Почему рифмуют прозу?

     Прежде всего, конечно, потому, что поэзия приказала долго жить.
     Как это?! – возмущенно возразите вы, - Кругом столько замечательных поэтов. Просто душа радуется! Такие душевные описания природы и переживаний автора. Такие любовные страсти. Такие глубокие мысли по поводу несовершенства мира. И всё это довольно прилично зарифмовано.
     Осталось только ответить на вопрос: зачем зарифмовано? Потому что так «красивше»? Потому что человек, худо-бедно научившийся рифмовать, повышает свою самооценку, считая себя поэтом?
     Оно бы всё и ничего. Пусть себе повышают. Но кто такой тогда Поэт, если сегодня десятки тысяч, иногда отнюдь не бесталанных, неумех удостаиваются этого звания?
     В чём разница?
     Разница в убогом техническом уровне и банальности формы и содержания, в удручающем однообразии написанного. Прочитав одно стихотворение уже можно составить представление о всех остальных.
     Самый простой критерий – это ответ на вопрос: можно ли то же самое сказать прозой. Если да, то перед вами она и есть. Только зачем-то зарифмована автором.
     Если вы прочитаете Стихотворение, то обнаружите, что в нём кроме первого плана – неких фактов или мыслей, сформулированных автором, присутствует и второй, нацеленный на вашу подкорку. И это часто важнее фактического смысла текста. Именно это делает рифмованные строки Стихами.

* * *
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

     Это ведь стихотворение не о прошлом, о чем формально повествует текст, а о настоящем. О том, что чувство никуда не делось. О том, что трепетная нежность по отношению к объекту обожания столь велика, что автор готов переступить через свои интересы, лишь бы Ей было хорошо. А на заднем плане маячит и третий план грусти о несбывшемся и несбыточном.
     У прозы тоже может быть второй план, но он никогда не присутствует в таком конкретном, сиюминутном и концентрированном виде. Правда это относится только к гениальной прозе, что редкость необыкновенная. Например, к произведениям Юрия Карловича Олеши. Лично у меня есть подозрение, что это замаскированная под прозу поэзия.
     А у зарифмованной прозы нет никаких «планов», нет никакого, гипнотизирующего читателя, мелодического фона.
     Есть только некий текст, повествующий о чем-то, который автор зарифмовал из-за желания называться поэтом. Потому что, ну, очень хочется. А годами отрабатывать технику, вникать в тонкости содеянного Великими Поэтами, ну, не хочется совсем. То есть абсолютно. Потому что занятие нудное и, в общем то, бесперспективное. Читатели всё равно не почувствуют разницы, потому что воспитаны на рифмованной прозе и понятия не имеют о том, что такое поэзия.
Так нафига париться?
К этому добавить мне нечего.


Рецензии