Фотография и отсутствие сюжета снимка
Что же способствует привлечению внимания в кадре? У этого вопроса есть, как минимум, 2 составляющие: смысловое (сюжетное) содержание и внешняя форма. Всегда ли они существуют вместе? Внешняя форма по очевидной логике отсутствовать не может. Что касается сюжета, то в классической (постановочной) фотографии, без него не обойтись. Однако, современное фотоискусство в значительной степени научилось абстрагироваться от конкретного содержания в кадре.
Вне сомнения, какой-то смысл присутствует в любом изображении. Но, все чаще встречаются фотографии, сюжет которых близок абстрактной живописи. Его представляют случайные предметы, фрагменты растений, детали пейзажа, снятого с необычного ракурса и т.д. Что можно сказать о сюжете подобных изображений? В сущности, ничего конкретного. Однако, именно в этом, быть может, сокрыта и их главная привлекательность.
Фотографии без определенного сюжета обладают редким свойством множественной интерпретации. По существу, они апеллируют к рефлексии человеческого восприятия. Что это значит? Подобный подход подразумевает воздействие на человека посредством возникновения тех или иных ассоциаций, связанных с изображением. С идейной точки зрения это близко импрессионизму в живописи, где внимание зрителя в первую очередь концентрируется на эффектах среды (игре света, бликах, отражениях и т.д.). Представляющие же их объекты в этом случае выполняют лишь вспомогательную роль.
Известно, что арсенал средств современного фотографа весьма разнообразен. Однако, приоритет по прежнему остается за умением видеть. Ведь, чтобы убедительные ассоциации могли возникнуть у зрителя, они сначала должны родиться в сознании (или подсознании) автора снимка. Поэтому, секрет успеха бессюжетных фотографий кроется в степени развитости восприятия их автора.
01.10.2014
Свидетельство о публикации №119110302415