Музыка творения миров Мир Никиты Брагина
Любимые поэты для меня делятся на две группы- те, кого знала, читала любила до «Вечерних стихов», а там только увидела и услышала уже наяву и это очень интересно на самом деле, и тех, кого «Вечерние стихи» открыли для нас и это была первая встреча на экране монитора.
https://www.youtube.com/watch?v=CsWrvxYiSVA
Никита Брагин относится к первой группе творцов- слышала, читала, встречи ждала, и все-таки она оказалась неожиданной
Вот репортаж 2012 года, так сказать почти документальное свидетельство того, как это было
2012
С Никитой Брагиным познакомилась чуть раньше, когда просматривала рецензии Игоря Царева и определяла для себя круг его поэтов. Сразу скажу, что там зазвучал его голос страстный, часто мощный, непримиримый голос поэта, и, зная о не многословии Игоря, заметила, что самые объемные диалоги были именно между ними. Потому изначально он мне был невероятно интересен, поэт, шагнувший из 2004 года( а может и раньше даже). И конечно, стихотворение «Вакханалия», возможно, стало причиной того, чтобы критика стала ожесточенной.
Кто забудет о чуть ли не самом первом конфликте в передаче, когда Ольга Аникина столкнулась с Н.Н., которая заявляла, что так писать о Москве нельзя, что это возмутительно, и если бы она знала, что это будет звучать, то не пустила бы, и что-то в этом роде.
Думаю, Никита прекрасно знал о так называемом табу, и все-таки рискнул выйти с этим текстом. Хотя вряд ли он что-то делал специально, поэт, один из любимых героев которого античный Марсий – сатир, лучше всех игравший на флейте, вряд ли может кого-то бояться. Да и седины, и крутой нрав отрицают всякий страх.
И вот он читал стихотворение страстно, ярко, образно…
Вакханалия
Никита Брагин
Распаренная, жаркая, мещанская Москва,
отъевшаяся, яркая, веселая вдова,
опять шумишь вокзалами, соришь огнями алыми,
горда по-скоморошески, хмельная голова!
Тебе служить рискованно – черт знает что творим!
Тебя любить – роскошество. Ты снова Третий Рим,
но только Рим языческий, во всем своем величии
на сизые подглазия кладущий жирный грим.
Попсовая, бессонная, не помнишь ни греха,
под бархатом посконная, под мрамором труха, –
ничем тебя, дебелую, не сжить со света белого,
везде тебе, счастливице, меха и потроха.
И как тебя ни стискивай очередным кольцом,
ты снова прешь неистово за золотым тельцом,
беснуешься, крамольная, рыдаешь, колокольная, –
серебряное горлышко, но залито свинцом!
А где-то там за окнами, за пазухой твоей,
спелёнутая вздохами, и в путах до бровей,
не слышана, не узнана, и никому не сужена,
поет душа-печальница, что в клетке соловей.
http://stihi.ru/2013/01/07/8824
Но тут все-таки наша Москва, если честно, очень редко, но иногда возникает зависть к автору, потому что так именно хотелось написать, а он тебя уже опередил…
Да при всей нашей любви к столице, она часто и такая тоже, не потому ли там от усталости, смертельной усталости умирают, не дожив до 35. Пришлось анализировать эту стихию на примере собственной любимой племянницы, не перешагнувшей и этого рубежа. Потому, что бы ни говорили, поэт прав по-своему, а не единственный ли это город, где все время надо выживать, если тебя туда все-таки занесло. А тот, кто выживает, ему законы уже не писаны.
Когда-то из любимой столицы самолетом отправилась в Ужгород, и меня потряс контраст - сказочного городка, где время не течет, после грохота метро и громады аэропорта – все это есть и в стихотворении Никиты Брагина.
Когда критик говорит, что так писать нельзя, ну я лично этого не понимаю. Повторяю строки Б.Чичибабина «Будь проклят, император Петр», и подозреваю, что питерцы, некоторые историки тоже говорят о том, что так о Петре Великом писать нельзя… Нельзя, но если именно так написалось и ощущается, то что же делать…
Но творчество Никиты Брагина для объемного, многоступенчатого исследования. Только заглянула в стихотворение «Святая мышь» http://stihi.ru/2007/03/01-613 и глазам не поверила, что оно посвящено памяти ,никогда не угадаете кого - Алексея Ремизова… Насколько сложен этот писатель, объяснять не надо, почти не встречала исследований его творчества, а Никита Брагин занимается и этим.
И вот мнение поэта о Ремизове:
Соглашусь с Вами - Ремизов недооценен как писатель. Правда, он настолько своеобразен, настолько сильно отличается от всех, что его очень трудно и оценивать, и сравнивать. Ремизов прозаик, но его проза целиком лирична, и очень напоминает стихи. только изложенные в прозе. У него нет, или мало диалогов, это не великая драматургия Достоевского. Но выдающаяся лирика. Благодаря этому он замечательно понимал поэзию, того же Блока, например.
http://stihi.ru/rec.html?2009/03/21/10339
Стоит только углубиться в тексты этого автора, и оттуда уже не выбраться, но радостно от осознания, что настоящее знакомство еще впереди, потому очень обидны слова Жени по поводу его творчества, хотя надеюсь, что Никита ничего не услышал, да и не принял близко к сердцу.
Хочется еще отметить его уникальное чтение своих стихотворений. Он отвлекается от реальности и уходит куда-то на небеса, и поднимается в этом парении все выше и выше, а нам остается только следовать за ним.
Невольно вспоминается Блоковское:
Да, я возьму тебя с собою
И вознесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда.
И, онемев от удивленья,
Ты узришь новые миры -
Невероятные виденья,
Создания моей игры...
Вот такое же чувство возникает, когда слушаешь, как читает свои творения Никита Брагин, и остается только поблагодарить Евгения Туганова за то, что он привел на передачу ТАКОГО поэта. Впрочем, он-то как раз еще ни разу и не разочаровывал нас, недаром так злятся, рвут и мечут его противники, объявившие о пришествии «золотого века».
№№№№№№№
Это написано давно, и привела отрывок целиком, потому что сама удивляюсь тому, сколько в обзоре написала. Обычно обходилась самым ярким стихотворением и парой строк. На этот раз не вышло, и причины все в личности поэта, его неповторимости, его глубине и лиричности.
У него есть страничка «Антиквар», где хранятся статьи о теории стиха, и еще более глубокая и интересная мне лично Лаура Делла Скала.Сам автор поясняет
Эта страница открывалась не с целью литературных или иных мистификаций; задачей было сочинение исторического романа в сонетах итальянского типа, задуманного, как ответ на Canzoniere Франческо Петрарки. Действие романа происходит в Италии и Греции в эпоху Высокого Возрождения (начало XVI века).
Вот и судите о широте его интересов в литературном творчестве. Это айсберг, и в лучшем случае мы можем видеть только какую-то его часть, если конечно, вообще сможем разглядеть, услышать, понять, полюбить.
Мне очень понятно стремление Никиты уйти от этой Москвы и этой реальности в эпоху Возрождения, потому что туда уходили все, верившие, что кошмар не вечен, можно в реальности что-то изменить.
В два стихотворения с этой странички и хочется заглянуть, и тот контраст с «Вакханалией» виден особенно ясно именно здесь.. И только мне ли кажется, что мы прикасаемся к Вечности вместе с автором этих строк.
Свидание
Лаура Делла Скала
У монумента грозного Кангранде
Стою перед тобою, мой любимый,
И сквозь туманы слёз неукротимых
Всё кружится, как тени в сарабанде…
Алеют розы ярче аликанте,
Плывут гробницы, словно клубы дыма,
И кипарисы ввысь необоримо
Взлетают, словно копья по команде…
Как ласков ты! Какою добротой
Твои глаза лазурные сияют!
Как сладко мне клониться пред тобой…
Я трепещу… я в обмороке… знаю –
Моё сердечко проиграло бой,
И твой огонь покорно принимает…
Кангранде I делла Скала был
правителем Вероны в начале XIV века.
Сарабанда - медленный испанский танец,
нередко исполнявшийся на траурных
церемониях.
Аликанте - вино.
И не больше, не меньше, как исторический роман в сонетах, ну кто-то из современников замахнется еще на такое. Пушкин- Набоков вероятно, благосклонно следят за тем, как это делает Никита Брагин.
И как можно убедиться, делает он это прекрасно. И даже сам описывает процесс творения
Психея
Никита Брагин
Движением резца по монолиту,
по грубой плоти красного архея,
ворота во Вселенную открыты,
и ты влетаешь, девочка, Психея!
Тебя зовёт расплавленная глина,
пронизанная охрой кровь Адама,
в огромном, словно сердце исполина,
пространстве храма.
Скрижали стен сияют письменами
о совершенном и о небывалом,
любовью Бога, тварей именами,
звездой-рубином и слезой-опалом!
Лети, душа! Мы не напрасно жили!
Цвети, улыбка, под рубцами старца!
Ты не дала уснуть в остывшей жиле
бесплодным кварцем.
Легки твои невидимые крылья,
а камень твёрже палиц Кауравов,
но вырастает над гранитной пылью
Танцующий во пламени кровавом!
Вращаются небесные светила,
встаёт Кайлас, клубится высь Памира,
а ты, душа, вспорхнула и вместила
рожденье мира
Вот что нужно было Никите, чтобы оказаться сначала в эпохе Возрожденья, а потом и в Античность оттуда перебраться, и сотворить прекрасную Психею
Не много не мало, а мы с вами оказались в первом дне творения мира, куда Мефистофель уводил в свое время Фауста, которому ничего, кроме собственной могилы сотворить так и не удалось. Но тут совсем иной случай – творения Никиты прекрасны, и остается надежда на то, что такие Мастера смогут что-то изменить в этом мире, если не они то кто.
За это время многие, потерявшие души, могут только мечтать о том, чтобы такое творение вернулось в наш мир, и поэт нам дарит надежду.
Так кто же он? Никита не говорит о роде своих занятий, считает, что это не важно, я тоже не буду раскрывать его тайны, пусть это для тех, кто с ним только знакомится, останется загадкой. Главное, что он поэт- и в этом ни у кого нет сомнений.
Его можно услышать и увидеть, потому что есть записи передач с его участием, и это вам обо всем поведает лучше, чем я.
Я не случайно вспомнила сцену из «Фауста», когда герой вместе с Мефистофелем оказался на морском берегу в первый день творения, чтобы создать свой собственный мир.
Эта тема творения мира волнует и Никиту тоже. Но это совсем другая картина, как можно убедиться, потому что перед нами не человек, получивший вторую молодость и растративший ее попусту, а Бог, и очень симпатичный Бог, даже не Зевс или Посейдон, а какой-то совсем иной, ему одному ведомый, и потому он прекрасен.
Люблю мифы о творении, но никогда они не были такими прекрасными, как на этот раз, а потому стихотворение это могу повторять неустанно, хотя не слышала, как его читает наш профессор. И остается надежда на то, что все будет прекрасно с таким Богом и в таким совершенном мире.
Но откройте страницы Никиты Брагина, и там Вас ждут новые невероятные открытия, радость и вдохновение
Никита Брагин
Бог босоногий на берегу морском
струны перебирает, и слушает глубь земная,
и отвечает море древним как ночь языком,
и отвечает небо, звездный огонь роняя.
Звуки слетают со струн и рождают миры,
сонмы планет в небесах и цветов на ладони,
тихое счастье идущей от сердца игры
выше властей и строже буквы закона.
Музыку слышат капли морской волны,
гибкий росток и стойкая грань кристалла –
все дыхания мира названы и рождены,
жизнь обрела природа, только Творца не узнала…
Вал набегает на берег, смывая след,
и возвращается в море полоской пенной –
животворящий звук и сотворенный свет
ищут друг друга в звездных кругах Вселенной.
Опубликовано в журнале "Фестиваль", Рязань, № 1, 2019
Никита Брагин http://www.stihi.ru/avtor/11925364
Антиквар http://www.stihi.ru/avtor/antikvarius
Лаура Делла Скала http://www.stihi.ru/avtor/kangrande
Свидетельство о публикации №119110203222