor
***
Ворвись во влажность тучных южных масс
кинжальной стрелкой северного ветра,
внезапностью подложного письма,
коварностью обложенного вепря;
Влети войной в затихшее село,
сожги хлеба, рассыпься патрулями,
магическое выведи число
шестерками, четверками, нулями;
Напомни дифтерию и чуму,
явись как запах страха перед тифом...
Слова такие - только потому,
что всё вокруг так безнадежно тихо.
Вот как такое настроение, такую атмосферу можно сотворить? Могу догадываться, как это мог бы написать на полотне художник, и передать и тревогу, и тишину, и то самое безымянное село, куда должна ворваться война, но поэт может ли. Это мне было не понятно тогда, и не понятно теперь, если честно. Такое творится за гранью нашего понимания, а ведь во всем хочется дойти до самой сути.
Напомни дифтерию и чуму,
явись как запах страха перед тифом...
Но, наверное, поэзия тем и отличается от стихоплетства, что ни черта мы тут не поймем, сколько бы ни старались.
Кстати, черт - от слова черта, тот, кто может за черту заглянуть, принадлежать двум мирам, и тому и этому. Он приставлен был к человеку именно, и старался ему во всем помочь, а если что, на черта можно было списать все наши промахи и косяки - очень удобно. кстати.
Так вот мы все, ну я точно, останавливаемся перед этой чертой, замираем и просто любуемся, как любуемся красотой заката или звездного неба. И такая поэзия нам позволяет ощущать запахи, даже запах страха - невероятно.
Мне все время говорят, что поэт не должен объяснять, о чем стихотворение написано. Так в данном случае, о чем более-менее понятно, а вот как оно рождается? Хотелось бы понять, но увы. Мы можем только немного приблизиться и постоять рядом, внимая тому, что там происходит, тайна всегда остается, чем яростнее мы хотим ее разгадать, тем непостижимее она становится.
Смею предположить, что это и есть вязание какого-то неповторимого узора из образов, метафор, метонимии. И только начинающий стихотворец может этот узор творить косым и кривым, а у Мастера он совершенно четкий. Гармония – важнейшее качество для текста. Как много отдали бы мы, чтобы вот такой текст вырос из музыки, запахов, звуков, неповторимых пейзажей и переживаний автора.
Но часто растет какой-то сор, как у Ахматовой, а вовсе не такая вот гармония и самобытная картина.
О вязании я заговорила, потому что так называется еще одно стихотворение Бора. Думаю, что это не только о процессе вязания, но и о поэтическом творчестве тоже. Оставалось только двигаться в этом лабиринте, не подземном, конечно, а практически небесном, потому что поэзия, такая поэзия. рождается в адских муках, конечно, но вовсе не во тьме.
Вязание
Bor
плетется нить
нить вяжется ложится
на струи ливня
мысленный узор
пленяет глаз, задерживает спицы
и бьет иных
припрятанным тузом
тепло души
свеченье глаз любимых
в тиши
движеньем рук
и пальцев дробь
перетекает спицами
в то имя
что шепчут
провожая взглядом гроб
но если жив
тончайший волос шерсти
впитавший голос ласку и добро
и одолжит
отсрочку даже в смерти
роняя слез
и страсти
серебро...
И в уже приличном возрасте я снова почувствовала себя студенткой, которую знакомит профессор с поэзией века 21. Жаль, что мой любимый профессор сюда не смог заглянуть, и я могу только догадываться о том, как бы он оценил эту Поэзию.
Не так ли вяжет самая главная в мире пряха – Пенелопа, поджидая Одиссея, и не смея отказаться от своего любимого. Ну и конечно, в мифах разных народов есть небесные пряхи, богини судьбы, одна начинает прясть, когда человек родился, вторая продолжает, и третья обрывает нить в день смерти. И стихотворчество в данном случае – это тот же самый процесс, как и сотворение романов, впрочем.
Бор очень живописен, и вместо обычного анализа поэтического текста тут можно скорее подобрать какую-то яркую картину, и вероятно, для каждого его стихотворения такая картина найдется.
Вот так мы и подошли к передаче »Вечерние стихи», в которой и появился поэт.
31.07.2013 Вот что было в моих записках после передачи
Что же касается поэзии именно в этом эфире. За его явление к нам спасибо Марине Шапиро, это она подарила нам праздник. Но до передачи я не могла знать как великолепно bor читает свои стихотворения. Конечно, к записи можно подготовиться, но в том-то и дело, что он этого не делал, вернее, чтение было настолько органичным, что никакая подготовка не смогла бы позволить добиться такого эффекта. Так надо просто дышать и жить.
Поэзия borа -этот тот случай, когда можно взять любой текст автора, и он окажется уникальным. Женя Коробкова с ходу очень точно описала все особенности этого поэтического мира. И невероятную его музыкальность, ту особую музыку, которая рождается ( или часто не рождается) в тексте, и от нее зависит, будет или нет в нем энергетика жизни, или только дыхание смерти, то, что не волнует, не тревожит, мгновенно стирается из памяти.. Но вот стихотворение «Нильс»
Нильс
Bor
***
На белой шее гусиной
промчусь разъяренным Нильсом,
меня не заметить в синей
волне между верхом и низом.
Земля - перевертыш айсберг,
где зависть и злость - подводны,
лишь мудрая Кнебекайзе
не хочет себе придворных.
Подохнешь, тщедушный карлик,
за деньги свои и козни.
А мне - водяные капли
и неба небитый козырь.
Зачем умирать корыстным?
Зачем доверять экранам?
Все деньги достанутся крысам,
а комнаты - тараканам
http://stihi.ru/2003/05/19-958
Это тот самый случай, когда душа рождена крылатой, ее невозможно запереть в какое-то определенное пространство « неба небитый козырь» - вот что важно герою, и в наше время, когда стерты границы между добром и злом, подобное размышление слышать невероятно приятно. Сергей дарит нам надежду, что потеряно многое, но далеко не все, пока еще останутся поэты такого уровня, пока они будут дышать и писать (а их много, очень много), то ничего для нас не потеряно. Хотя, конечно, на том берегу, на небесах, значительно больше, чем здесь.
№№№№№
Из 2002 и 2013 шагнуть придется в наше время и еще раз взглянуть на эти неповторимые тексты на странице, где Мастер бывал чаще, чем в других местах, где остались его неповторимые строки.
И вот сразу открывается « Неожиданность первого слова» - размышления о речи и молчании… Это не просто философские размышления – это о вечном вопросе лингвистов – как оно возникло, что это было, откуда явилась речь, которую И.Бунин советует сберечь, как единственный дар, необходимый нам всем с рождения и до смерти.
Но в данном случае – это прежде всего, поэзия конечно, то таинство, когда рождаются стихотворения
Неожиданность первого слова
Bor
Словно крах ножевого разлома,
Как спасительный звук для глухих, –
Неожиданность первого слова,
Неизбежность последней строки.
Это доля твоя, это – мука,
На сакральной заре соловей,
Колдовство утончённого звука
Отдаётся в твоей голове.
Но не свыше тот звук, не надейся,
На вибрацию связок творца:
Ты же сам осудил лицедейство
И внушил небосводу мерцать.
Это внутренний твой беспорядок
Сам с собой заключает пари,
Вынуждает к разрыву снарядов
Одному тебе слышимых рифм;
Удивляешься – невероятно,
Что не слышно речей с высоты:
Наверху – только белые пятна
И объём мировой немоты.
Здесь рождается монолог о рождении творца. И неповторимые рифмы, и голос, и «колдовство утонченного звука»- собственно в этом и есть суть поэта, его избранность в толпе пишущих стихо-творения.
Но автор противоречит всем, кто утверждает, что стихи приходят, как откровения с небес, что кто-то их там диктует. Вот на этом Сергей ставит жирный крест в финальных строчках
Удивляешься – невероятно,
Что не слышно речей с высоты:
Наверху – только белые пятна
И объём мировой немоты.
Так мы можем убедиться в том, что нет там того самого голоса, тех эмпирей, откуда к нам и спускается это самое вдохновение – озарение.
Конечно, по этому поводу можно возражать долго и упорно, но имеет ли смысл этот спор, возможно – это и есть та тайна, которая доступна только автору этого шедевра. И если только он так считает, то значит ли, что он не прав?
В этом отношении припоминается стихотворение «Суеверие» из того самого 2002 года, из самого начала. Надо заметить, что в те времена, все эти темы о знаках , озарениях, были не такими и модными, как сегодня.
Но поэт, если он поэт, всегда опережает свое время, всегда может заглянуть в завтрашний день.
Прежде всего музыка и звукопись, живописное полотно, образы того мира, в который мы вместе с Мастером попадаем.
Суеверие
Обмирающее, тонкокостное,
сохраняемое в музеях...
Тонет город на перекрёстках
в ароматах своих кофеен.
Клёнов хрупкая позолота...
Своды арок да шпаги шпилей...
Полно, милая, брось, ну что ты,
хлопни дверцей автомобиля,
Руку дай, и идём по набережной
маловодной, короткой Сены,
я сегодня какой-то набожный -
в этом день виноват осенний.
Брось кругляш золотого евро
в эту воду в знак суеверия -
мы вернёмся сюда, наверное,
и опять побредём по скверам.
Мы обнимемся под платаном
в пожелтевшей листвы настое,
осень рухнет на нас пластами
всех сбывающихся историй.
Это вообще тот редкий случай, когда перед нами появляется не только ЛГ, но и какая-то таинственная незнакомка с ним рядом. Ну где же она может быть. конечно в Париже, на берегу Сены.
Осень в Париже, так можно назвать этот шедевр, вспоминая пронзительный фильм с Р.Гиром «Осень в Нью-Йорке».
Поэт не только набожный, но и очень романтичный, впрочем такой вывод можно сделать из всей лирики Сергея, и ранней и более поздней.
И хочется верить, что осенняя эта история не будет такой уж печальной.
Грустно, конечно, что наши поэты разбрелись по всему миру, и сегодня мы можем слышать их только в записи, но такова жизнь, и с этим ничего не поделать, главное, что они у нас есть, что они живы, что они радуют нас новыми шедеврами.
Да и чуть не забыла открыть главную тайну – имя таинственного поэта, если кто-то не знает – Сергей Плышевский и миру его явила Марина Шапиро на знаменитой передаче «Вечерние стихи».
Остается надеяться на то, что это не последняя встреча, пока мы живы, что все еще будет
Свидетельство о публикации №119111703019
Так он ещё и в столбик писал?
Кавин 19.11.2019 14:06 Заявить о нарушении
Значит 108 афоризм из " Плодов раздумья":
"Специалист подобен флюсу:
полнота его односторонняя"
ошибочен по вашему?
Кавин 19.11.2019 15:13 Заявить о нарушении
Женщины всегда правы, и не спорьте
Любовь Сушко 19.11.2019 15:28 Заявить о нарушении
Вот Рубенс был дипломатом, говорят классным, а дипломат Тючев писал стихи вон какие...
Любовь
Любовь Сушко 19.11.2019 15:29 Заявить о нарушении
Однако, повторю за Аркадием Исаковичем:
"К пуговицам претензий нет".
Кавин 19.11.2019 15:54 Заявить о нарушении