Рильке. Сонеты к Орфею 1. 2 Создание души

Почти что Дева вышла и пошла
Из этого блаженства песни с лирой,
Сияла сквозь покров ее весна,
В моих ушах постель она стелила,

Все стало - ее сон. Во мне спала.
Деревья, что меня пленяли сенью,
Немыслимые дали и поля,
В себя она взяла - все удивленья.

Ей сном был мир. Поющий бог, как смог
Ты сделать так, что прежде, чем возжаждать,
Она пришла и погрузилась в сон.

Где смерть её? Ты будешь ли мотив
придумывать, чтоб новым поглощаться.
С меня нырнула? ... Девочка почти...

*

II


Und fast ein M;dchen wars und ging hervor
aus diesem einigen Gl;ck von Sang und Leier
und gl;nzte klar durch ihre Fr;hlingsschleier
und machte sich ein Bett in meinem Ohr.

Und schlief in mir. Und alles war ihr Schlaf.
Die B;ume, die ich je bewundert, diese
f;hlbare Ferne, die gef;hlte Wiese
und jedes Staunen, das mich selbst betraf.

Sie schlief die Welt. Singender Gott, wie hast
du sie vollendet, da; sie nicht begehrte,
erst wach zu sein? Sieh, sie erstand und schlief.

Wo ist ihr Tod? O, wirst du dies Motiv
erfinden noch, eh sich dein Lied verzehrte?—
Wo sinkt sie hin aus mir?... Ein M;dchen fast....


*
Мой комментарий:

В философии спекуляция (от лат. speculatio — созерцание, умозрение) — теоретический тип знания, противостоящий эмпирическому и характеризуется рефлексивным схватыванием мыслью самой себя.Спекулятивная логика — это концепция, разработанная немецким философом Гегелем в его «Науке логики». 13
Она предполагает, что в рассмотрение принимаются не отдельные конечные понятия, а вся тотальность мышления как целое.

Песня лиры родила деву - душевное состояние, подобное сну, мечте, воображение, нереальность.
Она спит в слухе, т.к. рождается там и сон - воображение, новый мир. Этот сон-от песни появляется до вожделения. Видимо, усиливая и подчеркивая чистоту ее сна, мечты.
С окончанием песни этот сон-дева может закончиться, т.е. умереть. И Орфей спрашивает, даст ли бог ему новый мотив-деву. Новая Дева-мечта рождается из него, из мотива, из слуха Орфея. Она в нем, они в синтезе.

Тезис(Орфей)
Антитезис (мечта - сон - дева)
Синтез - она в слухе Орфея, порождена им, они неразделимы. Их соотношение не омрачено вожделением, оно чисто.


Необычно для меня, т.к. я свои мечты от себя не отделяю. Но для диалектического анализа такой подход понятен и необходим.

Шире, обобщая с человека на мир и Бога, можно сказать так:
Это стихотворение описывает прообраз создания души человека из мысли и слова Бога, метафорой слуха и пения Орфея. Аналогия планов человеческого и Божественного творчества. Совмещение всех природных явлений отображает потенциал Богочеловечества, который в подобии Богу может обрести высшие знания о природе и тонком мире сверх нее. В слухе человека происходит отображение второго - духовного, вышефизического рождения человека. Дважды рождённые - как в буддизме или в христианском крещении.

Тезис (Бог)
Антитезис (Человек)
Синтез (их сосуществование. Бог творит, но и есть всегда в человеке, вернее в чистом богочеловеке нераздельно слитно.)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.