Неологизмы Иннокентия Анненского

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

НЕОЛОГИЗМЫ ИННОКЕНТИЯ АННЕНСКОГО

1. О неологизмх Иннокентия Анненского
               
Филолог Андрей Фёдоров (1906-1997) (528), автор монографии о жизни и творчестве  Инокения Анненского (70), написавший предисловие к трём изданиям его стихотворений (1939, 1959, 1990 г.г.) (529),  утверждал, что «в языке Анненского нет ни особых новшеств, ни вообще каких-либо нарочитых сложностей, что он не прибегает к методу словотворчества, к образованию новых слов, излюбленных русскими “декадентами”».
Тем не менее, он отметил как  “редкое исключение” один сочинённый поэтом    новый эпитет “древожизненные” из стихотворения «На пороге». С таким мнением нельзя согласиться, не проанализировав и другие стихотворения Анненского, а также другие исследования его творчества.
Например, Маковский (530), в противоположность Фёдорову отметил, что Анненский больше, чем кто-либо из русских поэтов любил неологизмы».
Множество новых составных словообразований указано в «Книге отражений»  Анненского (527).

2. Сложно-составные неологизмы  Инокения Анненского

Согласно исследованию Никульцевой  (531),  среди неологизмов Анненнского, более половины (она  насчитала 85 таких новообразований) представляли сложно-составные прилагательные, составляющие большинство, связанных с различным цветом и его оттенками, или со звуком Среди авторских сложно-составных новообразований Анненнского были отмечены также существительные и наречия,  построенные «на цветовых, вкусовых, звуковых, обонятельных, осязательных и т.п. ощущениях человека» (531).

1.1. Примеры со сложно-составные неологизмами Анненского связанными с цветом
                [953]   
БАНАЛЬНО-ПЁСТРАЯ зала

    Так иногда в БАНАЛЬНО-ПЁСТРОЙ зале,
     Где вальс звенит, волнуя и моля,
     Зову мечтой я звуки Парсифаля,
     И Тень, и Смерть над маской короля…
          «О нет, не стан» (1906)

«Парсифаль» - опера Рихарда Вагнера.

БЕЛО-ТРЕВОЖНО

     Есть слова — их дыхание, что цвет,
     Так же нежно и БЕЛО-ТРЕВОЖНО …    
          «Невозможно» (1907)

БЛАГОУХАННО-БЕЛОЕ крыло

     Минута сна… И точно нежный бог
     Своим крылом… БЛАГОУХАННО-БЕЛЫМ
     Обвеял изголовье…
          «Леодамия». Лирическая трагедия в 4-х действиях с музыкальными антрактами.  Действие второе. Явление шестое. Леодамия.

Леодамия -  персонаж древнегреческой мифологии (73).

БЛЕДНО-БЕЗБРЕЖНЫЕ выси
                [954]   
     Сбита в белые камни
     Нищетой бледнолицей,
     Эта одурь была мне
     Колыбелью-темницей.

     Коль она не мелькает
     Безотрадно и чадно,
     Так, давя вас, смыкает,
     И уходишь так жадно

     В лиловатость отсветов
     С высей БЛЕДНО-БЕЗБРЕЖНЫХ
     На две цепи букетов
     Возле плит белоснежных.
          «Тоска белого камня» (1904)

БЛЕДНО-ЖЁЛТЫЙ цвет, доски СЕРЕБРИСТО-ЖЁЛТЫ, иней МЕРТВО-ТАЛЫЙ

     ...Это было поздним летом
     Меж ракит и на песке,
     Перед БЛЕДНО-ЖЁЛТЫМ цветом
     В увядающем венке…
          «Хризантема» (1904). Из цикла «Август».

     Доски БЛЕДНО-ЖЁЛТЫ,
     СЕРЕБРИСТО-ЖЁЛТЫ,
     И налип на шпалы
     Иней МЕРТВО-ТАЛЫЙ.
          «Трилистник лунный» (1906)

БЛЁКЛО-ПРИЗРАЧНАЯ луна, ВОЗДУШКО-ЧЁРНЫЙ стан
                [955]   
     Но… в БЛЁКЛО-ПРИЗРАЧНОЙ луне
     ВОЗДУШКО-ЧЁРНЫЙ стан растений,
     И вы, на мрачной белизне
     Ветвей тоскующие тени!
          «Трилистник пнризрачный» (1910)

БУМАЖНО-БЛЕДНА

     Плакала тихо у стенки
     И стала БУМАЖНО-БЛЕДНА...
          «Прерывистые строки» (1909)

ВОЗДУШНО-ЧЁРНЫЙ стан растений

     Но... в блекло-призрачной луне
     ВОЗДУШНО-ЧЁРНЫЙ стан растений,
     И вы, на мрачной белизне
     Ветвей тоскующие тени!
          «NОХ VITAE» (1910)

NОХ VITAE (латинский) – ночь жизни.

ГРЯЗНО-БЛЕДНЫЕ дни

     О, как я чувствую накопленное бремя
     Отравленных ночей и ГРЯЗНО-БЛЕДНЫХ дней!
          «Ямбы». Из цикла «Трилистник проклятия» (1906)

ДЫМНО-ДАЛЕКИ
                [956]   
     Талый снег налетал и слетал,
     Разгораясь, румянились щеки.
     Я не думал, что месяц так мал
     И что тучи так ДЫМНО-ДАЛЕКИ...
          «Зимнее небо» Из цикла «Трилистник лунный» (1910)

ЗЕЛЕНОЛИЦЫЙ

     И там, среди ЗЕЛЕНОЛИЦЫХ,
     Тоску привычки затая,
     Решать на выцветших страницах
     Постылый ребус бытия.
          «Идеал» (1904)

ЗЛАЧЁНО-БЕЛЫЙ

     Но для меня свершился выдел,
     И вот каким его я видел:
     ЗЛАЧЁНО-БЕЛЫЙ —
     прямо с елки —
     Был кифарэд он и стрелец.
          «Но для меня свершился выдел…» (1898)

Кифаред – древнегреческий музыкант, играющий на кифаре, которая являлась в античности разновидность лиры (532).

КАРТОННО-СИНИЙ свод
     Застылость этих четких линий
     И этот свод КАРТОННО-СИНИЙ…
          «Трилистник бумажный» (1910)
                [957]   
КРОТКО-СИНИЕ лучи

     Два мне грезились луча,
     Два любимых, КРОТКО-СИНИХ…
          «Сон и снет» (Из посмертных стихов Анненского, опубликованных в 1923 г.)

ЛИНЯЛО-ВЕТХИЙ

     Я твоих печальнее отребий
     И черней твоих не видел вод,
     На твоем ЛИНЯЛО-ВЕТХОМ небе
          «Трилистник  осенний» (1910)

ЛИНЯЛО-ЗЕЛЁНЫЙ флаг

     Флаг ЛИНЯЛО-ЗЕЛЁНЫЙ,
     Пара белые взрывы,
     И трубы отдаленной
     Без отзыва призывы.
          «Тоска вокзала» (1910). Из цикла «Трилистник вагонный»

ЛУКАВО-СИНИЕ посулы

     Иль даже глаз посул ЛУКАВО-СИНИХ...
          «Фамира-кифарэд. Вакхическая драма» (1906)
                [958]   
Здесь эпитет «лукаво-синие» относится и к глазам и к посулам, объединённым в образе «глаз посул» (глаз каких, чего? - посул). Понятно, что глаза могут быть синими и лукавыми, а лукавые посулы стали также, как и их «глаза», синими. Таким образом поэт увидел у посул синие и лукавые глаза, что является его оригинальной поэтической метафорой.

ЛУННО-ТАЛЫЕ дали, ТЁМНО-СНЕЖНЫЙ путь

     О, дали ЛУННО-ТАЛЫЕ,
     О, ТЁМНО-СНЕЖНЫЙ путь,
     Болит душа усталая
     И не дает заснуть.
          «Квадратные окошки» (1910). Из цикла «Трилистник призрачный».

МОЛЯЩЕ-ПРИЗЫВНЫЙ голос

     Мой МОЛЯЩЕ-ПРИЗЫВНЫЙ
     Голос нежно тебе поет:
     О крылатый! О дивный!
     Тихо с синих спустись высот.
           «Царь Иксион». Трагедия в 5 действиях с музыкальными антрактами (1902). Действие первое. Явдение второе. Иксион

МУЧИТЕЛЬНО-ЧЁРНЫЕ крыла, МУЧИТЕЛЬНО-ЧЁРНЫЙ стручок

     Эта ночь бесконечна была,
     Я не смел, я боялся уснуть:
     Два мучительно-чёрных крыла
     Тяжело мне ложились на грудь.
          «Утро» (1904)
                [959]   
     А к рассвету в молочном тумане повис
     На березе искривленно-жуткий
     И МУЧИТЕЛЬНО-ЧЁРНЫЙ стручок,
     Чуть пониже растрепанных гнезд,
     А длиной – в человеческий рост...
          «Осень». Из цикла «Контрафакции». Опубл. в сборнике «Кипарисовый ларец» (1910).

МУТНО-БЕЗОТВЕТНАЯ даль

     А даль так МУТНО-БЕЗОТВЕТНА
     Из края серого могил.
          «Сирень на камне» (1904)

МУТНО-ЛУННЫ выси

     Какой тяжелый, темный бред!
     Как эти выси мутно-лунны!
     Касаться скрипки столько лет
     И не узнать при свете струны!
          «Смычок и струны» Из цикла «Трилистник соблазна» (1908)

НЕЖНО-ЛИЛЕЙНЫЙ

     НЕЖНО-ЛИЛЕЙНЫЙ,
     Только коснись,
          «Фамира-кифарэд. Вакхическая драма» (1906).

ОМЫТО-ГОЛУБЫЕ небеса
                [960]   
     И цвета старого червонца
     Пары сгоняющее солнце
     С небес ОМЫТО-ГОЛУБЫХ.
          «Июль». Сонет (1900)

ПЫШНОРИЗЫЙ призрак

И этот призрак пышноризый
Под солнцем вечно молодым
Глядит на горы глины сизой,
Похожей на застывший дым...
     «Из окна» (Посмертные стихи. Опубликованы в 1923 г.)

СЕРЕБРИСТО-СВЕТЛА

     Хлестнула и стала мотаться...
     Сама СЕРЕБРИСТО-СВЕТЛА,
     Как масло в руке святотатца,
     Глазеты вокруг залила.
          «Дождик» (1909). Из цикла «Трилистник дождевой»

СИЗО-РОЗОВЫЙ отсвет

     В твоих глазах упрека нет:
     Ты туч закатных догоранье
     И СИЗО-РОЗОВЫЙ отсвет
     Встречаешь, как воспоминанье
          «Трилистник бумажный» (1910)

СИЗОЦВЕТНО
                [961]   
     Клубятся тучи СИЗОЦВЕТНО.
     Мой путь далек, мой путь уныл.
          «Сирень на камне» (1904)

СИНЕ-ПРИЗРАЧНЫЕ высоты

     Как на монетах, ваши стерты
     Когда-то светлые черты,
     И строки мшистые плиты
     Глазурью льете вы на торты.

     Вы – сине-призрачных высот
     В колодце снимок помертвелый,
     Вы – блок пивной осатанелый;
          «Пэон Второй – Пэон Четвертый». Сонет из цикла «Трилистник шуточный» (1910)

«Пэон второй — пэон четвертый — четырехсложные стихотворные стопы, в которых сильными являются соответственно второй и четвертый слоги» (533).

СРЕБРОЛИСТАЯ чара

     За чару ж сребролистую
     Тюльпанов на фате
     Я сто обеден выстою,
     Я изнурюсь в посте!
          «Квадратные окошки» (1910). Из цикла «Трилистник призрачный». 

ТЁМНО-БЕЛ снег

     Последний снег был ТЁМНО-БЕЛ,
     И тяжек рыхлый путь…
          «Чёрная весна» (1906)
                [962]   

ХМЕЛЬНО-РОЗОВЫЙ напиток

     Сил и дней гордясь избытком,
     Мимоходом, на лету
     ХМЕЛЬНО-РОЗОВЫМ напитком
     Усыплять свою мечту.
          «С четырех сторон чаши» (1900-е гг.)

ХОЛОДНО-ДЫННЫЙ закат

     Меж нами сумрак жизни длинной,
     Но этот сумрак не корю,
     И мой закат ХОЛОДНО-ДЫННЫЙ
     С отрадой смотрит на зарю.
          «Меж нами сумрак жизни длинной...» Н. С. Гумилеву (1906). Из «Надписи на книгах и шуточные стихи». «Посвящения на книгах».

ЧУТКО-ЗЫБКОЙ, СУМНОЛИЦЕЙ, ТЁМНОРИЗОЙ

     Или лучше тучи сизой,
     ЧУТКО-ЗЫБКОЙ, точно волны,
     СУМНОЛИЦЕЙ, ТЁМНОРИЗОЙ,
     Слёз, как сердце, тяжко полной.
            «Тоска синевы» (Посмертные стихи. Опублткованы в 1923 г.)

Здесь, в этом примере, вместе с неологизмом, связанным с цветом (тёмноризой), мы выделили и другие; чутко-зыбкой и сумнолицей, так как они даны поэтом в одной строфе.

ТОСКЛИВО-БЕЛЫ стены
                [963]   

     Бесследно канул день. Желтея, на балкон
     Глядит туманный диск луны, еще бестенной,
     И в безнадежности распахнутых окон,
     Уже незрячие, ТОСКЛИВО-БЕЛЫ стены.
          «Тоска мимолётности» (1904)

ЯРКО-ЧЁРНАЯ грудь

     Позабудь соловья на душистых цветах,
     Только утро любви не забудь!
     Да ожившей земли в неоживших листах
     ЯРКО-ЧЁРНУЮ грудь!
          «В марте». Из цикла «Трилистник соблазна» (1910).

1.2. Примеры со сложно-составные неологизмами Анненского связанными со звуком

ГУЛКО-КАМЕННЫЕ твердыни

     Нагорев и трепеща,
     Сон навеяла свеча...
     В ГУЛКО-КАМЕННЫХ твердынях…
          «Сон и снет» (Из посмертных стихов Анненского, опубликованных в 1923 г.)

ЖУРЧАЩЕ-ЖАРКИЙ жир

     Не думаешь ли, брат, что, растопив червонцы,
     ЖУРЧАЩЕ-ЖАРКИЙ жир для всех готовит солнце?
          «Два Парижа. Днём» (1904). Перевод стихотворения французского поэта-символиста Тристана Корбьера (1845-1875)  (534)
                [964]   
РАСКАТНО-ГУЛКИЕ шары

     За тучей разом потемнелой
     РАСКАТНО-ГУЛКИЕ шары,
     И то оранжевый, то белый
     Лишь миг живущие миры;
          «Июль». Сонет (1900)

ТИХОВЕЙНЫЕ утрА

     «Ты помнишь ТИХОВЕЙНЫЕ
     Те вешние утрА,
     И как ее кисейная
     Тонка была чадра...»
          «Квадратные окошки» (1910). Из цикла «Трилистник призрачный». 

ТИХО-ПЕЧАЛБНОЕ

     В медном подсвечнике сальная
     Свечка у няни плывет...
     Милое, ТИХО-ПЕЧАЛБНОЕ,
     Все это в сердце живет...
          «Сестре. А. Н. Анненской». Из книги «Кипарисовый ларец» (1910)

1.3. Другие примеры со сложно-составные неологизмами Анненского

ДРЕВОЖИЗНЕННЫЕ листы


     Дыханье дав моим устам,
     Она на факел свой дохнула,
     И целый мир на Здесь и Там
                [965]   
     В тот миг безумья разомкнула,
     Ушла,- и холодом пахнуло
     По ДРЕВОЖИЗНЕННЫМ листам.
          «На пороге. (Тринадцать строк)»

Неологизм «древожизненные» дан проэтом на основе известного библейского, мифологического и поэтического выражения «древо жизни», о котором мы уже упоминали ранее в данной работе, цитируя книги Ветхого и Нового завета Библии. Ещё раз напомним, что в Ветхом завете Завете (Бытие, гл. 2, ст. 9) сказано, что это – «дерево жизни посреди рая» (31):
               
 «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». (Быт. 3:22) (31)

И в Новом Завете, в Откровении апостола Иоанна (Апокалипсисе) сказано:

 «Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья древа — для исцеления народов» (гл. 22, ст. 2). (31)

Из изречения апостола Иоанна проясняется и словосочетание в стихе Анненского «ПО ДРЕВОЖИЗНЕННЫМ ЛИСТАМ».

ДУШИСТОРОСОЙ, ПУШИСТОКОСОЙ

     И на леваде
     ДУШИСТОРОСОЙ
     ПУШИСТОКОСОЙ
     Шепну менаде...
          «Фамира-кифарэд. Вакхическая драма» (1906).
                [966]   
ДУШНО-МЯГКИЙ день

     В гроздьях розово-лиловых
     Безуханная сирень
     В этот душно-мягкий день
     Неподвижна, как в оковах.
          «Дремотность». Сонет. Из книги «Кипарисовый ларец» (1910)

ЖАЛОСТНО-ЧУТКИЙ

     И всю ночь кто-то ЖАЛОСТНО-ЧУТКИЙ
     На скамье там дремал, уходя в котелок.
          «Осень». Из цикла «Контрафакции». Опубл. в сборнике «Кипарисовый ларец» (1910).

ЗЫБКО-ЖГУЧАЯ пустыня мира

     В пустыне мира ЗЫБКО-ЖГУЧЕЙ,
     Где мир – мираж, влюбилась ты
     В неразрешенность разнозвучий
     И в беспокойные цветы.
          «Поэзия». Сонет  (Опубликован в сборнике Посмертные стихи Иннокентия Анненского в 1923 г.)

ИСКРИВЛЕННО-ЖУТКИЙ стручок

     А к рассвету в молочном тумане повис
     На березе искривленно-жуткий
     И МУЧИТЕЛЬНО-ЧЁРНЫЙ стручок,
                [967]   
     Чуть пониже растрепанных гнезд,
     А длиной – в человеческий рост...
          «Осень». Из цикла «Контрафакции». Опубл. в сборнике «Кипарисовый ларец» (1910).

ЛАСКОВО-ЗЫБКИЙ луч

     Если можешь не плакать, то слезы сотри:
     Забелелись далеко во мгле фонари.
     На лице твоем ЛАСКОВО-ЗЫБКИЙ
     Белый луч притворился улыбкой...
          «Если больше не плачешь, то слезы сотри...» (1916)

ЛИНЯЛО-ВЕТХОЕ небо

     Я твоих печальнее отребий
     И черней твоих не видел вод,
     На твоем ЛИНЯЛО-ВЕТХОМ небе
     Желтых туч томит меня развод.
          «Ты опять со мной» (опубликовано в 1910 г.)

ЛУННО-ТАЛЫЕ дали
               
     О, дали ЛУННО-ТАЛЫЕ…
          «Квадратные окошки» (1910). Из цикла «Трилистник призрачный».
   
     Всё, что есть лазурного,
     Излилося в лучах
     На зыби ЗЛАТОШВЕЙНЫЕ,
                [968]   
     Всё, что там безбурного
     И с ласкою в очах, —
     В сады ЗЕЛЕНОВЕЙНЫЕ.
          «Тоска отшумевшей грозы» (1904).

МИЛЬОННО-КОЛОКОЛЬНАЯ Москва

Не самодуров и не тлю
Москвы мильонно-колокольной,
Я горький смех его люблю
И крик отчаянья невольный.
     Надпись на «Сочинениях» А. Н. Островского. (1903) Из сборника «Надписи на книгах и шуточные стихи»

МОЛИТВЕННО-ПОКОРНЫЕ руки

     О, как печален был одежд ее атлас,
     И вырез жутко бел среди наплечий черных!
     Как жалко было мне ее недвижных глаз
     И снежной лайки рук МОЛИТВЕННО-ПОКОРНЫХ!
          «После концерта». Из цикла «Трилистник толпы» (1910)

НЕЖНО-ЖЕЛАННЫ

     В белом поле был пепельный бал,
     Тени были там НЕЖНО-ЖЕЛАННЫ,
     Упоительный танец сливал,
     И клубил, и дымил их воланы.
          «Дымы. Зимний поезд» (1910)

НЕЖНО-ЗЫБОК стан
                [969]   
     О нет, не стан, пусть он так НЕЖНО-ЗЫБОК,
     Я из твоих соблазнов затаю
     Не влажный блеск малиновых улыбок, —
     Страдания холодную змею.
          «О нет, не стан» (1906)

НЕЖНО-ОТВЕТНЫЕ,  ЗЛАТОЦВЕТНЫЕ

     О Дионис,
     НЕЖНО-ОТВЕТНЫХ
     Воздухов — риз, —
     Мигом совьёмся
     Плющем, о боже,
     Я ЗЛАТОЦВЕТНЫМ,
     Ты облетелым...
          «Фамира-кифарэд. Вакхическая драма» (1906).

НЕСБЫТОЧНО-ДАЛЬНЯЯ грёза

     Где грезы НЕСБЫТОЧНО-ДАЛЬНЕЙ
     Сквозь дымы златятся следы?..
     Как странно... Просвет... а печальней
     Сплошной и туманной гряды.
          Просвет (1906)

НЕТРОНУТО-ТОРЖЕСТВЕННЫЙ убор

     Моей мечты. бесследно минет день...
     Как знать? А вдруг с душой, подвижней моря,
     Другой поэт ее полюбит тень
     В НЕТРОНУТО-ТОРЖЕСТВЕННОМ уборе...
                [970]   
          «Другому» Из сборника «Кипарисовый ларец» (1910)

ОБИЖЕННО-СЕРДИТО

     Переступит, звякнув, конь.
     Тело скорбно и разбито,
     Но его волнует жуть,
     Что ОБИЖЕННО-СЕРДИТО
          «Трилистник из старой тетради» (1910)   

ПОСТЫЛО-ЗНАКОМЫЙ

     Камни млеют в истоме,
     Люди залиты светом,
     Есть ли города летом
     Вид ПОСТЫЛО-ЗНАКОМЕЙ
          «Тоска белого камня» (1904)

ПЫЛЬНО-ЗЫБКАЯ позолота

     И разлучить не можешь глаз
     Ты с пыльно-зыбкой позолотой,
     Но в гамму вечера влилась
     Она тоскующею нотой
          «Май». Из сборника «Тихие песни»,(1904)

СЛАДОСТНО-ВОЗДУШНЫЙ памятник
                [971]   
     Ты памятник оставишь по себе,
     Незыблемый, хоть СЛАДОСТНО-ВОЗДУШНЫЙ...
          «Другому» Из сборника «Кипарисовый ларец» (1910)

СЛАДКО-НЕПОНЯТНО

     Меж теней погасли солнца пятна
     На песке в загрезившем саду.
     Все в тебе так СЛАДКО-НЕПОНЯТНО,
     Но твое запомнил я: «Приду».
          «Стансы ночи. О. П. Хмара-Барщевской». Из книги «Кипарисовый ларец» (1910).

СЛАДОСТНОВЕЙНЫЙ

     Мигом сольемся,
     СЛАДОСТНОВЕЙНЫЙ
     Эвий, на ложе –
     Грудью лилейной
     С радостным телом.
          «Фамира-кифарэд. Вакхическая драма» (1906).

УБОГО-СЛАБОДУШНАЯ нищета

     Наперекор завистливой судьбе
     И нищете УБОГО-СЛАБОДУШНОЙ…
          «Другому» Из сборника «Кипарисовый ларец» (1910)

УВЕРЕННО-ЗЫБКАЯ постройка
                [972]   
     Короли, и валеты, и тройки!
     Вы так ласково тешите ум:
     От УВЕРЕННО-ЗЫБКОЙ постройки
     До тоскливо замедленных дум
     Вы так ласково тешите ум,
     Короли, и валеты, и тройки!
          «Под зеленым абажуром». Из сборника «Тихие песни». (Опубл.: 1904).


Прилагательное «уверенно-зыбкая», использованное поэтом как эпитет к существительному постройка, является оксюмороном, образно сочетающим противоречащие друг другу понятия уверенности и зыбкости.

3.  Неологизмы Иннокентия Анненского образованные префиксно-суфиксальным путём

БЕЗЛЮБАЯ

     Да и при чем бы здесь недоуменья были —
     Любовь ведь светлая, она кристалл, эфир…
     Моя ж БЕЗЛЮБАЯ— дрожит, как лошадь в мыле!
     Ей — пир отравленный, мошеннический пир!
          «Моя тоска» (1909)


Понятно, что безлюбая  означает без любви. В процитированном контексте, если брать только этот катрен,  не понятно противопоставление любви светлой  и «любви безлюбой», которую автор называет своей.
На самом деле безлюбая в стихотворении Анненского вовсе не его любовь, а его тоска, которой и посвящено стихотворение.    
Уже в первом катрене он написал:


     Пусть травы сменятся над капищем волненья
     И восковой в гробу забудется рука,
                [973]

     Мне кажется, меж вас одно недоуменье
     Все будет жить мое, одна моя Тоска…

И заканчивается это стихотворение всё разъясняющим катреном:

     Я выдумал ее — и все ж она виденье,
     Я не люблю ее — и мне она близка;
;     Недоумелая, мое недоуменье,
;     Всегда веселая, она моя Тоска.

Нет, тоску автор не любит, как онразъяснил, но она ему всё-таки близка. И она-то и есть безлюбая.
Тем не менее, в последней строке мы снова сталкиваемся с противоречием:

     «Всегда веселая, она моя Тоска».

Как может быть тоска весёлой? Как видно, здесь пример оксюморона, т.е. «нарочитого сочетания противоречивых понятий» (126).

4. Окказионализмы Иннокентия Анненского, образованные суфиксальным путём

БОЛЬШИТЬСЯ
               
     Нежным баловнем мамаши
     То БОЛЬШИТЬСЯ, то шалить...
          «С четрёх сторон чаши» (1900-е гг.)
                [974]
Придуманный Анненским глагол,  по-видимому означавший  «представляться большим»,  не прижился в русском языке и это новое слово, на мой взгляд, следует считать окказионализмом.

ЖЕЛТОВАТЕНЬКИЙ

     Вот этот пузатенький,
     ЖЕЛТОВАТЕНЬКИЙ
     И на сердце с Катенькой...
     Цена не цена —
     Всего пятак,
     Да разве еще четвертак,
     А прибавишь гривенник для барства —
     Бери с гербом государства!
     Шарики детски, шарики!
     Вам, сударики, шарики,
     А нам бы, сударики, на шкалики!..
          «Шарики детские». Из цикла «Трилистник балаганный» (1910)

Прилагательное «желтоватенький» относилось к детскому шарику.
Катенька здесь просторечный шутливый историзм  означавший «дореволюционный сторублёвый кредитный билет с изображением Екатерины II» (23).



Примечание: Этот раздел из работы "О литературных нормах в русской поэзии".

СНОСКИ К ДАННОМУ РАЗДЕЛУ:


528. См. «Фёдоров, Андрей Венедиктович» в Википедии.
529. См. Ин. Анненский. Стихотворения.  Вступительная статья и примечания А.Федорова. (Библиотека поэта. Малая серия № 54).- Советский писатель: 1939.
530. См. Маковский С.К. Портреты современников.- Нью-Йорк.Изд. им. Чехова, - 1955.
531. См. статью В.В. Никульцева. Сложные индивидуально-авторские новообразования в языке поэзии И. Анненского. - Вестник МГУ №1.  www.vestnik-mgou.ru
532. См. статьи «Кифаред» и «Кифара» в Википедии.
533. См. Останкович А. В. Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века. ДД. М.: 2009.
534. См. стать. «Корбьер, Тристан» в Википедии.


Рецензии
Невероятный Анненский. Сдержанный гений, лирический философ, мой самый любимый поэт. Умер в день моего рождения(с разницей в 58 лет).

Юрий Куимов 01.08.2024 15:00 • Заявить о нарушении / Удалить

+ добавить замечания

Рад,Юрий, что зашли и откликнулись!
С уважением,

Петр Анатольевич Полетаев 10.08.2024 21:00 Заявить о нарушении / Удалить

Петр Анатольевич Полетаев   11.09.2024 11:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.