Платон как отец диалектики
Обладал синоптическим разумом:
Видя разное в духо-цельности,
Частно-мелкое в агрегарности.
Для него было высшею целью
Созерцание чистых идей,
В иерархии постепенно -
Через пять обучающих лет.
Разделение чувств и разума
Только Рильке преодолел,
Из сонетов явив так ясно
За движением - Свет идей.
Восходящая диалектика:
Обучение прозревать
Из пещеры - ступени лестницы,
Чтобы новый этап обнять,
Возвышаясь над старым миром,
Над раздорами частных "я".
Над страстями - в круженьи мира
Вход в Осознанность бытия.
Созерцание сверхидеи -
Вот красивый, вершинный путь,
И эстетика архи-Деи -
Символ Духа как взгляда внутрь,
В высоту, наложенье планов,
Бесконечная красота
Вертикали амфитеатров,
Где в вершине ждёт взгляд Отца.
***
http://www.pravenc.ru/text/171919.html
Диалектика платона
Понятие диалектики у Платона имеет различные значения. Его собственная концепция впервые раскрывается в седьмой книге «Государства» - тексте, ставшем классическим. Для него диалектика - трудное восхождение к пассивному созерцанию вечных иерархически соподчинённых идей, высшей из которых является идея Блага. Таким образом, Платон проявляет себя как сторонник восходящей, позитивной, рационалистической диалектики, приводящей к созерцательному улавливанию вечных идей. Действительно. по Платону, диалектика является методом, проводящим сквозь обманчивые ощущения и шаткие мнения к сверхчувственному интуитивному познанию незыблемого бытия, восходящего к идее блага. В основе интеллектуального формирования «философов» лежат четыре подготовительные науки, использующие основанные на гипотезах методы: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Предназначение этих наук заключается в том, что они позволяют учащемуся освободиться от чувственного мира, от сонма «теней», мелькающих перед взорами «узников пещеры». Однако эти науки имеют предварительный, подготовительный характер, поскольку' они приводят лишь к абстракциям, а не к конкретной сверхчувственности мира бытия идей, венчаемого идеей Блага21. Чтобы достичь её, обучающиеся должны в течение пяти лет (с 30 до 35) посвятить себя диалектике, которая позволяет приступить к постижению вечных идей. Диалектик, утверждает Платон, это человек, обладающий синоптическим разумом, то есть разумом, который воспринимает науки не в присущем им состоянии раздробленности, но улавливает их глубинное сродст во и их отношения с истинным бытием. Короче говоря, диалектика является в этом случае методом, позволяющим одновременно улавливать и целостность, и ее различные части, что. согласно Платону, возможно лишь при пассивном созерцании. Он предлагает искать диалектиков среди лиц, достигших 30 лет и глубоко постигших науки. Таким образом, для Платона диалектика сравнима с лестницей, по которой с трудом, ценой больших усилий взбираются люди, чтобы на вершине её обрести возможность пассивного со* зерцания мира идей, где единственное и множественное даны одновременно, где страдания очищения и изнуряющее восхождение сменяются покоем созерцания. Диалектика является усилием как по преодолению абстрактного, так и по преодолению растворения в чувственном. Платон сравнивает её с передовым отрядом, движение и напор которого приводят к победе, а значит, одновременно к разрушению и обновлению. Завершенность, законченность, финальная черта заключаются в пассивном созерцании умопостигаемого мира, в том покое, который приносит видение трансцендентного незыблемого мира. По Платону, диалектику, которому удалось достигнуть вершины, остаётся лишь поклониться и воздать почести тем, кто оказался там раньше него. Именно в этом смысле Птатон пишет, что когда кто-либо при помощи диалектики «делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения посредством одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого»22. Очень часто отмечают, что для достижения вершины интеллектуального прозрения, позволяющей напрямую созерцать мир идей, Платон требует от философов пяти крайне утомительных и тяжелых лет упражнений в диалектике, однако при этом он почти не уточняет, в чём должны заключаться эти упражнения, эти усилия, это продвижение. В своей работе «Эволюция диалектики Платона» Жорж Родье не без оснований отмечал, что Платон «похоже, колебался в способах реализации своей диалектики, Очевидно, ему так и не удалось добиться ес реализации способом, который бы удовлетворил его самого и пример которого он бы мог рассматривать как окончательный»23. Можно понять, почему Платон после своего диалога Государство» многократно возвращался к проблеме диалектики, в частности, в своём позднем диалоге «Парменид», которому Жан Валь дал проникновенный и блестящий анализ24. Подчёркивая, что метод Платона не схож с методом Гегеля, что он ведёт к идее всемогущества инту иции и завершается эмпирической диалектикой», Валь особо отмечает мистический элемент, который скрывает поздняя платоновская диалектика. Он видит конечную тенденцию Платона в преодолении разделенное™ чувственного и умопостигаемого миров, в поисках диалектики движения самих идей. Поскольку мы не ставим перед собой иной задачи кроме описания образцов интерпретации диалектики, мы считаем возможным оставить в стороне этот поворот платоновской мысли, закладывающий в некотором отношении основы диалектики Плотина, и будем придерживаться тех позиций, которые Платон развивает в диалоге «Государство». Однако далее мы объясним, почему платоновская концепция не может быть квалифицирована как «эмпирическая диалектика». Сейчас уточним представляющиеся нам наиболее примечательными пункты платоновской диалектики, А. Прежде всего это явная апологетическая диалектика. Существование вечного мира неподвижных идей утверждается изначально, равно как и положение о том, что чувственный мир является не более чем видимостью. Для развития этих концепций Платон не прибегает к диалектике. В ней он не нуждается и при изучении наук. Также он не прибегает к диалектике (по крайней мере, в явном виде) в созерцании сверхчувственного мира вечных идей. Этот мир улавливается исключительно в непосредственном духовном прозрении. Обучить человека восхождению к высотам духовного прозрения - таково единственное предназначение его диалектического метода. Диалектика является, таким образом, прежде всего методом, и не чем иным, как методом, который должно преподать непосвященным с тем, чтобы облегчить им самостоятельное познание умопостигаемого мира, мира, который уже неоднократно был исследован их более просвещёнными предшественниками.
Свидетельство о публикации №119111506601
хочется отметить,что СОЛОВЬЕВ В САМОМ КОНЦЕ ЖИЗНИ
НАЧАЛ ПЕРЕВОДИТЬ ПЛАТОНА
Владимир Зуев Алексеевич 16.02.2021 09:41 Заявить о нарушении
Елизавета Судьина 16.02.2021 13:10 Заявить о нарушении