Германубис

В копилочку добавлю о многогранном образе МЕРКУРИЯ-ТОТА-Гермеса-АНУБИСА-ХРИСТОФОРА-ГОРА В Единый ОбРАз объединив.


АНУБИС & ГЕРМАНУБИС



В книге Кирхера «Эдип Египетский» есть любопытный зодиак. Особый интерес вызывает сочетание в нём Анубиса и Германубиса. Или, вернее сказать, их противостояние.



«А тот, кто изъясняет небесные явления, – Анубис, который является законом вышней сферы, – тот иногда называется Германубисом; одним именем он связан с тем, что наверху, другим – с тем, что внизу.»
«И когда Нефтида родила Анубиса, Исида приняла его как своего ребенка; ибо Нефтида – это то, что под землей и невидимо, а Исида – то, что над землей и зримо. Соприкасающаяся же с ними, и называемая горизонтом, окружность, общая обеим, названа Анубисом и изображается в виде собаки, потому что собака равно владеет зрением и днем, и ночью.»

(Плутарх "Исида и Осирис")
С Анубисом связывали созвездие Большого Пса, главной и самой яркой звездой которого и была "пёсья звезда" Сириус (егип. spd.t, Сопдет), которую египтяне отождествляли с Исидой. Любопытно, что Темпл, в своей книге «Мистерия Сириуса», трактует имя Германубис не как Гермес-Анубис, а как Херу-эм-Анпу – Гор в Анубисе (в египетской транскрипции Гор, hr – Херу).



Кстати...

«Имя Хор было обязательным компонентом официальной пятичленной титулатуры любого фараона. Вместе с тем следует подчеркнуть, что нередко в написании слов "бог" и "божье" использовались иероглифы, изображавшие соответственно сокола и кобру. Таким образом, понятия "бог", "царь" и "Хор" были теснейшим образом связаны с соколом.»


Титул Гора принимали не только фараоны, но и другие боги Египта. Например, Хер-Хапи, т.е. Хор-Апис или Гор-Апис (Небесный, Божественный Апис). Именем Гор-пе-Сет (hr-p-sth) в дендерском зодиаке назывался Сатурн.



Эту моду, позднее, переняла и просвещённая Европа, с разницей, что титул "Гор" (что означает "высота", "небо") стали переводить на родные языки: "Ваше Высочество", "Ваша Светлость", "Ваше Величество"... Впрочем, у немцев эта форма обращения (herr – господин) и сегодня никуда не исчезла.



Возвращаясь к Анубису с Германубисом, заостряю ваше внимание на знаках Козерог (Capricornus) и, противоположном ему, Раке (Cancer), управителями которых означены, соответственно, Анубис и Германубис. Что характерно, с Козерога начинается подъём солнца, после Зимнего солнцеворота. Любопытно и изображение Козерога, которого в поводу ведёт Анубис. Сразу вспоминается Христофор. Только Христофор нёс "Солнце Истины" (эпитет Христа) на себе. Но это уже, как говорится, детали.



В секторе Германубиса, на троне восседает персонаж очень похожий на ибиса. По идее, божество, сидящее на троне должно было бы означать наивысший подъём солнца над горизонтом. В этом плане, Тот (150x240, 12Kb)перевод имени Германубиса, как Херу-эм-Анпу (Гор в Анубисе) – выглядит гораздо более убедительно и уместно, ибо Херу, как было замечено ранее, суть "высота", а Анпу (Анубис) – горизонт. Воистину, «одним именем он [Германубис] связан с тем, что наверху [Херу], другим [Анпу] – с тем, что внизу».



Но с головой ибиса обычно изображали Тота. У египтян год начинался с летнего солнцеворота. И первый месяц года был посвящён Тоту, и, собственно, так и назывался – Тот (греч. ;;;;, Thoth; егип. Джехути, ;;wtj).



Но дело в том, что ибис Тот – божество лунное. С другой стороны, Тот греками отождествлялся с Гермесом (др.-греч.Гермес (290x457, 49Kb) ;;;;;, ;;;;;;). Имя же Гермеса, якобы происходит от слова herma – памятный столб или пирамида камней у дороги. Может и так, но что интересно, на египетских зодиаках знак летнего солнцестояния изображался в виде сокола, сидящего на высоком столбе в форме стебля папируса (w;;, «уадж», символ возрождения, обновления, вечной молодости). А сокол – это образ солнечного бога Гора (Херу). Точно так же и фаллические стелы-гермы являются солярными идентификаторами.



Но Тот не обладал солярным аспектом, в отличие от Гора (одно Око которого – луна, другое – солнце). Поэтому этимологию имени Гермеса следует вести от Германубиса (а не наоборот, как это принято считать). В конечном итоге, от Германубиса (Херу-эм-Анпу) мы всё равно приходим к Гору (Херу), но только чисто этимологически.



В общем, то что сегодня управителем зодиакального Рака (знака, где находится точка сетнего солнцестояния) является Луна, – имеет давние корни. Является ли эта ситуация следствием путаницы средневековых учёных, или же это строгое следование египетским канонам – как говорится,Corbinianus (510x500, 17Kb) пока неизвестно. Единственно, что не вызывает сомнения – так это египетские корни науки Астрологии.



PS. Кстати, на схожем Зодиаке Корбиниануса (Firmamentum Firmianum 1731), имеется вариант, где в секторе Германубиса представлен заявленный персонаж, т.е. песеглавый Германубис. И, что характерно, в ногах у него валяется голова на длинной шее, скорее всего ибиса-Тота.



Почему-то вспомнилось расхожее "порвал, как Тузик грелку". Хотя голова оторвана, как раз, у "Тузика" (Thoth – Тот).



Но, однако, самое занимательное обнаруживается при ближайшем рассмотрении соседнего с Германубисом сектора, который подписан как «Typhonum Statio»Германубис (230x157, 76Kb) (зодиакальный сектор Тифона). Тифон, как известно греческое имя Сета. И Тифон здесь представлен в образе пса (красная собака пустыни – наиболее распространённый образ Сета), которого Германубис закалывает пикой.



«Сет превращается в красного пса, и его преследуют как охотничью добычу, а затем пронзают копьями (Ibid. XVII.7).» (Карлова К.Ф.)


Как известно, Сета, в египетской мифологии, закалывает Гор. Т.е. имеем ещё одно подтверждение, что Германубис – это Гор в Анубисе (Херу-эм-Анпу). А средневековое прочтение его, как Анубиса с царским титулом Гора – глубоко ошибочно.



«Египтяне уподобляли человечество стаду овец. Верховный и Непостижимый Отец был Пастухом, а Гермес – его овчаркой, сторожевым псом.» [2]


На роль Пастыря небесного, в этой связи, кроме как Осириса, и предложить-то некого. Египетский Осирис (соотносимый с Орионом), помимо того, что был богом плодородия и возрождения, был так же и Судиёй, и Пастырем. Его царские инсигнии представляют из себя посох волопаса (Hq(A)t, хекет, крюк) и бич пастуха (nhhw, нехеху, плеть). Кстати, в Междуречье созвездие Орион называлось "Истинный пастырь небес" или "Великий пастух Ану" (SIPA.ZI.AN.NA).



Ну а "сторожевой пёс" и помошник Осириса – это, однозначно, Анубис. Т.е. песеглавый Гермес – таки производное от "Германубиса", как не крути.Гермес (240x314, 15Kb)



Позднее, иконография Германубиса претерпела коренные изменения, его перестают изображать с головой пса. Вероятнее всего, тогда же имя Германубиса укоротилось до Гермеса, потеряв сочленение "-анубис". Наверное, у греков божество в образе песеглавца, было гораздо менее популярно. Впрочем, единичные изображения песеглавого Гермеса всё же встречаются, их идентифицируют по кадуцею, жезлу, обвитому двумя змеями.



С новым именем, Гермес получил свое независимое развитие, тем не менее сохранив за собой обязанности Анубиса, как проводника в мир иной. В память же о солярном прошлом Гермеса (как Германубиса) остались только фаллические столбы-гермы, на перекрестках дорог и рыночных площадях.



1) подпора, стойка; 2) столб
 Anth. стартовый столб (на ристалищах);
3) перен. устой, опора, столп, основание



Гермагор, «Гермес с рыночной площади » (т.е. статуя Гермеса) Luc.


Что же касается Анубиса – он не исчез бесследно из греческой мифологии. По-сути, Цербер (пёс, Сераписа-Аида), охраняющий вход в преисподню – тот же Анубис, хоть и несколько демонизированный. О том, что дорийцы отождествляли Цербера с песеглавым Анубисом, в частности пишет Роберт Грейвс в «Греческих мифах».

Источник https://www.liveinternet.ru/tags/Германубис/


Рецензии
«Хлебников создал целую „периодическую систему слова“. Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов»[38]. В словотворчестве Хлебникова выделяются два гипотетических языка: общеславянский (на основе русского) и «звёздный», приближающийся к зауми.

Звёздный язык строится в основном на словообразах и, несмотря на сходство с заумью, в полной мере ей не является; его принцип предполагает создание полного мирового языка на основе универсального звучания согласных

Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы[39]. Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством».[40] Общую теорию относительности, опубликованную Альбертом Эйнштейном в 1915—1916 годах, Хлебников назвал «верой четырёх измерений», где четвёртое измерение — время[40]. Для Хлебникова время было и волной (циклическим повторением событий), и вместе с тем неким динамизированным пространством.[41]

Сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы. Они проявляются как в прямых отсылках к мифологии (в основном, на раннем этапе, когда поэт создавал произведения с участием мифологических персонажей, в том числе и придуманных им самим), так и в анимическом мировоззрении[33], и, по мнению некоторых исследователей, в упоминавшейся выше идее циклического повторения событий во времени.[41] Влияние, которое оказали на поэта национальные культуры разных народов (как европейских, так и азиатских), позволяет говорить о традиционализме в авангардистском творчестве Хлебникова.

«Скрижалями» новой веры государства времён стал трактат «Доски судьбы», где Хлебников сообщает открытые им законы повторяемости в истории одних и тех же событий и воплощений одних и тех же личностей. Например, себя он считал фараоном Эхнатоном, введшим монотеизм в Египте; Омаром Хайямом; усомнившимся в очевидности аксиомы Евклида Лобачевским, который создал неэвклидову, «Воображаемую геометрию» (См. «Ка»). И, разумеется, Хлебниковым, который сменил в поэзии пушкинское «доломерие Эвклида» на хлебниковское «доломерие Лобачевского»

20 декабря (2 января 1915) Хлебников был избран друзьями виртуальным «Королём Времени»[21]. Чуть позже, в феврале 1915 года, было основано утопическое «Общество председателей Земного шара» или «Союз 317». Хлебников намеревался создать общество из 317 членов — лучших людей со всей планеты, которые бы правили идеальным всемирным «Государством времени».

Весной 1920 года в Харькове оказались поэты-имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф, с которыми Хлебников быстро свёл знакомство. По инициативе Есенина в Городском харьковском театре была проведена публичная церемония «коронования» Хлебникова как Председателя Земного шара[30]. В церемонии участвовали С. Есенин, А. Мариенгоф и Б. Глубоковский

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Khlebnikov_Velimir.jpg?uselang=ru
Портрет напомнил мне Сохама, а символы языка в рисунках - нечто из поисков Хлебникова.

Ни на что не намекаю..Мне просто интересно об этом поэте узнать.
За́умь, зау́мный язык — литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые.

"Обликмены деебна в полном ряжебне пройдут, направляемые указуем волхвом игор, в чудесных ряжевых, показывая утро, вечер дееск…"
— из Пролога к опере «Победа над солнцем» Велимира Хлебникова
А вот тут про http://ru.wikipedia.org/wiki/Победа_над_Солнцем
..
http://slova.org.ru/hlebnikov/vozzvaniepredsedatelej/

"
..
Назвать и впредь величать себя
Председателями земного шара.
Какие наглецы — скажут некоторые,
Нет, они святые, возразят другие.
Но мы улыбнемся, как боги,
И покажем рукою на Солнце.
Поволоките его на веревке для собак,
Повесьте его на словах:
Равенство, братство, свобода.
Судите его вашим судом судомоек
За то, что в преддверьях
Очень улыбчивой весны
Оно вложило в нас эти красивые мысли,
Эти слова и дало
Эти гневные взоры.
Виновник — Оно.
Ведь мы исполняем солнечный шепот,
Когда врываемся к вам, как
Главноуполномоченные его приказов,
Его строгих велений.
Жирные толпы человечества
Потянутся по нашим следам,
Где мы прошли.
...
Перерезанное красной молнией
Голубое знамя безволода,
Знамя ветреных зорь, утренних солнц"
...
Вот читаю и пока мало чего понимаю, но интересно...
Тоже поделилась с тобой

Солнце Моё   12.11.2019 20:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.