Франсиско де гойя Диалоги поэтов

Авторы:



Михаил Азнауров (М.А.)http://www.stihi.ru/2019/11/15/1977
Руфина Оленина (Р.О.)
Валентина Гайдук (В.Г.) http://www.stihi.ru/avtor/vgayduk
Надежда Ямщикова (Н.Я.)http://www.stihi.ru/2019/11/15/2771



(М.А.) Друзья позвали Гойю в гости.
Прекрасно время провели.
Угощали, развлекали,
Ухаживали, как могли.

В знак благодарности, художник
Решил портреты написать:
Антонио де Порселя (мужа),
Жены, прекрасной Исабель.

Судьба, характер проявила,
Портрет Антонио сгорел.
Нам, оставив, восхищаться
Обликом чудесной Исабель.



(Р.О.) Закатный шёлк под чёрною мантильей
Дышал, струил, окутывая стан,
Палитрой золотою подсветил ей
Задорный локон – медной гривы кант.
Зрачок сливовый в бархатной оправе
Огнём пылает под крылом бровей,
И вдохновенной кистью, Боже Правый,
Улыбку расцветил! И стал живей
Весь облик гордый молодой испанки,
Запечатлённый Гойей на века.
Такой живой, что вот сойдёт за рамки,
И шёлк волной коснётся вас слегка.....



(М.А.) В искусство «пробивал дорогу»
Человек «без имени, без рода»,
Семьи среднего достатка
И, разумеется, не шло всё гладко.

Год 1763-ий, конкурс, провал.
Никто за Гойю не проголосовал.
Год 1766-ой, опять провал. Сюжет
Героя-воина, Гойю не вдохновлял.

Дождался! Первая «капель»:
Роспись дворца Собрадиэль.
А с покровительством Байеу
Новый заказ, интересная тема:

Облик Девы Марии написать,
Творенье новое создать.
А, что потом, признанье, слава
Иль очередная, судьбы забава?



(В.Г.) Фатальные последствия настигли в жизни,
Хоть и служил так преданно монархам,
В картинах отразил любовь к отчизне,
Жил зачастую и творил под страхом...

Творения Гойе слились с реальностью,
Сам отошёл от признанной манеры,
Не признавал романтики с банальностью,
Нет героизма там, где смерть и сера...

Печаль сошла на творчество художника
В полотнах изменились все цвета,
Страданье, боль и горе невозможное,
Нет в войнах романтизма, - крах мечтам!

Но гениально чёрное и белое,
Нашёл признание в посмертных публикациях,
В картинах и гравюрах отклик делает,
Кровь у истории не делится на фракции.

Весь свет и тень и сцены аллегории,
Он показал с падением монархии,
Дни инквизиции с политикой так спорили,
Падения властей покрылись прахом...

Под кистью кажется, что нет спасенья миру,
Весь оптимизма свет ведёт к цинизму,
Художник-гений уподобился сатиру,
Писал на грани, сердцем видя тризну.

Сквозь призму лет был признан гениальным,
По галереям смотр пошёл картинам,
Признанье мастера, посмертное...банально, -
"Свет", "чёрный гений", - никакой рутины!

Менялась власть, писались новые конституции, всё чаще приходилось шедевры Гойи прятать... И хотя Фердинанд VII был настроен к художнику враждебно, с Гойе были сняты все подозрения о сотрудничестве с французами. Какое-то время художник мог спокойно творить. В мае 1815 года Гойе пишет целую серию портретов, используя в некоторых преимущества полихромии. Он много и плодотворно работает, создавая всё новые и новые  шедевры. В 1818 году создаёт серию офортов "Тавромахии". Вскоре, когда Гойе подошёл к порогу 70-ти летия, ему стали заказывать портреты дети его прежних покровителей, и он снова трудится, не зная устали.



(М.А.) Так продвигается карьера,
Чины высокие, открыли двери
Как прежде, предоставлен сам себе
Упрямо движется вперёд, в борьбе.

Испанский двор, открыл пред ним двери,
В талант художника поверив.
Быть может, занял он высокий пост
Судьба позволила карьерный рост?

А, что война? Империи сцепились!
Кровью людской, стороны насладились:
Пытки, убийства, инквизиция и суд –
Заполнен мерзостей сосуд!

Реакция художника какая:
Вельмож портреты, писать он продолжает
Иль поменял свой взгляд, не смог сдержаться
С портретами вельмож пришлось расстаться?



(Н.Я.) Франсиско Гойя - первый живописец,
Занимал должность чиновника дворца.
Писал портреты испанских вельмож,
Война,  задела сильно и творца.

Работая над серией, бедствия войны,
Подкачало здоровье, ослаб, почти оглох.
Чёрно – белые картины, военной страны,
Отказался от цвета и тени, не боясь угроз.

Гравюры изготовлены методом печали,
А не ярких похвал, величеству войн.
Там смерть и горе людское не замечали,
Там горько показано, пепелище бойнь.

Тридцать пять лет после смерти, признание,
Критика испанских монархов, разрешена.
Опубликовали гравюры, в душах раскаяние.
Смерть после смерти ему не страшна.

Семнадцать гравюр отражают разочарование,
Политика бурбонов, противодействие реформ.
Голод, болезни, смута, страдание в Испании,
Сметало жизнь с земли, будто пронёсся шторм.

Чёрные картины Гойи, остались в искусстве,
Безумие, жестокость, убедительно изображены.
Реализм и честность, обнаженное чувство,
Особенность художника, души подписью скреплены.

(Н.Я.)Во время войны Наполеоновской империи с Испанией, Франсиско де Гойя занимал должность первого живописца. Писал портреты испанских дам и вельмож. Война, задела художника настолько, что пропустив через себя всю боль и горе людское, он приступил к написанию гравюр в чёрно-белом варианте. Отказавшись от цвета и тени, он смог показать боль, отчаяние, разруху, голод, слёзы и печаль. Картины настолько передавали настроение войны, что при одном только взгляде на них, переворачивалось всё внутри. Голая правда, просматривалась в каждой гравюре, где чётко были отображены все страдания души человеческой. Однако, из-за надписей к гравюрам: «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос», отражающих отношение художника к французским и испанским монархам, их опубликовали только через тридцать пять после его смерти. Эта серия стала отходом от традиций, восхвалять военные действия, окружать её героическим ореолом славы. Если иные художники делали акцент на славе, героизме и романтике войны, то гравюры Гойи были  пронизаны печалью, горем, убийством, страданиями. Он использовал, только чёрно белые цвета, отражая глубину страданий, категорически отказавшись от игры света и тени. Ещё одна причина того, что гравюры были приняты и опубликованы только после его кончины. Смерть, издевательство над пленниками, изуродованные тела, всё это нашло отражение в гравюрах. Трагически-мрачная картина, изображающая надругательство над телами, убийство штыками мирных жителей, жалостливая манера, голод и страдание, всё нашло отклик в душе художника и перенесено на гравюры. Бурбоны и духовенство, переживают падение и возвращение к власти Фердинанда VII. Художник пишет серию картин содержащих аллегорические сцены, критикующие послевоенную политику Испании. Пытки и инквизиция главные атрибуты суда того времени. Гойя называет эту серию: "Бедствия Мира". Сочетание оптимизма и цинизма с определённостью можно отнести к водовороту событий. Серия была опубликована, когда Гойя уже уехал из Испании. Загадки с чёрными картинами Гойи, не ограничиваются содержанием таинства. Его современники не знали о существовании "Чёрных картин" и никогда их не видели. Первое упоминание о них появилось только через тридцать пять лет после смерти художника. Авторство Франсиско Гойи было признанно бесспорно. Работы были выставлены в музее Прадо в Мадриде, и хотя очередность их была нарушена, зрители находились под глубоким впечатлением от просмотра. Просмотр вызывал противоречивые чувства, вызывая шквал эмоций в зависимости от убеждений посетителя.


Рецензии