Фотография и отсутствие сюжета снимка

Большинство людей вероятно согласится с тем, что фотография призвана привлекать к себе внимание. Рекламная или свадебная, пейзаж или натюрморт – любой жанр хранит в себе немало возможностей для создания визуальной интриги. Ведь если снимок не способен привлечь внимание, пропадает главный стимул работы фотографа.

Что же способствует привлечению внимания в кадре? У этого вопроса есть, как минимум, 2 составляющие: смысловое (сюжетное) содержание и внешняя форма. Всегда ли они существуют вместе? Внешняя форма по очевидной логике отсутствовать не может. Что касается сюжета, то в классической (постановочной) фотографии, без него не обойтись. Однако, современное фотоискусство в значительной степени научилось абстрагироваться от конкретного содержания в кадре.

Вне сомнения, какой-то смысл присутствует в любом изображении. Но, все чаще встречаются фотографии, сюжет которых близок абстрактной живописи. Его представляют случайные предметы, фрагменты растений, детали пейзажа, снятого с необычного ракурса и т.д. Что можно сказать о сюжете подобных изображений? В сущности, ничего конкретного. Однако, именно в этом, быть может, сокрыта и их главная привлекательность.

Фотографии без определенного сюжета обладают редким свойством множественной интерпретации. По существу, они апеллируют к рефлексии человеческого восприятия. Что это значит? Подобный подход подразумевает воздействие на человека посредством возникновения тех или иных ассоциаций, связанных с изображением. С идейной точки зрения это близко импрессионизму в живописи, где внимание зрителя в первую очередь концентрируется на эффектах среды (игре света, бликах, отражениях и т.д.). Представляющие же их объекты в этом случае выполняют лишь вспомогательную роль.

Известно, что арсенал средств современного фотографа весьма разнообразен. Однако, приоритет по прежнему остается за умением видеть. Ведь, чтобы убедительные ассоциации могли возникнуть у зрителя, они сначала должны родиться в сознании (или подсознании) автора снимка. Поэтому, секрет успеха бессюжетных фотографий кроется в степени развитости восприятия их автора.

01.10.2014


Рецензии