Бабушка Акулина
У Сашки же были свои дела, он постоянно пропадал на улице и забегал домой, когда проголодается.
Как-то раз обедали они с бабушкой. Быстренько управившись с первым, Сашка выскочил из-за стола по каким-то своим надобностям. Вернувшись, обнаружил, что всё со стола уже убрано, а бабушка сидит на лавке у окна с вязаньем в руках. Блестящие спицы быстро и ловко двигались в бабушкиных руках, а предмет, который она вязала, всё более походил на шерстяной носок. « Всё, паренёк, вышел из-за стола, значит, сыт», - таким был бабушкин ответ на вопрос внука, касающийся исчезновения со стола крынки с пшённой кашей. Сашка пытался поканючить, говоря, что совсем он не сыт и что не наелся, но бабушка невозмутимо продолжала вязание, ещё раз повторив, что нельзя выходить из-за стола, не закончив еду. Александр это правило больше не нарушал, а урок запомнил на всю жизнь. Современному читателю это покажется странным и жестоким, но вот в семье бабушки, родившейся ещё в конце девятнадцатого века, такой порядок был нормой и оставался незыблемым.
И ещё один бабушкин урок Сашка усвоил сразу и учил этому своих детей, а сейчас учит внуков. Прибежав с улицы, где они с пацанами досыта наелись сладкой, чуть вяжущей рот, черёмухи, Сашка похвастался этим бабушке. «А бабушке принёс ягод?» - последовал вопрос. «Нет, не принёс, - растерянно ответил внук. «Ну, так пойди и принеси!». Немного обидевшись, Сашка выскочил на улицу и побежал к той черёмухе у бани, где только что с ребятами срывал веточки с крупной ягодой. Насобирал ягод для бабушки, и уже совсем без обиды, а наоборот, радостный и счастливый, вручил бабушке крупные чёрные гроздья спелой черёмухи. «Вот так-то, паренёк! Бабушка тебя поит-кормит, и ты не забывай о бабушке». И Сашка не забыл: когда с друзьями до отвала наелся сладкого гороха, который они собирали по окрайкам колхозных полей, насобирал тугих гороховых стручков и для бабушки. Бабушка, принимая этот дар от внука, улыбнулась своими добрыми лучистыми глазами, обняла Сашку, ласково потрепала по голове. Порадовалась за внука, отлично усвоил урок.
Помнит Сашка и маленький дом бабушки, который теперь совсем осел в землю, и жить там невозможно. Зато возле этого маленького дома росла огромная ель. Бабушка рассказывала Сашке, что посажена эта ёлка в честь рождения её старшего сына, Варлаама. Сашка, уже став Александром Григорьевичем, отлетав сотни тысяч километров по воздушным магистралям северной глубинки на лёгком и вездесущем биплане АН-2, называемом в народе кукурузником, был счастлив снова увидеть это могучее дерево во дворе бабушкиного дома. Варлаам, или Варламко ( так называла сына бабушка Акулина) не вернулся в родную деревню, а ель растёт и растёт, поражая своим мощным стволом, который невозможно обхватить даже вдвоём, а под могучими тёмно-зелёными лапами-ветвями можно надёжно укрыться от самого сильного дождя.
Варлаам прошёл всю войну, остался жив, но в мясорубке Великой Отечественной войны был не однажды ранен, и у него были сильно повреждены, можно сказать, изуродованы, ушные раковины и нос. Супруга, дождавшись его с фронта, родила Варлааму детей, но жили они в Архангельске, на Пинежку не вернулись.
Будучи взрослым, Александр узнал ещё об одном Варлааме, чьё имя связано с Пинежкой - Преподобном Варлааме Шенкурском (Важском). Имеет ли какое-нибудь родственное отношение этот священный старец к его дяде Варлааму да и к нему самому, Сашке неизвестно, зато доподлинно известно, что святой праведный Варлаам, небесный покровитель Шенкурского края, жил и служил в этих местах в пятнадцатом веке.
Вот что рассказывается на сайте «Православный церковный календарь» об этом священнике: Новгородский посадник Василий Степанович Своеземцев был богат и уважаем великими московскими князьями. Своеземцевы первые завели на Ваге хлебопашество. До того времени местные жители добывали пропитание только охотой и ловлею рыбы. Святой тратил много средств для просвещения народа, помогал больным и страждущим. Исполняя заповедь Спасителя, он питал сирот, одевал нагих, лечил больных и упокоивал странников. Он построил на полюбившейся ему Ваге несколько храмов, Пинежский городок на реке Пинежке. В 1444 году Василий Степанович Своеземцев основал на Ваге мужской монастырь в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Остаток своей жизни он решил посвятить Богу и поселился в этом самом Иоанно-Богословском монастыре, приняв монашество с именем Варлаама.19 июня 1462 года преподобный Варлаам умер и был погребён на братском монастырском кладбище.
В 1552 году во время разлива Ваги часть этого кладбища была размыта водой, так что показались из-под земли домовины похороненных давным-давно монахов. К этому времени их тела истлели. Но мощи преподобного Варлаама были обретены такими, как будто он был похоронен только что. И иноческая одежда на нём, и даже его гроб оказались нетленными.После обретения мощей преподобного Варлаама от них стали совершаться чудеса, иноки поместили мощи в монастырском храме, основанном Варлаамом. В день его кончины – 2 июля по новому стилю - совершается ежегодный крестный ход к преподобному Варлааму.
Известно, что к потомкам Преподобного Варлаама Шенкурского относятся жители этого края с говорящей фамилией Долгобородовы, которые с XVII века вплоть до закрытия храма в 1929 году были служителями Иоанно-Богословского монастыря.
Заметим, что фамилия нашего героя – Долгобородов.
Преподобне отче Варлааме, моли Бога о нас.
Свидетельство о публикации №119111608555
Учитель Николай 16.11.2019 21:19 Заявить о нарушении
Галина Долгобородова 16.11.2019 21:58 Заявить о нарушении