Меж Аполлоном и Дионисом
«Мне живое милей!» Арсений Тарковский
"Три согласных на стыке
И начало стиха - со спондея..." –
Тексты Мертвых то, Тихе*,
Заклинанье ль Великого Змея?
Точно взор Василиска
Эта правильность мертвой камеи.
Аполлон огнеликий!
Губы буйных менад каменеют,
Глохнут вещие тирсы:
Твой резец - что обет отреченья.
Между жизнью и Стиксом –
Оселок золотого сеченья.
*Аполлоническое начало - светлое, разумное, ясное, упорядоченное, рациональное, "бесстрастное".
Дионисийское начало противоположно ему: спонтанно, неуправляемо, оно питает порывы и страсти. Это хтоническое начало, направленное к хаосу и разрушению, страданию. И все же в нем есть и зерно выхода из собственной самости, преображения. Не случайно Дионисийские мистерии связаны были со смертью и воскресением.
*Тихе – богиня судьбы, случая.
Свидетельство о публикации №119110410087
Тамара Пеункова 01.02.2020 16:05 Заявить о нарушении
Как-то перебирала старые свои тексты - ну и само сложилось.
Олимпийцы все так или иначе грешны. И зависть среди их пороков - самый распространенный. У Диониса же помимо его всем известной стороны - жизнерадостной, гедонистической, - есть и мрачное начало, а сопутницы его- служительницы оргиестического культа - подчас причастны были не просто убийству, но растерзанию плоти своей жертвы. Орфей - одна из жертв их беснования.
Но да, Вы правы, вопрос Дионисийского и Аполлонического начал неоднозначен, диалектичен. И в том, и в другом есть высокое (в Дионисийстве - трагическое начало, например), и есть ограничивающее, мертвящее.
Марсия очень жаль, да. я всецело на стороне Марсия, Арахны, и против Аполлона, Афины, и всех остальных... хм...законодателей.)
А все-таки, пусть расцветает тысяча цветов.
Никто не лишний на пиру.
Анна Акчурина 01.02.2020 18:39 Заявить о нарушении
м, человекам.) И знаете, мне кажется, весь этот ареопаг "живет" и сегодня, просто он не у дел при современной религии.)
Тамара Пеункова 01.02.2020 19:03 Заявить о нарушении