Олег Федотов. Сонету 800 лет?
Когда был написан первый сонет? Если поверить теоретику французского классицизма Никола Буало, его изобретателем, вернее законодателем оказался покровитель искусства Феб-Аполлон, который «В тот день, когда он был на стихотворцев зол, / Законы строгие сонета изобрел»[1]. Т.е., получается, в античные времена, задолго до 20-х гг. XIII столетия, когда сицилийский нотариус Джакомо (Якупо) да Лентино соединил две цепочки «страмботто», одна в 8, другая в 6 перекрестно срифмованных стихов, со сменой «аллюра» в рифмовке: abababab + cdcdcd, составивших обособленную жанрово-строфическую форму, получившую звонкое имя Сонета. С другой стороны, будучи божеством, пусть и языческим, Аполлон мог оставаться бессмертным вплоть до указанного преданием времени...
Есть, впрочем, и другие хронологические несообразности. Даты жизни первопроходца известны лишь приблизительно (ок. 1210- ок.1260), а рождение сонета традиция приурочивает к 1220-му г. Не мог же Джакомо сочинить своей первый сонет в 10-летнем возрасте! Можно, разумеется, допустить, что или несколькими годами раньше родился он, или на несколько лет позже – сонет. М.Л. Гаспаров осторожно датирует его появление в одном случае 1220-ми годами[2], в другом – и вовсе серединой XIII в.[3]А автор эклектичных «Заметок о сонете» М. А. Новожилов решается на более точную круглую дату – 1230 г.[4]
Заслуги 800-летнего юбиляра перед мировой литературой столь велики и совершенство его формальных параметров столь очевидно, что чествовать его не грех и целое десятилетие, начиная с 2020 г.
Впрочем повышенный интерес к сонету возбуждает еще одна круглая дата. В июне 1994 года, 25 лет назад, в МПГУ состоялся первый симпозиум Международного научно-творческого семинара «Школа сонета». Он был задуман как сообщество поэтов, культивирующих в своем творчестве одну из самых древних и совершенных жанрово-строфических форм, и исследующих ее литературоведов (зачастую это были одни и те же люди). С тех пор прошло 11 таких симпозиумов в разных городах России, Беларуси и – в последние годы – Крыма: в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Минске, Гурзуфе, Саках, Судаке, Коктебеле и Щелкино. Среди его участников были такие известные поэты, как Тимур Кибиров, Александр Санчук, Юрий Линник, Илья Фоняков, Алексей Бердникова, Анатолий Найман, Ростислав Евдокимов, Марк Луцкий, Роман Славацкий и др., а также сонетологи-литературоведы С.И. Кормилов, Ю.Б. Орлицкий, Е.И. Зейферт, Л.А. Сугай, О.В. Зырянов, С.М. Пинаев и др. Результаты их поэтического и научного творчества публиковались в сборниках и обобщающем альманахе одного из симпозиумов [5].
Счастливо найденное нотариусом из Палермо 14-стишие оказалось необычайно гармоничным, скрупулезно уравновешенным жанрово-строфическим образованием, просуществовавшим без малого восемь веков. Чем можно объяснить его феноменальную популярность? Прежде всего, наверное, тем, что сонет зарекомендовал себя как оптимальное по длине стихотворное высказывание, внутреннее членение которого отличался необычайно гибким соотношением частей. У его колыбели кроме непосредственного изобретателя Джакомо да Лентино стояли император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен, сам поэт, одержимый экспериментаторством, организатор поэтического объединения, так называемой Сицилийской школы, а также уроженец г. Пизы Леонардо Фибоначчи (ок. 1170- ок. 1250), выведший формулу «золотого сечения» или универсальной гармонии: меньшая часть так относится к большей, как большая к целому. Стоит ли удивляться, что и он оказался при дворе короля Сицилии, а его цифровой ряд естественным образом отразился в архитектонике сонета: исключив из подсчетов «пограничный» 9-й стих как математический центр системы, получим по обе стороны соответствующие оптимальные цифры: 1, 3, 5, 8, 13, 21...
Сонет прошел победоносным маршем практически во всем странам Европы, как Западной, так и Восточной, распространился и по другим континентам. Особенно бурно развивался он в Эпоху Возрождения, в Серебряном веке и в наши дни. Самым, пожалуй, удивительным свойством волшебным способом скомпонованного 14-строчника была и остается его непреклонная верность традиции, поддерживаемая, как это ни парадоксально, неукротимой страстью к новаторским преобразованиям. Брюсов в свое время выделил 12 критериев идеального сонетного эталона, признав при этом, что все они в полной мере не были соблюдены ни одним корифеем. Среди сонетистов, любил подчеркивать метр, наиболее приближенные к совершенству сонеты писали он сам и Максимилиан Волошин. Но и они не смогли избежать, например, повторения значимых слов, соблюсти синтаксическую завершенность катренов и терцетов, выдержать установленное каноном количество слогов и т.д. При этом наряду с образцовыми сонетами традиция закрепила их аномальные модификации с нарушением основного структурного признака, тоже, можно сказать, канонизированного, а именно – жестко обозначенной 14-стишной нормы. Таковы: «хвостатые» (2 катрена + 3 терцета), «сонеты с кодой» (добавлением лишней 15-й строки), «двойные» (после каждого нечетного стиха в катренах и четного в терцетах внедряется дополнительный укороченный стих), «безголовые» (с отсечением одного из двух катренов), «половинные» (7-стишия, состоящие из одного катрена и одного терцета), а также не менее заметные отступления от узаконенного стандарта: «сплошные» (и катрены, и терцеты срифмованы на два общих созвучия), «опрокинутые» (два терцета предшествуют двум катренам), «хромые» (каждый четвертый стих в катрена на стопу длиннее или короче предшествующих).
Из канонических разновидностей прославленного 14-стишия раньше других отпочковался так называемый итальянский сонет. Не без влияния базовой строфической формы «канцоны» классическая итальянская модель сонета предстала как синтез двух катренов перекрестной (ABABABAB) или охватной (ABBAABBA) рифмовки и двух терцетов на три рифмы, имеющих в сочетании созвучий скрытую идею «креста» (X) или вертикальных скреп (III):
CDC CDE
DCD CDE
Во Франции укоренилась своя модификация французского сонета, в которой два охватных катрена (ABBAABBA) сопровождались двумя терцетами, причем в первом из них 9-й и 10-й стихи рифмовались друг с другом:
ССD CCD
EED EDE
Устойчивую репутацию максимально упрощенной модели сонетного канона приобрел английский сонет, состоящий из трех катренов автономной рифмовки (ABABCDCDEFEF) и заключительного двустишия (HH). Часто его называют шекспировским, хоть он и культивировался задолго до публикации знаменитого сборника «Sonnets» (London 1608). Стоило, однако, Пушкину упорядочить конфигурацию трех катренов перекрестной, смежной и охватной рифмовки и канонизировать их последовательность (AbAbCCddEffEhh), как английский сонет превратится в Онегинскую строфу.
Особую разновидность шекспировского сонета активно пропагандирует в своем творчестве поэт из Коломны Роман Славацкий. Заключительное двустишие он переместил в промежуток между катренами и назвал такой сонет коломенским: ABAB CC DEDE FGFG; правда, при желании его можно трактовать как опрокинутый французский сонет...
Русские поэты в XVIII в. явное предпочтение отдавали французскому сонету, в ХIХ уравновесили его итальянским и английским, а затем стали пользоваться все более и более свободными его модификациями, применяя произвольную рифмовку или отказываясь от нее вовсе, сохраняя лишь главный признак – 14-стишие, а порой игнорируя и его; в таком случае установка на классическую строфу маркировалась в заголовке или подзаголовке.
Столь же разнообразными экспериментальными новациями пользовались поэты, культивирующие в своем творчестве различные формы сонетных ассоциаций – циклов, венков, корон, тиар, поэм и романов в сонетах и таких экзотических кунштюков, как японский сонет, ставший весьма популярным в сетевой поэзии[6].
Более обширный очерк сонета, со всеми его разновидностями, генезисом, национальной спецификой и взаимодействием с другими строфическими образованиями содержится в моей одноименной монографии[7].
Инициированная Большим литературным клубом творческая мастерская не предполагает каких-либо предпочтений ни классическим, ни отступающим от канона образцам. Главным критерием оценки, как всегда, остается уровень художественного мастерства. Так что пожелаем всем участникам удачи и вдохновения!
Олег Федотов,
Председатель Международного научно-творческого
семинара Школа сонета и попечительского совета
Всероссийской школы поэзии
________________________________________
[1] Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. Э. Линецкой. М., 1957.
[2] Гаспаров М.Л. Сонет // Краткая литературная энциклопедия. М., 1972. Т. 7.
[3] Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 2002.
[4] Новожилов М.А. «Тем, кто волшебством моим пленен...»: Заметки о сонете
http://clck.ru/JnHLY
[5] Венок сонетологов и сонетистов: Альманах 7-го симпозиума научно-творческого семинара «Школа сонета»... М.: Русское слово, 2016. – 360 с. с илл. http://www.phantastike.com/other/wreath_sonetologov/pdf/
[6] http://www.stihi.ru/avtor/otogiboko ; ; http://sibiskry.ru , http://forum.ingenia.ru/viewtopic.php?id=15924 и пр.
[7] Федотов Олег. «Сонет». М.: РГГУ, 2011.
..............
От редколлегии БЛК:
Рекомендуем к ознакомлению также книгу:
"Западноевропейский сонет XIII-XVII веков. Поэтическая антология"
Из-во Ленинградского университета, Ленинград, 1988
http://www.e-reading.by/book.php?book=1032951 или
Свидетельство о публикации №119110201755
КРИПТОПАФОСНЫЙ СОНЕТ
в составе авторской команды: Ульяна Валерьевна, Алексей Фомин, Жиль де Брюн и играющий коуч Павел Бетач.
Криптопафосный сонет состоит из тезиса и антитезиса, записанных метрическим стихом без рифмы, а так же синтеза, подрифмованного к антитезису по схеме АБВГ /антитезис/ ГВБААБ или ГВБАБА /синтез/. Допускается запись антитезиса и синтеза без строфического пробела и /или/ подача финального двустишия в виде сонетного замка.
Эта форма сонета оптимальна для творческого взаимодействия в игровом формате криптопатетической студии. Первый партнёр формулирует тезис, второй отвечает антитезисом, затем оба предлагают друг другу варианты синтеза, вносят необходимые правки и согласуют патетическое сообщение в целом.
КОТИКИ ФРАНЦИСКА АСИЗСКОГО
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОБЕЛ
ПОЛНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ССЫЛКЕ
http://www.stihi.ru/2019/11/06/3912
Религиозная тематика в криптопатетическом сонете предполагает особое внимание к использованию сентиментального пафоса. Его почти всегда целесообразно подавать в качестве вспомогательного, для точной нюансировки более высоких тонов пафосного спектра.
КОСВЕННОЕ ПОСЛАНИЕ
КАМЕННЫЙ СПАС
ПРОВЕРЕННЫЕ ВЕЩИ
МЕТАГНОЙЯ
АПОЛОГИЯ СТАРШИХ МУЗ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОБЕЛ
ПОЛНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ССЫЛКЕ
http://www.stihi.ru/2019/11/06/3912
В куртуазном пользовании криптопатетический сонет оптимально функционирует на сентиментальной основе. Вербальная эротика вообще, по сути своей, сантимент. Страстная гиперболизация деталей куртуазного взаимодействия - естественное и основное назначение сентиментального пафоса.
ОН ХОЧЕТ ВСЁ
ОН ПОЛУЧАЕТ ВСЁ
ДОПУСТИМ
ЯН
ИНЬ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОБЕЛ
ПОЛНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ССЫЛКЕ
http://www.stihi.ru/2019/11/13/5419
Романтический пафос, в куртуазном контексте, практически невозможно отграничить от сантимента. Однако, при наличии героического пафосного компонента в составе сонетной структуры, компетентному интересанту проще добиться симпатического резонанса с романтическим мотивом, как, например, в случае с девиантной романтикой.
СТОЯТЬ КАЗБЕК
/мускулинная версия/
стоять казбек стоять кому сказали
стою стреляю на дворе кавказ
нет дружбы крепче верной папиросы
напрасно я три года не курил
давай курнём невероятных шишек
в демучей чаще парка оптимист
где три сосны с палёными корнями
сегодня дали чудный урожай
как будет да сама себе решай
действительность смыкается за нами
не озирайся лучше затянись
и слово дня само себя запишет
прочти его в душе как можно тише
когда тебе ответят оглянись
/феминная версия/
стоять казбек стоять кому сказали
стою стреляю на дворе кавказ
нет дружбы крепче верной папиросы
напрасно я три года не курил
да будет лёгким вдох а выдох пышным
кто полетел тому не надо вниз
и в эпилоге горнего романа
дыша невероятно хороша
как всё на самом деле сам решай
действительность смыкается за нами
не озирайся лучше затянись
и слово дня само себя запишет
прочти его в себе как можно тише
когда тебе ответят оглянись
Насколько для религиозной символики опасен сентиментальный пафос, настолько благотворен комический. Если пользующему соответствующие символы в комическом контексте удаётся избежать парентирсов и снижения до инвективной части пафосного спектра, то партнёр получает шанс на личное откровение.
РУСАЛ ПЕРЕД КОСМИЧЕСКИМ ЗАБОРОМ
безрыбье осеняя рыбнадзором
апостандрей гуляет по воде
над омутом нагая ворожит
разводит на ветру осина сучья
развоплощая дурочку-русалку
завистливо молчит вода в реке
наследие невиданных зверей
в неведомость дорожек леший сыплет
отец ворчит не разберу ты сын ли
такой поэт что даже не еврей
ты был ни в сейф ни в сейм а стал никем
но мне электроудочку не жалко
и я воззвал и всё в реке визжало
фюр орднунг зайн бледнел в кукареке
ЛТП (бонус за лучшую расшифровку аббревиатуры)
седой старик с нечёсаной брадою
собрав в палате буйных мужиков
я гнал им дичь про подвиги и подлость
анафему анамнез any key
я говорил не надо горячиться
но сладок хайп на слёзыньках metoo
снасильничал мой петенька безухов
вдову клико а кто тут не вдова?
уж за спиной связали рукава
для верности ширнули тормозухой
любил лить ературу да не ту
мне жаль фру-фру ведь лошадь не волчица
но вронский в нобель бродского стучится
и поезд анне делает too-too
ВОЗВРАЩЕНИЕ КРИПТОПАТРИДА
на хуторе близь матушки-диканьки
где сам господь овечек не гонял
вакулью хату взяли правосеки
на абордаж грозятся запалить
и тут такая с супермягкой силой
как сиська сытной полной как мошна
отеческая родина с грибами
спасать своих бастардов не спешит
но ты пиши ты главное пиши
что наши деды не были рабами
на совести такая тишина
всю миокарту аж перекосило
и фронт горит хэзэ с какого тыла
и верность в сводках не отражена
Трагический пафос принципиально не терпит близости сантимента, который нивелирует саму смерть до уровня утыканной пластиковыми маками гробнички на деревенском кладбище домашних животных. Следующий ниже криптопафосный сонет скомпилирован с подключением к актуальному игровому взаимодействию старого автографа покойного Поэтарха Валерия Исаянца, датированного пять тысяч семьсот сороковым годом.
СУВОРОВСКОЕ МУЧИЛИЩЕ
довольно обещаний и бравады
седой старик дремучий дед мороз
не потому ли прячет ноги в воду
что голова теряется в тепле
в объятиях воронежской орловки
весьма суров суворовский маразм
прописаны вечерние прогулки
по перевалам бутафорских альп
под сенью лип акаций и катальп
почти жуётся дух французской булки
кукушка возвестила сорок раз
с навершия психической столовки
спешите кушать кто во что горазд
скажите ам распаренной перловке
ДМС
довольно обещаний и бравады
седой старик должно быть дед мороз
не потому ли прячет ноги в воду
что голова теряется в тепле
по молодости все казалось проще
под елочкой снегурочка с косой
и колосок прекрасная прическа
и наголо подстритца без проблем
куда податься в этом феврале
погода размораживает жёстко
коса не та у барышни босой
в след тащится по розовой пороше
шарахаются голуби от крошек
и зывывают псы над колбасой
Кроме пяти пафосных категорий аристотелевой риторики, криптопатетика различает ещё две: инвективное и откровенное - низший и высший пафосы, соответственно. С инвективой знакомы практически все. Про откровение, то самое, которое служит основой религиозной риторики трёх мировых религий, обычный современный поэт, в лучшем случае, слышал. Типа, ну это такой пафос, как в Библии. Трудно придумать эстетическую неопределённость тупее этой. Пафос откровения есть страстное воодушевление, обусловленное несомненной личной причасностью к истинному знанию. Это знание может быть откровенно ничтожным, по сравнению с мировой оранжевой революцией. Однако, даже в гомеопатических дозах, истина штырит поэтов так, что пресловутые утробные бабочки, вспыхнув, стекают в трусы, как по воску.
КАК В СКАЗКАХ
уже довольно плакать ярославна
от прибыли у игоря в полку
крепки сыны воинственной отчизны
походу каждый третий не дурак
горбатый конь откуда от верблюда
перо жар-птицы пушкин подарил
ну и ступай тут все дороги к храму
приводят даже бешеных собак
емеля первый так себе рыбак
такая ложь в его рыбацкой драме
что выцветают масло и акрил
когда её рассматривают люди
давай друг дружке кем-нибудь не будем
и поглядим кто у кого внутри
Ульяна Валерьевна 14.11.2019 13:22 Заявить о нарушении