Тайна смеха и печали

   Вот ещё одна сказка, полная намёков и загадок – «Несмеяна-царевна» из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки».
   С первых же строк в ней даётся странный и противоречивый образ царевны, живущей «в высоком терему»: «…никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось». И при этом «какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет…» Сказка ничего не говорит нам о причине такого невесёлого состояния царевны. Что это? Чьи-то злые чары, колдовство, наказание, или что-то ещё? Ответа нет.
   «Только в одном случае – у Афанасьева – она заколдована», – пишет В.Я. Пропп в своей работе «Ритуальный смех в фольклоре». И там же, проводя параллель с греческим мифом: «Деметра в поисках исчезнувшей дочери (Персефоны) не смеётся; она названа… «не смеющаяся», что в точности соответствует нашей Несмеяне».
   Однако, Деметра не смеётся по вполне определённой причине: она потеряла свою дочь и томится ожиданием встречи с ней, а Несмеяна-царевна не смеётся «неизвестно почему». Может, и Несмеяна томится похожим ожиданием встречи? Но с кем?
   Смутная догадка говорит сердцу читателя: «Царевна пресытилась… Да, у неё есть всё, чего душа хочет. Но это душа... А дух? У неё нет того, чего хочет дух. Её томит ощущение какого-то внутреннего холода и пустоты…» И дело здесь не в женихе, не в обыкновенной земной свадьбе, не в удовлетворении своих плотских желаний. Царевне скучен внешний мир, скучен даже мир собственных чувств, она не рада ему. Сказка констатирует этот факт и добавляет:

   «Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь».

   Откуда эта печаль? И почему речь здесь идёт именно о царевне, а не о царевиче? Ведь в других сказках царский сын может «пригорюниться», «раскручиниться», может даже заплакать: «Иван-царевич горько заплакал, помолился Богу на все четыре стороны и пошёл куда глаза глядят» (Афанасьев, «Царевна-лягушка»). Но это всё временная печаль, временный плач. Здесь же речь идёт о царевне, которая «никогда не смеялась». А "царевна" в волшебной сказке - это символ ДУШИ человека.
 
   Невольно вспоминается рассказ А. И. Куприна «Слон». В нём девочка Надя ведёт себя точно так же, как Несмеяна-царевна – она «больна равнодушием к жизни, и больше ничем…» При этом у неё «ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная».
   Девочку выводит из этого состояния «скорбного бесчувствия» только слон Томми. Она смутно видит его вначале во сне, а затем, по своей просьбе, наяву, прямо в квартире! Сильнейший внешний эффект и стресс делают своё дело – в конце рассказа девочка «хитро улыбается и говорит: – Передайте Томми, что я уже совсем здорова!»
   Возможно, Куприн приводит здесь редкий случай из медицинской практики, ведь он был хорошо знаком с Чеховым. Похожие случаи описаны им и в других рассказах – «Чудесный доктор», «Детский сад»… Возможно, автор дал волю своей богатой писательской фантазии. Но волшебная сказка гораздо шире и глубже подобных случаев и фантазий. Царевну Несмеяну вывел из бесчувственного состояния не слон, а человек, «честной работник».
   Как это произошло, и какой путь проделал этот человек, прежде чем стать способным на такое, сказка описывает довольно подробно.

   Бедный работник, у которого нет никакого имени, живёт «на другом конце в своём уголке…» Сказка сознательно разводит героев по разным концам царства-государства, чтобы дать возможность читателю пережить не только разницу в их социальном статусе, но и дать ощущение долгого пути, многих искушений, испытаний, соблазнов…
   Нам сообщается, что работник «в беспрестанных был трудах», что хозяин его – «человек богатый, правдивый – платою не обижал. Только покончился год, он ему мешок денег на стол: «Бери, – говорит, – сколько хочешь!» – а сам в двери и вышел вон».

   Какое искушение для работника! Целый мешок денег! И полная свобода выбора. Хозяин предлагает ему самому оценить свой труд.

   «Работник подошёл к столу и думает: как бы перед Богом не согрешить, за труды лишнего не положить? Выбрал одну только денежку…»

   Кстати сказать, «денежкой» в то время именовалась мелкая монета, достоинством всего в полкопейки. И вот за год работы из целого мешка денег работник берёт себе всего одну денежку! Какой прекрасный образ смиренного и чистого духа! Но испытания для него только начинаются… Работник тут же теряет даже эту малость: «вздумал водицы напиться, нагнулся в колодезь, – денежка у него выкатилась и потонула на дно. Остался бедняк ни при чём». Но он не плачет, не тужит, не складывает рук!

   «Всё, – говорит, – Бог посылает… Видно я мало трудился, теперь стану усердней! И снова за работу – каждое дело в его руках огнём горит!»

   Минул ещё год… Снова хозяин предлагает работнику взять из целого мешка денег «сколько хочешь». И снова работник берёт одну денежку, и снова теряет её в колодце! Но и в этот раз он не горюет и не опускает рук «с досады», а напротив, ещё усерднее принимается за работу, «ночь недосыпает, день недоедает». Миновал третий год…
   История с мешком денег повторяется! Опять с одной денежкой работник идёт к колодцу «воды испить». Что же он видит? Прежние его две монетки «наверх выплыли»! Тут он «догадался, что Бог его за труды наградил…»
   Рассказчика ничуть не смущает явное противоречие между тем, что монетки канули на дно (это вполне естественно, ведь они тяжелее воды) и тем, что они потом «наверх выплыли» (то есть, вдруг стали легче воды)!
   Можно с лёгкостью отмахнуться от этого маленького чуда и посчитать его не чудом, а сказочным чудачеством, пустой игрой воображения… Можно подумать про себя: «Ну и что? Это же сказка! А в сказке и не такие чудеса бывают…» Но в том то и дело, что любое сказочное чудо происходит не случайно. В нём всегда есть намёк, подтекст, всегда есть то, что не заметно с первого взгляда…

   На языке волшебной сказки колодец – это не просто глубокая яма с водой, а чистое, почитаемое место, «окно», или, говоря современным языком, «портал» в иной мир. Вспомним, как в сказке «По щучьему веленью» (А.Н. Афанасьев) именно в колодце попадается в ведёрко бедному мужику «большая щука», исполняющая желания.
   И вот на дне этого колодца оказываются две монетки – два долгих года труда работника на своего хозяина. Их видит Бог, и в конце третьего года, когда в колодец готова упасть и третья монетка, возвращает их обратно, как дар. Да, это уже совсем другие монетки! Они потеряли свою бытовую, земную ценность, теперь это награда за труды от Самого Бога!
   Понимая это, работник смело отправляется «бел свет поглядеть, людей распознать», ведь с ним теперь НОВЫЕ монетки – символ не материального, а духовного сокровища. Не случайно он идёт «куда глаза глядят» – все пути перед ним открыты, он может многое "распознать"...
 
   «Идёт он полем, бежит мышь: «Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку; я тебе сама пригожусь!» Дал ей денежку».

   Интересная подробность – мышь называет работника «ковалёк» да к тому же «дорогой куманёк». Случайно ли это? Думается, что нет.
   Прозвище «ковалёк» происходит от общеславянского диалектного слова «коваль» – «кузнец». А кузнецы издревле пользовались особым почётом. В народе считалось, что кузнец умеет не только ковать, но и может врачевать болезни, отгонять нечистую силу… Видимо, теперь работник обладает такими способностями!
   Слово «куманёк» – уменьшительное от слова «кум» (крёстный отец, близкий духовный родственник) взято здесь в значении «друг», «духовный брат», что указывает на единство работника с силами матери-земли, поскольку мышь в волшебной сказке – это не простая полевая мышка, а символ земной и подземной внутренней жизни.
   В сказках-баснях, где лиса называет волка «куманёк» речь идёт о мире животных, в котором все виды, несмотря на их различие, говорят как бы на одном языке – и в этом смысле являются «кумами» друг другу. Иное дело – обращение «куманёк» к человеку от «лица» животного! Это звучит как признание его своим духовным братом. Так что выражение «ковалёк, дорогой куманёк» можно трактовать как «знаток-брат», «знающий нас», владеющий нашими тайнами…
   Работник даёт мыши денежку, получая взамен её знания и силы, как помощника. Земное царство оказывается теперь в его распоряжении. Что же дальше?
   Путь продолжается. Работник «идёт лесом, ползёт жук:

«Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!» Дал и ему денежку».

   Жук здесь, по-видимому, символизирует не только насекомых, но и обитателей леса вообще, поскольку сам живёт c ними «бок о бок». Но жук, как вид, знаком и со стихией воздуха, он не только может ползать, но и летать! Теперь работнику под видом жука-помощника открываются тайны не только всей земной, но и воздушной стихии…

   А затем работник «поплыл рекой, встретился сом:

«Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!» Он и тому не отказал, последнюю отдал».

   Нет сомнений в том, что речь здесь идёт о водной стихии, о таинственных силах и существах, которые в ней пребывают. Последняя денежка, отданная рыбе, говорит о том, что теперь три основных элементарных царства, три элемента – земля, вода и воздух (эфир) открыли работнику свои тайны. Они по-братски готовы служить ему, как своему, как посвящённому во все тонкости их бытия.

   Конечно, путь такого высокого посвящения в тайны мироздания не так стремителен, как в сказке. Но не будем забывать, что время в сказке – условность, одно из «правил игры» и может свободно сжиматься и разжиматься…

   Далее работник оказывается в городе, перед царскими палатами, которые «сребром-золотом убраны…» Это не земной город, а духовный мир! И если работник является для нас символом активного, смиренного и чистого духа, достигшего определённой ступени посвящения, то теперь ему предстоит самая трудная задача – развеселить царскую дочь, которая «прямо на него глядит». И тут происходит нечто невероятное:

«Затуманилось у него в глазах, нашёл на него сон, и упал он прямо в грязь».

   Всё это можно объяснить с мирской точки зрения как внезапное действие «стрелы Амура», смешное и наивное любовное умопомрачение, не больше… Но если Несмеяна является для нас символом души, отрешённой от чувственных забав не только внешнего, но и своего внутреннего мира, то это не так! Теперь ей тоже предстоит испытание – засмеяться, чего она никогда не делала. Что это означает?
   Несмеяна пребывает в каком-то странном оцепенении, в состоянии близком к плачу. Во многих русских сказках говорится о девице, «которая, когда рассмеётся, то будут розовые цветы, а когда заплачет, то – жемчуг…» Почему именно жемчуг связан здесь со слезами и плачем? Сама форма жемчужины и её бледное сияние ассоциировались в древности с женским началом, с луной и лунными силами. Кроме того, жемчужина символизировала человеческую душу, скрытую в телесной оболочке – раковине… Так что же здесь происходит?
   Несмеяна-душа пребывает во власти сумеречных лунных сил, пребывает в состоянии неясного, холодного полусна и ждёт пробуждения… Но по-настоящему пробудить её к новой жизни может лишь высокий, светлый, солнечный дух. Носителем его и является наш «работник» – человек, прошедший испытания и получивший за свои добродетели покровительство Высших Сил. Почему же теперь на него находит сон, и он вдруг падает «прямо в грязь»? Что это за намёки?
   Некоторые исследователи считают так: «Несмеяна» – это аллегория «зерна», которое спит холодной зимой, а весной сеется в оттаявшую землю. Говорят же в народе: «сей в грязь – будешь князь!» Вот работник и падает в грязь, смешивается с землёй, призывая «Несмеяну-зерно» в свои объятия. Царевна сочетается с ним браком и наконец-таки смеётся – то есть оживает, даёт росток и т. д.
   Но такое «аграрное», «сельскохозяйственное» объяснение не вытекает из всего того, о чём шла речь в сказке! Даже если в древности Персефона олицетворяла увядающую и вновь расцветающую природу, даже если речь здесь идёт о таинственных процессах, скрытых в зерне, о загадке самой жизни, – всё равно для волшебной сказки это лишь средство, лишь повод рассказать о человеке, о его пути, о его внутреннем духовном мире... Но тогда, как же иначе понимать этот странный «сон» и падение «в грязь»?
   Для того, чтобы встретиться с Несмеяной-душой работнику-духу необходимо «сойти вниз» в область сумеречных лунных сил (подобно солнцу на закате дня) и погрузиться на некоторое время в сонное состояние. Находясь в нём, герои видят друг друга духовным зрением на уровне подсознания, интуиции…
   А падение «в грязь» символизирует отрешённость от всего мирского, полное смирение человека перед Богом, для которого бытовые приличия и условности ничего не значат. На Руси так всегда вели себя Божьи люди – юродивые.
   Похожее отношение к жизни мы видим и у Несмеяны-царевны, и у работника. Им не важно, что подумают о них миряне. Дух видит достойную себе душу, как и душа – достойный дух. Вслед за этим появляются и начинают действовать чудесные помощники:

   «Мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет. Глядела, глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась».

   Видя чудесных помощников, понимая покровительство Высших Сил, Несмеяна смеётся!
Её душа испытывает великую радость, она начинает сиять от счастья, от чувства полного единения с живительным и светлым духом! Царь, который символизирует здесь Самого Бога, «своё царское слово сдержал; что обещал, то и даровал» – радостно соединил их судьбы.

   В.Я. Пропп в своём исследовании «Ритуальный смех в фольклоре», в частности, пишет: «В лейденском папирусе III века н. э. говорится: «Когда он (Бог) засмеялся, появился свет… Он засмеялся во второй раз, всё стало водой. С третьим раскатом смеха появился Гермес (сын)». Иными словами, Бог, ликуя и радуясь, создаёт мир!
   Царская дочь Несмеяна тоже смеётся, радуется, принимая Божественный дар! Она становится «женою» работника, а он – её «мужем». Душа озарена светом ДУХА, а ДУХ обретает сияющую ДУШУ. И весь этот процесс происходит в ОДНОМ ЧЕЛОВЕКЕ!

   Вполне понятно, почему свадьбы в традиционном смысле в тексте нет, хотя, ничего не мешало рассказчику прибавить что-нибудь вроде: «и устроили они пир на весь мир; и я там был…» и т. д.
   Вместо всего этого в конце сказки задаётся неожиданный вопрос:

   «Я говорю: не во сне ли это работнику снилось?»

   То есть, сам рассказчик не может до конца поверить в свой собственный рассказ! Обрести сияющую, поистине царскую душу – возможно ли такое для духа простого человека? «Эта тайна слишком велика и глубока для моего разумения», – словно бы говорит он. И скромно ссылается на других людей, поведавших ему эту историю:

   «Заверяют, что нет, истинная правда была, – так надо верить».



   Примечание

   Скрытый смысл образов-символов (трактовка):

Царь-отец – Бог, Создатель.
Несмеяна-царевна – Душа человека.
Работник – деятельный, активный Дух человека.
Хозяин работника – богатство, искушение богатством.
Мышь – подземная и земная внутренняя стихия (элемент земли).
Жук – земная и воздушная стихия (элемент воздуха, эфира).
Сом – водная стихия (элемент воды).


Рецензии