Беседы с великими - 4. Виктор Шендерович

МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ИЗБРАННЫМИ «ШЕНДЕВРАМИ»


«Быки и не подозревают, что дозволено Юпитеру...»  *1

Быки, бедняги, прав своих не знают,
Да и Юпитер не спешит им сообщать,
Наоборот, он рад – они не понимают:
Без них ему Европы не видать! *2


            ***
«Должен ли Дарвин
отвечать за озверение масс?»

Ну, что сказать? Естественный отбор
Придумал Дарвин, знает каждый...
Широким массам подписал он приговор:
Ведь  при отборе вряд ли выживешь ты дважды.



             ***
«Я и сам думал, что Харе Кришна,
а оказалось – Аллах акбар!»

Я думал – что явился Хари Кришна,
Пришел, однако, к нам Аллах акбар
С тех пор о Кришне ничего не слышно,
Не вынес, Кришна, видимо, «фанфар».


                ***
«Все равно нищие - так уж хоть пойдем по миру!»

– Ограбили, раздели, по миру; пустили, –
Обычно так о нищих говорят…
И нищие идею эту полюбили:
– Надеялись: там нас озолотят.


                ***
«Ветеран войны мечтал взять в магазине языка и донести его до своих».

Он – ветеран войны, пробился к цели с боем,
И языка *3, хоть и с трудом, сумел он взять.
«Колоть» не стал, домой вернулся он героем,
Язык семье своей позволил покромсать. ;


                ***
«Эволюция началась с того, что обезьяна почувствовала себя человеком».

– Я как-то странно чувствую себя, –
Сказала, почесавшись обезьяна.
– Мой что-то ломит хвост,
Задергалась передняя нога,
И голова шумит… немножко странно.

Я думала: – Не съесть ли мне банан?
Но как-то эта мысль меня смущала…
А сколько, интересно, будет два плюс два?
И эта мысль уже меня не оставляла…

И захотелось мне кому-нибудь молиться *4
Подумалось: ведь есть, наверно, Бог?
С хвостом пришлось немедленно проститься,
Оглядываюсь, и… не вижу что-то синагог....

Придется синагогу мне самой построить,
Ведь в человека превращаться мне пора,
И ноги в руки нужно перестроить:
Руками ведь работают все мастера…

И обезьяны многие за ней пошли:
Ну, что сказать: они ведь обезьяны…
И что-то, видимо, в пути они нашли…
Но новые, увы, приобрели изъяны….

– Вы видите, что Дарвин здесь не при делах! *5
Теория его потерпит вскоре крах....
Ведь не в отборе… в эволюции все дело, –
Потомок обезьяны утверждает смело.


           ***

«Человек произошел от обезьяны.
Но с Божьей помощью»

Естественный отбор, как это мило…
Тут Дарвина внезапно осенило:
«От обезьяны люди все произошли!»
Но обезьяну это оскорбило!

– Про Бога он забыл упомянуть!
Не сами мы прошли весь этот путь…
Без помощи бы мы хвостатыми остались
Хвосты Он нам оттяпал – больно, просто жуть!
               

              ***
«Был так угрюм, что его перестали
 посещать даже мысли».

Был так угрюм, что мысли испугались и сбежали:               
– В мозгах твоих угрюмых мы лишь прозябали,
Гулять хотим, а здесь с трудом мы выживали…
Мы от угрюмости твоей совсем устали.
          

                ***

  «Ветер перемен не должен свистеть в ушах».

Не должен ветер перемен свистеть в ушах.
Свистит пусть лучше он хотя бы… в камышах.
«Шумел камыш…» - мы песню эту знаем,
Её с друзьями очень часто распиеваем…



***

«Господь, спаси!» - воскликнул атеист.
   «А вот это видел?» - ответил Господь.

Господь, спаси! – воскликнул атеист.
Господь немедля отозвался.
Ну, друг мой, – ты большой «артист».
И, кажется, вчера набрался.   

Ведь называл себя ты атеистом.
Так как же ты узнал к кому взывать?
А может ты зовешься аферистом?
Так как же правильно тебя назвать?

– Спаси! И называй меня, как хочешь,
Но в печь меня, ты, будь любезен, не сажай, *6
Ты верующим сделать меня можешь,
И поведет меня дорога прямо в рай.

Да… Если б ты остался атеистом
То сам себе бы смог дорогу выбирать,
Но предпочел ты быть «артистом»,
И не смогу тебе я подыграть….


                ***

«Мало ли что эволюция, - приговаривал
мастодонт, топча неандертальцев»

Ликует мастодонт, топча неандертальцев:
– Плевать на вашу эволюцию хотел!
Хоть на руках у вас сегодня десять пальцев,
Я хоботом вас победил и даже не вспотел.

Но скоро мастодонт закаялся на эволюцию плевать:
Ведь применение нашли неандертальцы пальцам...
Такие копья выстругали: раньше было не видать -
Полакомиться им хотелось мастодонта сальцем.

Глубокую, большую для начала выкопали яму,
И колья острые в дно вбили эволюции сыны,
И помянули хором они громко чью-то маму,
В победе славной были все убеждены.

Пошли искать неандертальцы мастодонта:
В те времена, их, вроде было, как собак…
До самого дошли уже почти до горизонта,
Но встретился им лишь один сайгак.

Голодными остались бедные неандертальцы,
Ну, что на них на всех один худой сайгак?…
И тут, внезапно, объявились кроманьонцы,
Пришлось отдать сайгака им «за так».

И так пришел конец неандертальцам,
Была побочной в эволюции их ветвь.
Что делать было этаким страдальцам...
И вымерли. Всем выжившим - привет!

А кроманьонцы семимильными шагами
По эволюции шагали вверх и вверх,
И виды многие неандертальцам вслед послали, *7
Да так, что в Красной книге оказался стерх. *8



               ***

«В каждом санатории найдется
 два-три Батыя в отставке».

Решил Батый уйти инкогнито в отставку:
Ему хотелось нервы подлечить.
Потребовал у лекаря он справку, -
Теперь никто не мог его изобличить.

Стопы свои Батый направил в санаторий,
Совет ему хороший лекарь дал:
– Ты не рассказывай им никаких историй...
Совету этому Батый, увы, не внял.    

Войти он не успел в свою палату,
Потребовал, чтоб поклонились все ему:
– И, знайте, – кланяетесь супостату:
Начнете ерепениться, так голову сниму.

– Кто ты такой, – вдруг голос он услышал, –
У нас свои здесь супостаты есть!
Сам хан Батый у нас здесь крыша,
Что гонишь ты свою нам жесть?

Кто? Хан Батый? Парнишка видно шутит…
Ведь я и есть Батый… и даже справка есть.
Твоя же «крыша» только воду му;тит,
На трон Батыям двум никак не сесть…

Ты говоришь двоим на трон никак не сесть?
Еще один раздался голос звучный,
– Вон, в корпусе соседнем три Батыя есть,
И все они дружны и неразлучны….


                ***

«Левша подковал блоху. Теперь не только   
          кусает, но еще, сволочь, и цокает».

     Блоху Левша умело подковал,
     И, радуясь, он даже что-то напевал.
     Теперь Левше приходится страдать:
     – Зараза… цокает, а я три дня не спал.    


                ***
 
     «Если народ пьющий, у него и саже;нь косая...»

    Народ наш мерять все привык саже;нью,
    Но у него еще одна привычка есть:
    Уж очень мучается по утрам похмельем…
    Саже;нь косою стала, надо что-то съесть.   


                ***

«Дети согбенных вырастают горбатыми»

Генетика, увы, не только тело формирует, -
«Согбенный» ведь относится, скорей, к душе.
Согбенная душа так тело замордует:
Мутируют гены… а скажется на малыше.

   
                ***    
      
«В неравной схватке молотка с телевизором…»

   ТиВи (TV) иль молоток: кто победит в неравной схватке?
   Такой мы странный зададим себе вопрос.
   Но кто с ТиВи (TV) сравнится может в хватке…?
   Да, молоток до этой схватки явно не дорос!
      

                ***

«Государство - это просто, как велосипед:
    наверху рули, внизу цепи...»

Что это: сверху руль, а цепи снизу?
Ответишь правильно – откроют визу!
Ответ «велосипед» от истины далек,
Ответ «государство»… подобен стриптизу.



               ***

«В военное время ничто не ценится
так дорого, как плоскостопие...»

– Да, стоит плоскостопие увы… немало,
Ведь бурные настали нынче времена… –
Мне в медкомиссии какое-то мурло сказало:
– И скупость здесь, поверьте мне, вредна.




    ;
ПРИМЕЧАНИЯ

*1  Аллюзия  на крылатую латинскую фразу:  «Что дозволено Юпитеру – не дозволено быку». Фраза содержит намёк на миф о похищении Европы Зевсом (Юпитером), принявшим облик быка.
*2  В качестве шутки фразу можно перевернуть: «Quod licet bovi, non licet Iovi» — «Что можно быку, нельзя Юпитеру». Это намёк на тот же миф: в привычном для других обличии Юпитер не смог бы осуществить похищение Европы.
*3  «Взять языка» - игра слов. а) В военное время это означало захватить пленного, чтобы его допросить («расколоть»). б) Во времена всеобщего советского дефицита, язык (в основном - говяжий) был дефицитным лакомством.
*4 Парафраз на первую строчку из стихотворения Булата Окуджавы «Песнь о московском муравье».
*5  Не при делах – ни при чём.
*6  Аллюзия на русскую пословицу: «Хоть горшком назови, только в печь не сажай».
*7  По данным Международного союза охраны природы (англ. World Conservation Union) на 2008 год, только за последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных и растений.
*8 Стерх, или белый журавль. Стерхи находятся под угрозой исчезновения и внесены в международные списки Красной книги.


Рецензии