Стихотворение месяца 79- Обзор Александра Быстрова

1. "И только чайки..."

Когда сольются небо и земля,
Останется нагой душа поэта –
Не встретит он желанного рассвета,
Ведь солнца полукруг покроет тля.
 
Не посидит уже на облаках -
Размякших, грязных, тонущих в болоте
И не настигнет зверя на охоте,
Хоть будет даже с журавлём в руках.
 
Расколется на части млечный путь,
И звёздами покроется дорога –
Искрящихся останется немного,
Горящих же, увы, совсем чуть-чуть.
 
Одно душе спасенье – это море,
Где горизонт туманом не укрыт,
А солнца луч в воде ещё горит,
И в нём купаясь, чайки – на просторе...

*****
Сложное для понимания стихотворение. Жил поэт, встречал рассветы, сидел на несимпатичных (?) облаках, с журавлём в руках (?) настигал зверя на охоте. Наверное,  не тужил. Вдруг слились небо и земля, солнца полукруг (?) покрыла тля (?), убавилось звёзд (?), и пришлось душе поэта спасаться  в море (?), потому что в воде ещё горит луч солнца, и, в луче солнца купаясь, горят (?) чайки на просторе.
 Оценка 4-3
-------------

2. "На перепутье"

По тихой речке на плоту
скользить бездумно и беспечно,
забыв, что время скоротечно,
убрав из мыслей суету.
И только слушать пенье птиц,
воды’ негромкое журчанье,
изгнать из сердца боль печали,
не предавая кровных лиц.
Прислушаться к себе самой,
в миру устав от многословья,
дышать божественной любовью
и наслаждаться тишиной.
Но стоит сбыться той мечте,
как вновь потянет к многолюдью,
и ты опять на перепутье,
но ближе к финишной черте.

*****
а) «изгнать из сердца боль печали,» - строка тяжеловата для восприятия.
б) «не предавая кровных лиц.» - кровными бывают узы, враги, сочетание слов «кровные лица» вызывает сомнения.
в) «в миру устав» - повтор  у  у - не оч. хорошо.
г) «многословье» «многолюдье» повтор таких похожих по строению слов близко друг от друга, по-моему, не оч. хорошо.
д) последняя строка – в качестве «финишной черты» мне сразу представилось кладбище, и не совсем понятно, почему такой пессимистичный финал, вроде бы ничего не предвещало…
Оценка 4-4
-------------
 
3. "Суровый приговор"

                И вот он - мой суровый приговор: красные, начав почти
                что разбойники, с некоторого времени стремятся к святости
                В.Шульгин. Неопубликованная публицистика.

В красных спицах колесо. Души порваны на части,
И чекистов ремесло для вражды, а не участья.
Разливается рекой новый счёт врагов народа.
Буревестники покой не найдут. У них – работа.

По-разбойничьи идёт новая волна террора.
Виноват во всём народ, и суровость приговора
В основном одна – в расход. Если не сейчас, так позже,
И не зря поэт писал, нет, не люди то, а гвозди.

Почему же впереди шёл Христос в порывах ветра?
Зарождалась святость в чём? В искуплении за жертвы?
Но как долог и тернист путь без колеи колёсам.
И не знаешь, почему проходим одним лишь бесам.

*****
а) внутренняя рифма - то есть, то нет – это сбивает и не оч. хорошо.
б) рифмы: «народа – работа», « позже – гвозди», «колёсам – бесам», вызывают сомнения.
в) две финальные строки не оч. удачно построены и тяжеловаты для восприятия.
г) на вопрос Блоку, я думаю, ответа не было, нет,  и не будет. У белых была своя правда, своя истина, у красных – своя. Как говорил Бродский, есть истины ясные, а есть - глубокие. Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая.
Оценка 4-4
-------------
 
4. "Душа-Христианка"

В семье, неверующих в Бога,
Не почитавших дней святых,
Мальчонка рос смешной, Серёга,
Шесть лет проживший озорных.

С душою трепетной ребёнок
Зимой с руки кормил синиц.
Смеялась мама: "Он с пелёнок
Готов лететь был в стаю птиц".

С утра, в открытое окошко,
Забравшись вмиг на табурет,
Бросал во двор бездомным кошкам
Куски разломанных котлет.

Носил газеты для соседа -
Давно мужчина занемог,
В афганской бойне за победу
Лишился он обеих ног.

У Храма, как-то, в день весенний
Раздался звон колоколов,
Припал мальчонка на колени,
Крестясь неистово, без слов.

Кричала мама: "Встань скорее...
Ты нас позоришь пред людьми!"
В ответ малыш шептал, робея:
"Здесь церковь, мама... не шуми!"

Его не поняли родные,
От Храма спешно уводя,
Душе врата закрыв святые
К Христу...
         Неужто навсегда?..

*****
а) «разломанных котлет» - не оч. хорошо.
б) «в Афганской бойне» - не думаю, что слово «бойня» применимо к Афганской войне.
в) сомневаюсь, что мама именно так и сказала – «пред людьми».
г) «шептал» «не шуми!» - если шептал, то восклицательный знак, по-моему, не нужен.
Оценка 4-4
-------------
 
5. "Рельсы, шпалы – я домой!"

Чух, в окошке замелькали
Рельсы, шпалы (отпуск дали).
Набирает поезд ход.
- Ваш билет.
                - Секунду, вот!
 
- Кофе? Чай зелёный, чёрный?
Вам постель. Вагон комфортный?
Справа рядышком – буфет:
Шашлычок, пюре, омлет.
 
Ехать день и ночь, по сути,
Книга, кто-нибудь пошутит,
Мне б от скуки не пропасть.
Рельсы, рельсы, высплюсь всласть.
 
Тормозим, - "бежит" платформа –
Проводница в униформе
На перрон – встречать людей.
Чемодан, сосед  Андрей.
 
Стартовали... Пожевали -
Незаметно задремали.
Поворот, гудок, - и в ночь
Ворвались. Все мысли - прочь.
 
Рельсы – будто в пустоту,
Разгоняем темноту.
Стоп – перрон - опять "погоня",
Спят усталые вагоны.
 
Сны обрывками – рассвет,
Из окошка льётся свет,
Как сегодня, будет душно?
Столбики мелькают дружно...
 
- Чай, какао, капучино?
Просыпаемся, мужчина!
Прибываем через час,
Мне постель.
                - Ага, сейчас.
 
- Мне послышалось, мужчина?
Чай, какао, капучино?
- Все, проехали.
              Церквушка,
Рядом мчится легковушка.
 
- Севастополь (скрип колёс), -
Снова в детство, - сорвалось... -
Здравствуй солнце, город мой,
Ну, встречай же, я домой!
 
- Мама!
Скоро... я в пути...
Семь шагов...
Уже... впусти!

*****
а) «высплюсь всласть» - тяжело выговорить.
б) финал не оч. понятен,  по телефону с мамой говорит? Почему «я в пути», если семь шагов осталось до двери – это секунды.  Логичнее было бы - я приехал, открывай.
Оценка 4-4
-------------
 
6. "Веская причина"

Вчера в деревне было лето,
Скучал на старой лавке бог,
Глядел на дрожь простывших веток,
Но осень отменить не мог.
 
Он устанавливал законы,
Жить мирно или воевать,
Не тасовал их посезонно
И не пытался нарушать.
 
Сегодня предстояла битва.
Врагам готовился разгром.
Войска читали вслух молитвы,
Добро вело войну с добром.
 
Сюжет испытанный и  древний.
Томился спусковой крючок.
Но тут наведался в деревню
Смешной потрёпанный щенок.
 
В глазах растерянность, тревога,
Спасаясь от наплывших зол,
Он не искал дорогу к богу.
Он прямиком по тропке шёл.
 
Война – страдания, разруха,
Кварталы брошенных квартир.
Бог почесал щенка за ухом
И в мире воцарился мир.

*****
а) Бог – нужно писать с заглавной буквы.
б) первый раз слышу про испытанный и древний сюжет, как добро ведёт войну с добром.
в) «спасаясь от наплывших зол» - не оч. понятная и тяжеловатая для восприятия строка.
г) «Он не искал дорогу к Богу.
Он прямиком по тропке шёл.» - хорошо.
«Бог почесал щенка за ухом
И в мире воцарился мир.» - тоже неплохо.
Оценка 4-4
-------------

7. "А раньше я могла писать порывисто"

А раньше я могла писать порывисто,
Отыскивая в будничном – глобальное,
Навеки отрекаясь от бескрылости,
Беспечно нарядиться в платье бальное.
Могла взмахнуть воздушными пуантами,
Подпрыгнуть над землёй пушистым облаком,
Блеснуть своими тайными талантами,
Пускай бы все вокруг упали в обморок.
 
Могла писать отчаянно, неистово,
Пропеть свою любовь звенящим голосом,
Без ханжества, все чувства миру выставить,
Сверяясь со своим душевным компасом.
О женщине – величественно, пафосно,
Но честно, не переча убеждениям,
Чтоб стало от стихов светло и радостно,
И празднично, как будто в День рождения.
 
Могла обезоружить всех наивностью,
Улыбку подарить в момент отчаянья.
Читательской обласканная милостью,
Не вынесла я долгого молчания.
Теперь мечты похожи на иллюзии,
И мне давным-давно пора бы вырасти,
(С учётом ишемии и протрузии),
Но хочется писать, писать порывисто!..
 
Когда бы все поэты стали мелкими,
И ныли про болячки-неприятности,
От страсти не швырялись бы тарелками,
Порой не выражались бы для ясности,
Никто не знал бы "чудного мгновения",
И "Жди меня" не возымело отклика.
Нужны нам пылкость чувств и откровения
Ораторов, поэтов, и любовников.

*****
а) «Навеки отрекаясь от бескрылости,» - по-моему, фраза немного выбивается из общего лёгкого и ироничного восьмистишия.
б)  «Без ханжества, все чувства миру выставить,» - начинаешь гадать, какие-такие чувства мог выставить ЛГ миру. Понятие дозволенного у каждого своё. Может быть, ханжество убрать, а чувства эти назвать? В общем, насчёт этой строки есть сомнения.
в) «(С учётом ишемии и протрузии),» - наверное, имеет право на жизнь, но всё-таки запинаешься немного на этой строке, наверное, потому что уж больно экзотические термины. У Елены Казанцевой, по-моему, удачнее:
«У меня радикулит,
у меня душа болит,
Два привета в двух висках,
Два мозоля в двух носках,
В сердце - гвоздь,
В ушах - бананы,
Папиросочка во рту...
Я, наверно, сдохну рано
Через эту красоту.»
г) «Жди меня» - по-моему, не оч. удачный пример швыряния тарелок и выражений для ясности.  Одно из лучших, если не лучшее, стихотворение на русском языке. Написано просто, но с такой силой воздействия на читателя, что, по-моему, нет необходимости ни в каких дополнительных усилениях.
Оценка 4-4
-------------

8. "К волхвам"

Ну, почему так? Почему-то
лелею каждую минуту.
За поворотом — полмаршрута,
а  в небе — клин.
Я не о том писал вначале,
что радости равны печалям,
что речь свидетельство молчанья,
как жизнь — могил.
 
Волхвы запутались в тенетах
сверхскоростного интернета.
Их песня в общем-то и спета
давным-давно.
Но что-то тянет к ним прибиться,
а память — скромная девица —
услужливо тасует лица,
ища одно.
 
А время делится на даты;
они ни в чём не виноваты.
И цифры — словно бы солдаты
на рубеже,
где охраняют миг.  А годы
вовсю копируют природу.
Остановились перед входом
волхвы уже.

*****
Я, к сожалению, почти ничего не понял в этом стихотворении, кроме того, что песенка волхвов давно спета. Наверное, это – для более подготовленного читателя. Поэтому сложно оценивать, и технику и художественное восприятие. Мои познания о волхвах ограничиваются библейским сюжетом и рассказом О Генри, окончание которого, по-моему, стоит ещё раз перечитать:
«Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы.»
И я думаю, что пока на земле есть любовь, такая, как между этими юными ребятами из рассказа, волхвы - не переведутся.
Оценка 4-4
-------------
 
9. "На призрачных станциях"

Искали где "нет", искали где "да".
Приходят года, уходят года.
По лавкам навалены
Себе оправдания.

Везли налегке отцовский завет
В чужой монастырь, с царем в голове,
Зубря вызывающе
Устав отъезжающих.

Гудит паровоз, ревёт самолет,
Встречая, кривит похотливый рот
На призрачной станции
Сестра-эмиграция.

Она не как все - простая на вид,
На женщин других с презреньем глядит,
Стоит у скамеечки
И лузгает семечки.

Седьмая вода в пустом киселе,
Кивает сестра, а платье - в земле.
Ну, что за красавица -
Неряха, но скалится.

Давай посидим, давай помолчим
Без лишних забот, без всяких причин.
Тоска - не помеха нам,
Ну, вот и приехали.

*****
Тот же случай, что и с предыдущим стихотворением. Расшифровать, к сожалению,  не смог. По-моему, русские тяжело переносят эмиграцию, чему есть множество исторических примеров. Как поёт Игорь Растеряев, в родной степи, и гулять, и дышать, да и лежать - веселей.
Оценка 4-4
-------------

10. "Смешинка"

В рот попала смешинка
И щекочет язык.
Это Божья ошибка
На излёте слезы.
 
Невозможно поверить,
Что кому-то легко
Позабыть о потере,
Проглотить горький ком.
 
И смешинка, устало
Уступая тоске,
Как снежинка растает
На моём языке.

*****
Как говорят, смех сквозь слёзы. Бывает и такое.
После «как снежинка», по-моему, нужна запятая.
Оценка 5-4
-------------
 
11. "Голос"

Согреться и оттаять в тихом блюзе –   
автобусно-дорожный all inclusive      
с десятками утраченных минут               
небытия и смутной полудрёмы,   
а "гдезарплата" будет только дома.   
Почти покой, но люди не уснут.   
Польётся голос громко, незнакомо,      
он станет говорить, но по-другому,      
и каждому поведает своё               
на языке понятном, но забытом,            
утерянном под шелухою быта,               
как бабушкино тонкое шитьё.               

От теплоты до лёгкого озноба –            
настолько речь звенящая особа,               
что хочется достичь её глубин.
Не выплывать из марева ли, сна ли,
и, кажется, что прежде это знали,   
а нынче не припомнит ни один.   
И так же близко странное далёко,
как за окном недремлющее око
всевидящей луны. И оттого
им нужно каждым словом насладиться,
поющим, как таинственная птица,
что утешает всех до одного
и шепчет, мол, отчаиваться рано...

Но голос стих, и в этот вечер странный
ушли они, улыбчивы, тихи.
Остался тот, кому кричали "Браво!"
за то, что за рулём не ради славы
читал обыкновенные стихи.

*****
Хорошее. Думал, что пел блюз кто-то по радио, а оказалось – водитель стихи читал. Наверное, бывает такое, хотя сам не сталкивался, но у классиков читал.
«Ранним утром прибыл в часть невзрачный офицер. Судя по очкам — идеологический работник. Было объявлено собрание.
— Заходи в ленкомнату, — прокричал дневальный солдатам, курившим около гимнастических брусьев.
— Политику не хаваем! — ворчали солдаты.
Однако зашли и расселись.
— Я был тоненькой стрункой грохочущего концерта войны, — начал подполковник Мар.
— Стихи, — разочарованно протянул латыш Балодис…»
 
С «гдезарплатой» почему-то сразу представились скандалы и ругань, а ведь в большинстве семей - нормальные отношения, просто люди живут трудно, думая, как прокормиться, одеться-обуться, поднять детей. Им - не до стихов. Может, эту мысль выразить как-то по-другому, но автору виднее.
Оценка 5-5
-------------
 
12. "Предзимнее"

Съёжился лес, меж ветров-сторожей
гребнем осиновым воткнут.
Озеро серых косматых ежей
гонит тоскливую лодку.
 
Тянет небес поседевшую прядь,
чистит сердечные лужи.
Жизнь замирает, не в силах воспрять.
Призраки листьями кружат.
 
Вот и не лес уже вовсе, а крест,
крест мне мерещится горький.
Память мою ворошит, а с небес
сыпятся лет неустойки.
 
Ты ли, осиновый лес, языком
горьких своих повивален
знак подаешь? Не тебе ли знаком
лживой природы хозяин?
 
Залпом горчину осиновых луж
пьёшь ты и, ветром утюжась,
в прахе опавших морщинистых душ
пестуешь времени ужас.
 
Здесь, в тайниках усмиренной листвы,
зыбкое зиждется "верьте".
С шелестом листьев исчезнет как дым
жизнь, затворённая в смерти.

*****
Запутался в метафорах. По-моему, стихотворение ими перегружено, и из-за этого смысл написанного ускользает, расплывается.
Оценка 4-4
-------------

13. "Впечатление, произведенное на сына лесника и дополненное недавними событиями"

Сегодня воскресный день. Даже
лес взял выходной. Деревья
не шепчутся о зимних поверьях –
заботятся пусть о них звери.

Казалось, сегодня природы
течение вверглось в сонливость.
Наверно, влиянье погоды
сказалось. Хмарь неба ленивость
добавила, или всё мнимость?

Пока не свернул на тропинку
нехоженую, тишь, время
меня провожали. Поминки
как будто идут. А бремя
сложило мрака картинки.

Но кажется мне, Бог влечёт. Кто-
то, клюв в молоток переделав,
долбит им о ствол. Четко
звук слышу. Он быстрый, чечётку
напомнил. Понять бы, в чем дело...

Берет красный выделил. В чёрной
одежде пернатый. Ошейник
невидимый будто на нём – бой
с жуком прикрепил. В полутёмной
приёмной врачует отшельник,
свой хлеб добывая как мельник.

Врач не попадёт на фреску
художника. Вряд ли поэт у
реки на него кинет леску
для ловли сюжета. Я эту
диету не пойму... Силуэту
рад даже. Могу я в отместку
ударить любого за метку...

Трудяга не в славе объятьях
купается. Он в пожар, смог
готов на помощь. А ты бы смог?..
И если кто спросит: "Ты спятил?",
то здесь ни при чём мой дятел!

*****
По-моему, слишком новаторское, рассчитано на более подготовленного читателя. «Сонливость, ленивость, мнимость» - я эту диету тоже не пойму.
«Бремя сложило», «бой прикрепил», «ударить за метку», «в славе объятьях», «смог готов на помощь» - тоже, понять бы в чём дело. Финал, по-моему, тоже слишком лихой. В общем, я бы точно не смог.
Оценка 4-3
-------------
 
14. "Откройся любви"

Видно с болью твоей мне не справиться,
Сам ты должен её осознать:
Или жить одному и всё маяться,
Или сердце любви открывать.
 
Не бывает любовь безответною,
Не сжигает пожаром дотла.
Она ласкою манит приветною,
Исцеляющим словом полна.
 
Не играет она в расставания,
И не требует рабских оков,
А одарит ответным признанием,
И закружиться музой даров.
 
Что когда-то тобой было прожито,
И оставило в сердце рубец -
Не любовью то было заложено,
И не счастье вело под венец.
 
Так зачем же терзать свою душеньку?
Небу жертвы твои не нужны.
Распрощайся ты с болью гнетущею,
Открывайся потоку любви.

*****
Категоричность оценок смущает. А, по-моему, бывает и безответною, может и сжигать, и играть, и требовать. Может и не одарить. Насчёт музы даров не оч. понял. «Дотла», «рабских», «небу жертвы», «гнетущую», «потоку» - оч. высокий градус. Не думаю, что это здесь оправдано.
Оценка 4-4
-------------

15. "Гроздь рябины"

Серые капли по жёлтой траве.
Гроздья рябины кровавит палитру...
Боль расставаний в последней главе
В небо уходит словами молитвы..
Пух тополей белым красит июль.
Запах дурманящей перечной мяты.
В летние ночи межзвёздный патруль
Землю накроет волной звездопада...
Звуки гитар на скамейках дворов,
Звон выходящих из парка трамваев,
Сладость недолгих мальчишеских снов
В Лету ушедших каштановых маев...
Вкус поцелуев горчит на губах,
Смешанный с дымом забористой "Примы"...
Память о тех безвозвратных годах
Жжёт сожалением неуловимым...
И не уйти от печалей и дум,
Мысли догонят. И не покидают...
Прошлое – наш нерушимый редут.
Грусть о прошедшем  - икона святая...
Капли дождя ручейком по стеклу...
Ветер качает печально рябины.
Поздняя осень – грустит по теплу.
Наши дороги неисповедимы...

*****
а) последнее четверостишие – хорошее. По-моему, после «дождя» нужно тире, а после «осень» - наоборот, не нужно.
б) после «мальчишеских снов», по-моему, нужна запятая.
в) «нерушимый редут» - по-моему, категорично и не оч. удачно. Я больше согласен с «как много пройдено дорог, как много сделано ошибок».
г) рифма «мяты» - «звездопада» вызывает сомнения.
Оценка 4-5
-------------
 
16. "Осенней нелюбви усталость"
 
И снова улетели птицы,
и листья облетели с лип -
трепещут веточки-ресницы,
и город на ветрах охрип.

Пустынный двор, укрытый тенью,
вечерних окон жёлтый ряд,
снежинок нежное цветенье
на бледной клумбе ноября.

На гибель строчки обрекая,
кормлю тетрадками камин.
Как обмелевшая река я
в осоке страхов и обид.

Всё отдала - и всё осталось,
и всё умножилось во мне:
осенней нелюбви усталость
и память тёплая о ней.

Довольный голубь на балконе
клюёт размокший серый хлеб.
И мне бы счастья и покоя,
и мне бы крошечку, и мне.
 
*****
Хорошее. «Всё отдала - и всё осталось,» - хорошо.
Финал понравился. Просто и проникновенно. Может, в конце - многоточие, но автору виднее. «Камин» - «обид», «хлеб» - «мне», хотелось бы, конечно точнее, всё же хорошая рифма очень украшает.
Оценка 5-5


Рецензии
№1
Добрый вечер, Александр!

Нет, до «трагедии» он сидел на симпатичных облаках)
Я рада, что Вы заметили «весёлую картинку» - « На охоте нагонять зверя с журавлём в руках» Пишу в инфинитиве, т.к. это «зрелище» - в перспективе.
«горят (?) чайки на просторе.»* - еще одно точное замечание! Контролировать свои мысли мы можем только тогда, когда мысль освещается лучом нашего сознания. Мысли же бывают разными… Тревожные, страшные, горькие мысли способны сгореть под этим лучом.

Благодарю за обзор!

С уважением.

Ольга Балясникова   08.11.2019 23:06     Заявить о нарушении
Не стоит благодарности, Ольга. Спасибо и Вам.

С уважением,

Александр Быстров 4   09.11.2019 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.