пренессанс контра апокалипсис рукотворный - 5844

пренессанс контра апокалипсис руковтворный
06:26
Публикация номер 5844

казалось бы, мало нового в том, что человечество создало условия для самоистребления: его история имеет блеск и нищету во всём - но особенно в отношении к человеческой жизни и жизни планеты.

конечно, стремительность нынешней эпохи даёт веские основания надеяться на выживание человечества: уже чуть ни полвека мы можем себя уничтожить, да как-то избегаем, хотя так беззастенчиво убиваем друг друга - справедливости ради надо заметить, что "друг друга" - не означает, что все подряд, и даже не то, что все равнодушны - но если мозг индивида попытается представить одного за другим миллиарды убитых и погибших - трудно сказать, как возможен оптимизм и согласие признать право всего человечества на существование - одно противостоит этой ужасной правде: то, что наличие огромного количества некаявшихся убийц и их заказчиков не даёт никому права признавать возможность продолжения этого процесса, что влечёт за собой абсолютное право человечества на существование.

мы скоро узнаем ещё много способов самоистребление человечества - трудно сейчас фантазировать, - тут и роботизация с искусственным интеллектом, и радикальная медицина, и социальные трансформации - то есть, то, что до сих пор оружием никто не считает.

возможно, не рано уже поставить вопрос о приравнивании к убийству лишение человека личности, скажем, лишение его разума, но мы слишком далеко ещё от малейшего права человека на собственную жизнь.

можно - при всём несомненном уважении к древней истории человечества - назвать рубежом истории пренебрежения к жизни индивида и истории уважения к жизни индивида эпоху гуманизма с её предтечей - эпохой начала мировых религий.

мы видим эту ретроспективу достаточно ясно, чтобы признать сегодня собственно гуманизм не достаточно соответствующим необходимости выживания человечества по причине его декларативности, не деятельного характера, слабости его институтов.

то, что сегодня структура человеческого общества продолжает архаичность разделения на элиты и массы, пока представляется некой неизбежностью, в самом деле - представить себе в этом отношении равноправное общество, как-то управляемое, самоуправляемое,  невозможно, и именно потому, что становится абсолютно очевидной декоративность институтов демократии, лишь прикрывающих безграничную власть элит, абсолютизм манипулирования массами и двойственности осознания массами эфемерности своего участия в управлении процессами и неким гипнозом либерализма и демократии, когда элиты достигают реального и абсолютного  права распоряжаться человеческой жизни, лишь слабо пытаясь определить границы распоряжения жизнями друг друга.

элиты и в прежней истории не были слишком церемонными в отношении друг друга, сегодня, возможно, их негласные правила более прочно охраняют их друг от друга, но владение ими средствами массового уничтожения обнажает их интеллектуальное ничтожество, их неспособность видеть действительные причины перманентного социального кризиса, из которого следуют достаточно частые и чувствительные экономические кризисы, когда, например, представители элиты совершенно слепы и не понимают, что лишь глупо зарывают головы в песок, приумножая количество средств, например, миллиардов долларов, и обеспечивания их гарантиями - бессмысленность существования, успешности каждого элитника и каждого клана не только в краткосрочности их сущестоания после катастрофы, пусть не лично, а с некоей линией потомков, когда смысл исключительно становится буквальным существованием, а потеря  историчности - делает ничтожным это существование полностью.

элиты продуцируют социальный конфликт именно неспособностью понять, что их стремление к такому перераспределению богатств и власти, когда массам достается относительно все меньше и меньше, будто массы могут удовлетвориться тем, что каждому индивиду увеличивается абсолютный размер достатка,

понятно, что признанное право масс на восстание, такое же декларативное, как и все остальные права, лишь изменяя формы социальной нестабильности, и если элиты не окажутся способными к самоограничению, конечно, о котором страшно им подумать, не имея привычки, которая есть у масс - доверяться внешним условиям - мы все окажемся в чёрной дыре социального коллапса, где спасущиеся осколки элит, либо зарытые в
бездны планеты, либо улетающие в межзвёздные просторы, - будут иметь для самих себя ровно такое же значение, как материя мантии планеты и вакуум космического пространства.

вся безусловно непосредсвенно эффективная система экономики, стимулированная безграничными возможностями обогащения и потребления, оказывается буквально  завтра столь же бессмысленной, системой обжорства, более бессмысленной, чем природная система видовой борьбы за выживания, которой придавал смысл прогресс, стремление к совершенствованию.

сейчас уже имеются проблески понимания того, что индивид способен - даже в условиях принуждения к потребительству - к самоограничению, и это далеко не то же самое, что известная всем экономия, на самом деле, представляющая собой лишь способ прераспределения расходов, вызывающая ещё большее безудержное и бесцельное потребление.

таким образом, ядерный апокалипсис есть лишь страшное устранение апокалипсиса бессмысленности, но видимое приличие апокалипсиса бессмысленности точно не исключает ядерного финала.

поэтому предлагаемый лимитаризм есть добровольная система самограничения в первую очередь власти элит, но он без ущерба для индивидов и групп масс будет обеспечивать достаточность осмысленного существования индивида.

и в этом аспекте, ожидаемая смена культурных эпох имеет существенное значение для достаточно спокойного социального преображения, как в свое время ренессанс, пусть тогда социальные конфликты были масштабнее прежних - сегодня альтернатива человечества  быть или не быть напрямую связана с быть или не быть отдельному человеку.


       12 ноября 2019 года примерно 07:25

***


Рецензии
Ах, как трудно к власти придя избежать исключительного права на прова и на потребление. Здесь стоик-редкое исключение. А личность старается не высовываться, дабы не получить по макушке. Именно позиция поддержки личности властью с дет сада вернёт нам Ломоносовых и более того. А значит появиться Надежда на жизнь слюбовью к ней и бережливостью. Поэтому правы Вы здесь не солдат на страже жизни а представители массовых культур

Елена Хвоя   17.09.2021 06:01     Заявить о нарушении
Возможно, и культуры личной - то есть - от массовой до уникальной

Август Май   17.09.2021 06:08   Заявить о нарушении