На выставке Шагала. Ново-Иерусалим. Ноябрь 2019

  Шагал – шагал,
Потом решил взлететь,
С любимой над знакомыми местами пролететь
И через множество десятилетий
Рисунками, картинами всё, что на Родине, – воспеть!
Но вот полёт «Над городом» на выставку под Истрою не смог успеть.
Его рисунки, словно детские, смогли всё ж долететь.

/Фото – Над городом. Марк Шагал, 1918 год.  Государственная Третьяковская галерея, Москва.
    Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (1887, Витебск,  Российская империя - 1985, Франция). Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна. В Петербурге Шагал в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. В 1909-1911 годах продолжил занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В мае 1911 года на полученную от Максима Винавера стипендию Шагал поехал в Париж. Находясь в Париже, он впервые начал называть себя Марком. Летом 1914 года художник приехал в Витебск.
После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище. В 1920 году Шагал переехал в Москву. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
В 1922 году вместе с семьёй уехал в Литву (где в Каунасе прошла его выставка), а оттуда в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара (один из самых значительных торговцев произведениями искусства в Париже) семья Шагала переехала в Париж. В 1937 году Шагал получил французское гражданство. До конца жизни в творчестве художника прослеживались «витебские» мотивы.  Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни./


Рецензии