О первичности дыхания в Поэзии
Но речь в статье пойдет совсем не о Бродском, а о Поэзии вообще.
Предварительно замечу, что никого здесь не критикую, а просто объясню, почему раньше я доказывала с пеной у рта силу Бродского, а теперь я этого не делаю.
Часто в литературной критике речь идёт о любых составляющих поэзии: мелодичности, интеллектуальности, образности - т.е. вещах больше относящихся к содержанию, чем к форме. На втором месте идёт разбор рифм - это тоже любят, и это уже относится а Форме.
Но никто не говорит о том, что ПЕРВИЧЕН в Поэзии ритм и дыхание поэта, на котором этот ритм основан!
Я вспомнила как я мучилась с чтением Анны Ахматовой и Бориса Пастернака. Мои друзья любили и превозносили их, и я совершила несколько упорных подходов к чтению этих поэтов, но мне было как-то трудно их читать и вот однажды я, уже долго читая Ахматову и видимо устав, перестала анализировать смысл текста и вдруг обратила внимание, что мне все время не хватает слога в конце строки или наоборот я хочу сократить ее, чисто ритмически.
И тогда меня осенило, что ее ритм просто неудобен для моего дыхания.
Что касается Пастернака, то мне физиологически "неудобны" его шипящие, его резкие звуковые обрывы и ритм тоже. Это не критика, это вопросы индивидуального произношения и Дыхания.
Вывод: Поэзия - простите за приземленность - перемалывается в первую очередь во рту, и в первую очередь влияет и даже оказывает тираническое, как диктат, воздействие на органы дыхания и ротовой полости. Эти первичные микродвижения совершаются всегда и дальше вызывают резонанс в теле и на тонком уровне. И если человеку неудобно "так" дышать и "так" двигать языком - он никогда не сможет комфортно читать поэта, дышать с ним и им. А все некомфортное человек стремится - извините- выплюнуть изо рта, т.е. не принимать в рот. И навязать это "удовольствие" даже гурману-профессионалу вряд ли получится.
Поэзия - это пища в этом плане, и поэтому изречение о "вкусе" сюда подходит как нельзя кстати.
Поэтому откройте книгу поэта, прочтите ряд стихотворений, закройте глаза и про себя прочувствуйте ритм - подходит он вам или нет. И если нет - то этот поэт никогда не сможет стать вашим "закадычным другом", и слить свое дыхание и следовательно - вторично - содержание - с вашим. В лучшем случае вы его сухо и отстраненно сможете "изучить". А те, кто совпал с вашим дыханием - имеют этим базу и все шансы доставить вам и прочие, но вторичные для Поэзии, - фонетические и содержательно-интеллектуальные удовольствия. Более того, дыхание - это слишком серьезное основание, чтобы Слушать дальше и даже фанатично принимать и подчиняться поэту. т.к поэзия это диктат духа и языка.
Мне близки ритмически Бальмонт и Бродский, во всех их стихах, и я могу просто дышать ими и с ними. И мне очень интересно, какие словосочетания и образы они могут положить на этот - свой и совпадающий с моим - ритм дыхания!
И в качестве бонуса - стихотворение "В озвучке Иосифа", которое легко написано мной в ритме Бродского: http://www.stihi.ru/2019/10/28/4590
И это именно Иосиф открыл для меня Поэзию.
Свидетельство о публикации №119103107373
2. Бродский не нуждается в "Пене у рта" для доказательства его силы и величия в поэзии.
3.Что первично в Поэзии? Ритм?.. Дыхание?.. А. Блок говорил, что сначала он слышит некий гул, шум, из которого постепенно вырисовывается Звук, проявленный в реальных словах в определённом ритме. Он пытался расслышать и придать смысл и форму в поэтическом воплощении.
4.Никогда не мучилась чтением того или другого поэта. Если не проходил в сознание, откладывала в сторону как временно-ненужное. Всему есть свой Час и Время. Но величие ОБРАЗА Поэта, конечно, угадывалось и воспринималось сразу, без "мучений".
Помню, как ошарашила меня Цветаева, её "Поэма Конца". Я тогда подумала, неужели МОЖНО, то есть РАЗРЕШЕНО /кем или чем? меня тогда не волновало. казалось, есть такая "организация", диктующая, КАК МОЖНО и КАК НЕЛЬЗЯ писать./ Она меня ОСВОБОДИЛА внутренне, и я поняла, что всё возможно в Этом Мире!..
5.Каждому СВОЁ. И в поэзии - то же самое. Вкусы разные.
6.НЕ СОГЛАСНА, что первичное удовольствие от поэзии заключено в общем "жевательном ритме" с читающим, а всё остальное, особенно содержание - ВТОРИЧНО.
Возможно, "английская жвачка" где-то скорректировала твоё сознание.
Поэзия действует так же как и Музыка на уровне ЧУДА, междустрочьем, в котором иногда больше смысла, чем в самих словах. И его надо прежде всего почувствовать, а потом и осознать. Дыхание важно! Желательно, оно должно быть лёгким. Но бывает всяким. "Диктат духа и языка", как ты говоришь, имеет место быть.
*Насчёт стиха "В озвучке Иосифа" - сейчас перечитаю ещё раз. Если "бонус" квалифицирован правильно, я подтвержу, что да, он написан в ритме Бродского.
Впрочем, и ритмы у него бывают разные, как у любого великого поэта. Он разнообразен во всём!
**Man is what se read - Человек это то, что мы читаем.
/тоже не вижу особой причины для русского человека совать везде английский язык, тем более без перевода в сноске./
СВ.💖👑
Светлана Водолей 09.11.2019 14:48 Заявить о нарушении
Елизавета Судьина 09.11.2019 14:53 Заявить о нарушении
Вот тому ещё одно подтверждение http://www.stihi.ru/2019/10/13/5493
Елизавета Судьина 09.11.2019 14:54 Заявить о нарушении
Елизавета Судьина 09.11.2019 14:58 Заявить о нарушении
Светлана Водолей 09.11.2019 15:01 Заявить о нарушении