Песенка четырёх скоморохов
2-й - Бларин; самый высокий из всех, женоподобный, но с щетиной, в одеянии балерины, по женски приятно поющий, поющий как бы и за 4-го, но способный лишь на припевы или повторы;
3-й - Арлещей; грубый, в очках и трико, что-то среднее между арлекином и новогодним кощеем безсмертным;
4-й - Гальюр; безмолвный, но с гармошкой, говорящей за него; что-то вроде Юрия Гальцева, в котелке и клетчатом пиджаке... и в шортах яркого цвета;
Исполняемая ими песенка хоть и грустна по содержанию, всё-таки бодра и жива по звучанию и представлению;
( все - испуганно озираясь, трясясь и толпясь, помогая друг другу выйти);
(по неловком молчании, 1-й, волнуясь, неуверенно начинает):
Где-то вдалеке
Девушка купалась;
Весело плескалась
В розовой реке.
(2-й, отчаянно улыбаясь и выбегая, из-за чего 3-й тянет его назад, а 2-й, порываясь, делает плавательные и плескательные движения руками, поёт задыхаясь):
Где-то вдалеке-е
Девочка купалась;
Весело плескалась
В розовой реке!..
(3-й, озлясь на 2-го, поёт неожиданно и грозно, раздирая потом складку на груди, за которой изображено треснутое сердце):
Жаль, того же дня,
Тем же утром рано -
Вот на сердце рана -
Не было меня.
(2-й, вздрогнув из-за 3-го и застыв, закатывая глаза и осуждающе качая головой, показывая потом на сердце 3-го, а затем на себя, более мягко повторяет):
Жаль, того же дня-а,
Тем же утром рано -
Вот на сердце рана -
Не было меня.
(4-й, проникновенно, два наигрыша гармошкой; из-за чего все остальные будто только теперь и увидели его, отчего 4-й, продолжая играть, всё-таки смущается и чуть не уходит);
(1-й, спасая от развала, с чувством продолжает):
Где тогда я плыл,
Сам, увы, не знаю.
Только, вспоминаю,
Глупым очень был.
(2-й, стуча пальцем по шляпе 1-го, повторяет нежнее его):
Где тогда я плы-йл,
Сам, увы, не знаю;
Только, вспоминаю,
Глупым очень был.
(3-й, опять неожиданно и грозно, из-за чего 2-й снова вздрагивает и застывает):
Эта вот тщета
Жизнью и зовётся.
Дальше остаётся -
Страсть и маята.
(2-й, отнимая руку от сердца, осуждающе поправляет 3-го):
Эта вот тщета-а
Счастьем и зовётся.
Дальше остаётся -
Страсть и маета.
(4-й, очередные два наигрыша, проявляя первые признаки и переживаний, и разстройства);
(1-й, прижимая руки к груди):
Боже, ты была;
С кем-то целовалась.
И - отмиловалась;
Юностью прошла.
(2-й, заламывая руки и с надрывом):
Боже! ты была-а!!!
С кем-то целовалась!
И - отмиловалась;
Юностью прошла.
(3-й, с волнующей хрипотцой):
Жаль, что та река
Вспять не повернётся.
Хоть и остаётся
В сердце на века.
(прикладывает руку к треснутому сердцу);
(2-й, уже только осуждающе закрыв глаза из-за 3-го, и тоже приставя пальцы к груди):
Жаль, что та река-а
Вспять не повернётся.
Хоть и остаётся
В сердце на века.
(4-й, начиная плакать, а там и рыдать, вдруг заходит на лишний наигрыш, из-за чего остальные, жалея, начинают ему сочувствовать; а 3-й и грозить, и жалеть);
(1-й,успокаивая 4-го, а затем и 2-й, убедительно представляющий купальщицу, по очереди):
Где-то вдалеке (-е)
Девушка(Девочка) купалась.
Весело плескалась
В розовой реке...
(спевши, обречённый повторять, показывает, не глядя, кулак 3-ему - мол, не пугай);
(3-й и 2-й по очереди, повторяя указующие движения):
Жаль, того же дня(-а),
Тем же утром рано, -
Вот на сердце рана -
Не было меня.
(4-й, уже успокоясь, с мокрыми глазами, просветлённо и с приплясом выйдя, очередные два наигрыша, удивляя остальных)...
(вдруг 2-й, как бы ревнуя к 4-ому, и наконец-то дорвавшись до зрительской любви, выбегает вперёд, чуть ли не прыгая от радостного возбуждения):
Где-то вдалеке-е...
Где-то вдалеке...
Где-то вдалеке...
(видимо, заело, почему 3-й топает ногой, из-за чего 2-й, вздрогнув, продолжает, как бы плывя а затем плеща с подпрыгами):
Девочка купалась.
Весело плескалась
В розовой реке.
В розовой реке-е...
В розовой реке...
В розовой реке...
(опять, из-за чего, получив кулаком по спине от 3-го, застывает; а сей напослед докачивает):
Весело плескалась.
(и кланяется; все за ним тоже; гармошка протяжно падает одной стороной с руки 4-го; вновь смущённое толпение, пугливое озирание по сторонам, отступание лицом к зрителям: 1-й, сильно смущаясь, пятится, закрывая иногда глаза пальчиками; 3-й, то и дело скалясь или кивая, утаскивает 2-го, который, изступлённо порываясь, тянет руки к зрителям; и только 4-й, не оглядываясь, плача, с подрагивающими плечами, уходит, волоча разтянувшуюся гармошку)...
Разумеется, что я упомянул основные только движения скоморохов, кои тоже могут быть исправлены; в общем, полный простор для скоморошьей изобретательности или т. н. клоунской импровизации.
Свидетельство о публикации №119111203569