Я знаю, что будет однажды. Мир Марины Шапиро
С огромным удовольствием представляем Вам эссе Любови Сушко
"Я знаю, что будет однажды. Мир Марины Шапиро"
http://www.stihi.ru/2019/11/02/7072
С Мариной мы встретились в самой странной, наверное, передаче «Вечерних стихов».
Помнится, появился эпатажный, на мой взгляд, критик С. Арутюнов и все разборы стихотворений приобрели странный эротический контекст, прямо дедушку Фрейда воскресили. И не то, чтобы я когда-то была ханжой, но зачем искать то, чего там нет в помине, потому что тебе хочется поговорить об эротике? Ты такой продвинутый, откровенный, они не могут, а ты можешь так вот вещать. Даже наш любимый режиссер Игорь Настенко был растерян и лез за словом в карман. А прежде он не упускал ничего, и ставил на место хамов их чата.
Поэты и без того волновались и нервничали, а когда они слышали какие-то рассуждения по поводу родимой нашей эротики, то можно было и в обморок упасть. Но нет худа без добра, потому что в Марине проявились сразу все лучшие качества, она осталась, спокойной, ироничной, очень-очень близкой, этакой белая вороной в черной стае. (Надеюсь, она на меня не обидится).
Есть Прекрасные Дамы у нас, которые могут сидеть с прямой спиной, спокойно, выразительно и завораживающе читать свои стихотворения, отвечать на вопросы без всякой истерики и наигранной страсти. Хотя дорогой наш критик по-моему именно у нее начал искать упорно фаллосы и пересказывать Фрейда, будто он нарисовался в лирических и пронзительных стихотворениях, что особенно удивило...ведь там даже неприличных снов-то нет, не то, что этих самых органов... Но каждый волен видеть то, что ему грезится.
Не поверите, я у монитора мороженым подавилась, и думала, что мне пришел конец, а когда вернулась к реальности, просто любовалась этой Поэтессой….Какая же она молодец… Как хорошо, что пришла, иначе бы было совсем уж по-Малаховски круто.
И на самом деле, в любом тексте можно найти что угодно, кто же сомневается в том, куда погребет критик и до чего он там докопается, но стоит ли истерить по этому поводу?
Ситуации в жизни, и в творческой жизни могут случиться всякие. Вспоминайте Марину, если Вам захочется с саблей наголо защищать свои стихотворения от критиков, у нас есть пример перед глазами, чему я лично очень и очень рада… Ну и стихотворение, которое прозвучало и запомнилось сразу
персик
На ярмарке плодов в неведомом краю
Мне приглянулся персик ароматный,
— Нет денег у меня, но я тебя люблю, —
Сказала я с улыбкою невнятной.
И сразу он ко мне пушистою щекой
Прижался и дохнул осенним югом.
Что делать продавцу — не спорил он со мной,
Поняв, что мы сейчас нашли друг друга.
И мы ушли вдвоем, и нам шептали вслед,
Что мы друг другу вовсе не подходим…
— Кто Он… и кто Она…
— Не миновать им бед…
— Нельзя идти наперекор природе…
По-прежнему люблю на ярмарки ходить,
Но всякий раз одна иду до дома,
Я просто не могу, как в детстве полюбить,
Тому верна,
как никому другому…
http://stihi.ru/2007/06/13-302
На самом деле стихотворение очень атмосферное, лиричное, со своей философией. И это было то стихотворение, из-за которого стоило досмотреть эту передачу и запомнить поэта.
И еще одно стихотворение Марины Шапиро, специально для господина Помидорова по поводу эротики, страсти, чувств, это не тогда, когда нет одежды и все видно, чего и не должно быть нам видно, а когда и закутанная в плащ Клеопатра может свести с ума Цезаря… Но в наш век, когда появились голые платья, это и непонятно, и странно как-то.
Стихотворение «Страсть» - До какой степени пронзительное и прекрасное стихотворение, слов нет, чтобы передать чувства, которые появляются, они сродни тем, которые мы переживаем, во второй раз, победив магнитов, это то, что чувствует в момент накала наш любимый тренер Раймо Сумманен, и о чем плачет потерявший хвост лисенок Тимоша*
* Мои репортажи велись часто параллельно с хоккейными матчами, когда в Омске царил великолепный финн Раймо Сумманен – любимец всех, кто бывал на стадионе, и очень часто хотелось сравнить хоккей, который мы так любим со стихами…Он проповедовал кодекс победителя, поэтам часто этого не хватало, и я говоря о них, обращалась к Раймо, с его философией.
Вот и стихотворение Марины
Страсть
http://stihi.ru/2007/12/12/2682
А знаешь,
Я знаю, что будет однажды —
Однажды гортань пересохнет от жажды,
Ты крикнешь, но криком окажется малость,
Что в нежных глубинах едва нарождалась.
А знаешь,
Я знаю — мы выроем зёрна
Рукой торопливой, лопатой проворной...
Нам так интересно — не вырос ли колос?
Не надо.
Не вызрев, не пробуйте голос.
А знаешь,
Я знаю, что сразу начнётся —
Начнётся пожаром огромное солнце,
Что вытопит всё до последней крупицы
И кончится.
Мы не успеем проститься.
Я знаю,
Мы оба рванёмся к началу,
Где так прозорливо и свято молчали,
И будем хвататься за корни и травы —
Искать приворотной бессильной отравы.
Я знаю,
Чужими уйдём мы оттуда,
Не вынеся боли, не веруя в чудо,
И с этой поры я везде и повсюду
Искать тебя буду...
Искать тебя буду.
А знаешь...
Не слушай пророчеств тревожных!
Я знаю,
Бывает — молчать невозможно.
Мы будем с тобою собою тогда лишь,
Когда обожжёмся,
Я знаю,
…………ты знаешь.
Это действительно совпало, страсть к хоккею, страсть к финну – он свел с ума весь наш город, тому есть свидетельства живые, и та страсть, которую описывает Марина. Она может быть именно такой, яркой, неповторимой, порой яростной.
Не знаю, как другие, но я ее поняла как никто в этом мире, хотя она далека от хоккея
Я знаю,
Бывает — молчать невозможно.
Мы будем с тобою собою тогда лишь,
Когда обожжёмся,
- повторяю и сегодня тоже, и убеждаюсь в том, что это так и есть на самом деле
- Марина, Марина, - Марина – этот автор остался в душе, за него было тревожно и немного обидно, им оставалось только любоваться, и думать о том, что новый день нам готовит. Новых поэтов, конечно, новый формат и возможность все изменить, пока мы живы.
Это отрывки из статьи 2012 года.
Сегодня я могу сказать, что именно Марина осталась в редколлегии передачи, она потом руководила процессом, и принесла много в развитие передачи. Она подхватила шпагу из рук Игоря Царева, когда казалось, что теперь все, больше не будет любимого зрелища, и отстаивала все время все, что нам было близко и дорого в те дни.
Мы видели ее часто, много общались, почти под всеми моими статьями есть ее комментарии и рецензии, чему я несказанно рада, и даже не из-за себя любимой, хотя отклики всегда приятны, а из-за того, что передача осталась, жила, развивалась, хотя после первого свидания, Марина могла сбежать и никогда там не появляться, тем более, что у нее есть свои «Шапировские вечера», есть аудитория, и свой круг поэтов.
Но такой она активный и ответственный человек, и в жизни и в стихотворениях. Вот и еще одно стихотворение из моих самых любимых
Отпусти
Отпусти её — не по Сеньке шапка.
Ты же чувствуешь, не твоя она.
Легче с неба звёзд нахватать охапку,
Чем надеяться — завоёвана!
Вон принцессы спят в хрустале до срока.
Подходи, целуй — ход испытанный.
Лишь одну не взять ни ударом тока,
ни фонтаном чувств — крепко спит она.
Застрахована — посторонний ты ей,
Страсти нету.
Видишь ли, в чём беда:
ни стихов накал, ни слова простые
не сработают — не в её года.
Опоздавшая на раздачу яблок,
Надкусившая ядовитое,
Понимает — время её иссякло —
Где взять силы? Я...
...и ты… ты и я.
Знакомый сюжет сказки о спящей царевне не создает сказочной атмосферы. Скорее наоборот, это реальность, наша реальность, хотя все сказочные атрибуты есть – и сон, и надкусанное ядовитое яблоко, вместо яблок, которые дарят молодость без старости, и принц, который хочет добиться своего. Но только мудрая фея понимает, что ничего этого не будет, что не совпали эти двое, что - не твоя она. Но всем нам хочется еще больше запретного плода, и от него еще труднее отказаться. А почему все это происходит? Лирическая героиня и тут отвечает четко «Страсти нету».
Мы много общались с Мариной в письмах, комментариях, в чате. А вот встретились в реальности в 2014 году в ноябре, когда подводились итоги первого поэтического конкурса имени Игоря Царева, в уютном зале библиотеки, где было столько знакомых, почти родных лиц – и встреча была действительно удивительной, мне показалось, что я ее знала всегда. Вот случается же такое.
Ее поэтическая книга, подаренная в тот день все время со мной, одна из самых любимых.
И снова Игорь Вадимович объединил всех нас, заставил посмотреть в глаза друг другу, по душам поговорить, ну ни чудо ли это?
Даже уйдя на тот берег, он все равно остается и на этом тоже, потому что несет нам всем Веру, Надежду и Любовь. Такое стихотворение есть у Марины, и так как в какой-то мере оно и ко мне тоже обращено, то пока хочется просто перечитать его, не подвергая анализу, пусть звучат строчки страстные, вдохновенные и нежные
Любовь, Надежда, Вера
Поздравляю с Днём Ангела всех замечательных подруг, чьи имена владеют нами! Счастья вам — любви, надежды и веры!
* * *
Любовь, Надежда, Вера — что ещё?
Пожалуй, больше ничего не надо.
Для каждого являются наградой,
С которой нам и в стужу горячо.
Без них мы пустоту напрасно длим,
Они всегда, все трое, наготове.
В кругу Надежды, Веры и Любови
Не растеряюсь и доверюсь им.
Прокладываю жизненный полёт,
Они во мне — в душе моей.
А сердце
Любови и Надежде даст согреться,
И Вера, наконец, меня найдёт.
Но если уж коснуться темы борьбы поэтов, когда порой мы не только тайно, но и явно враждебны друг другу, то тут есть и другой текст Марины об этом противостоянии, к которому должны быть готовы талантливые люди. Ведь мир на самом деле очень жесток ко всем, а к ним особенно.
И жизнеутверждающие нотки Марины о том, что гений все-таки выжил, оставляют надежды и всем нам на то, что не все потеряно. Выступление Марины на той самой передаче «Верчение стихи» тоже доказывает ее позицию, то что слова не расходятся с делом.
Судьба гения
Уж слишком ярок и талантлив был он.
Ату его! Ату! — кричали смерды,
Рычал партер с неимоверным пылом —
Все бесталанные жестокосердны.
Он рисовал — холсты рубили в клочья.
Стихи писал — сжигали не читая.
Он погибал на дыбе каждой ночью…
Не правда ли, история простая.
Но вот печаль — он в каждом веке выжил,
Сменив стихи на скрипку или краски.
Чтобы его достать, прицелься выше
И узнавай под каждой новой маской.
* * *
Да, оглянись, увидишь — вон он, выжил.
Как прежде — нараспашку, без рубашки,
А у курка толпа тревожно дышит
И снова ждёт решающей отмашки.
=========================
Но гению, просто талантливому творцу очень трудно без заботы, поддержки таких людей, как Марина Шапиро. Она очень много сделала, когда проходили все мероприятия, сам конкурс, когда составлялась главная книга Игоря Царева и стихотворения приходилось искать в разных местах, на разных сайтах, сверять, выбирать вариант наиболее созвучный, смотреть строки, которые были удалены автором из текста по тем или иным причинам и оставлять их в примечаниях.
Разве могла она устраниться от такой работы, хотя у нее столько и своих дел было. И эта позиция вызывает восхищение.
В финале стихотворение, в котором создается очень интересный образ лирической героини. Оно называется «Льдинка». По-моему очень мило и симпатично все написано.
Льдинка, которая не тает в любом напитке – хотелось бы пожелать это каждому из нас оставаться такой вот льдинкой, потому что увы, таем мы по той или иной причине, находим для этого веские доводы и оправдания, а Марина – не тает..
Наверное, ни у кого больше настолько слова не расходятся с делом, с реальностью, как у маленькой, хрупкой женщины с железной волей и морем обаяния, за что мы ее очень любим
Льдинка
В газированном коктейле я — льдинкой.
И не таю — мне приятно там дзинькать.
Сок лимонный и текила златая —
Горячительная смесь, но… не таю.
Пузырьков душистых вверх летит стая,
Из последних сил держусь и… не таю.
Опьянел ты, смотришь пристальным взглядом —
Нет ли там, в коктейле выпитом, яда.
Нет, любимый, у меня не тот почерк.
Не тебе был яд, его другой хочет.
Ну, а ты бокал качни, сгрызи льдинку,
Обожгись моим огнём в сердцевинке.
Свидетельство о публикации №119110908447