Анатолий Дмитриевич Папанов
Дом, в котором жила семья Папановых, находится на Спиридоновке (в советское время - улица Алексея Толстого). Его легко найти, так как рядом с домом установлен памятник Александру Блоку. Дом можно увидеть из квартиры Плучека. В настоящее время квартира Папановых пустует, жена Анатолия Дмитриевича умерла 10 октября в этом году в возрасте 95 лет (в 90 лет она всё ещё продолжала играть на сцене театра Сатиры!). Возможно, что город найдёт средства, чтобы выкупить квартиру у семьи. И тогда появится музей-квартира Народного артиста СССР Анатолия Дмитриевича Папанова. Пока на доме установлена мемориальная доска (в 1991 году).
Работникам музея удалось создать удивительно тёплую, камерную обстановку встречи. В небольшой, но уютной гостиной были поставлены столики, и всех пришедших в гости угощали чаем, что было очень приятно. Пока ждали начала вечера памяти, смотрели документальный фильм, созданный при участии дочери актёра - Елены Анатольевны Папановой - к 95-летнему юбилею отца.
А когда начался вечер воспоминаний, то абсолютно не чувствовалось никакой неловкости, что вторгаешься в чужую жизнь. Всё было настолько деликатно и по семейному, что просто невозможно говорить о каком-то "официальном мероприятии". Титова Татьяна Евгеньевна - великолепный рассказчик. Тоже можно сказать и о главном режиссере встречи - заведующей музеем Фаине Александровне Мирошниченко. Удивительно благородное лицо и благородная осанка, негромкий голос, поражающий своим мягким тембром. Есть люди, обладающие особым магнетизмом души. Фаина Александровна сразу заворожила пришедших на встречу рассказом об Анатолии Дмитриевиче и Валентине Николаевиче Плучеке.
Татьяна Евгеньевна Титова в течение последних пяти лет до внезапной смерти Анатолия Дмитриевича Папанова не просто работала вместе с ним и Надеждой Юрьевной. Она была дружна с ними и дружит до сих пор с Еленой Папановой. Мы услышали её воспоминания об этом талантливом артисте и режиссёре и удивительно "человечном человеке", жизнь которого была просто неотделима от жизни его жены Надежды Юрьевны. Остановлюсь на конкретных фактах, искренне поразивших меня.
Не сказать о силе воли Анатолия Дмитриевича - значит ничего о нём не сказать. Благодаря этому качеству и своей целеустремлённости, пройдя через трудности (он был ранен на войне, получил инвалидность), Анатолий Дмитриевич осуществил свою мечту, став артистом. Всю жизнь он был фронтовиком (именно эти роли сделали его поистине Народным артистом). Поступая на актёрский факультет ГИТИСа он читал не классику, а стихотворение К. Симонова "Сын артиллериста", которое потом не один раз будет читать на концертах. Как он говорил: "Да это же обо мне написано!" И женился студент Папанов на студентке актёрского факультета ГИТИСа, так как она была на фронте. С первой встречи с ней он ощутил это родство душ! Они выделялись среди студентов своей военной формой, он сразу заметил Надежду, подошёл и спросил: "Воевала?"
Взлёт артиста Папанова в профессии был поздний, только с 42 лет пошли предложения ролей в театре и кино. Но сколько было сделано и сыграно за это время! Главное, Анатолий Дмитриевич всегда вносил в игру и даже в костюм и грим героя что-то своё, не по сценарию. Татьяна Евгеньевна вспоминает, что будучи молодой актрисой театра Сатиры, она всегда смотрела все спектакли из-за кулис (напомню читающим, что попасть на спектакль в театр было очень сложно, билеты быстро раскупались). И её всегда поражало, что в одном и том же спектакле каждый раз и Анатолий Папанов, и Андрей Миронов, с которым он был очень дружен, исполняли роли по-разному. Не было каких-то определённых клише, творили каждый раз по-новому. "Сейчас молодёжь, в основном, отыграют свою роль, - вспоминала Татьяна Евгеньевна - и идут в гримёрку до следующего выхода. Как играют коллеги, мало кто смотрит. Папанов с Мироновым всегда смотрели спектакль полностью из-за кулис. И смотрели не только маститых актёров, но и нас - молодёжь. А в театре в день спектакля были уже часа в два, а не за час-два, как сейчас принято у многих актёров". Для Анатолия Дмитриевича театр был не просто работой "от и до", театр - это вся его жизнь. По-другому он не мог!
Папанов-режиссёр всегда боялся кого-нибудь обидеть во время репетиций спектаклей. Он никогда не говорил актёрам, как они должны играть. Его коронная фраза: "А я бы сыграл так!". И все артисты это понимали и знали, часто сами говорили ему: "Анатолий Дмитриевич, а покажите, как бы Вы сыграли!" И он всегда показывал. Умение понять, умение правильно подсказать, что как не тонкость натуры!
Не все великие выдерживают бремя славы. К Анатолию Дмитриевичу это не относится. В жизни он стремился быть незаметнее, поэтому старался одеваться всегда проще. Носил обязательно кепку, низко надвинутую на лоб, и пластиковые чёрные очки. Но человек в чёрных очках в тёмное время суток своим видом, наоборот, привлекал внимание. Надежда Юрьевна постоянно его просила одеваться по-другому. "Толя, у тебя есть костюм, - говорила она ему - Разве так ходят Народные артисты!" На что с юмором Анатолий Дмитриевич отвечал: "Что-то я не вижу ни одного Народного артиста!" Кстати, зазнайкой он никогда не был. "Вот раньше были Народные артисты (и называл фамилии), а сейчас кто - я, да Юрка Никулин", - говаривал Анатолий Дмитриевич.
Чувство неудовлетворённости от того, что не всё так получилось сыграть, как хотелось, постоянно тревожило актёра. Многие фразы сыгранных им героев из различных фильмов (особенно "Берегись автомобиля" и "Бриллиантовая рука") в мгновение ока разлетелись по стране, став крылатыми. Но мало кто знает, что Анатолий Дмитриевич постоянно переживал, что мог сыграть ещё лучше. Да и герои эти были по нраву зрителям ( вспомните Волка из "Ну, погоди!"), но не самому актёру. Он хотел серьёзных ролей. И они были. Одна из них стала его последней ролью.
Уезжая на время из Карелии, где проходили съемки фильма "Холодное лето 1953 года", Анатолий Дмитриевич долго, почти полчаса, стоял над могилой, в которой должны были похоронить его героя - спецпоселенца Копалыча. Последняя фраза, произнесённая артистом в этом фильме: "Об одном жалею - годы. Так хочется пожить по-человечески и работать..." Внезапная смерть в Москве от сердечного приступа в день приезда 5 августа 1987 года. Его похоронили в другой могиле, но он как будто предчувствовал.
31.10-04.11.2019
Свидетельство о публикации №119110406647
Вера Сергеевна Семенова 18.11.2019 12:50 Заявить о нарушении