Захид и хабиби - благочестие и любовь

ЗАХИД И ХАБИБИ - БЛАГОЧЕСТИЕ И ЛЮБОВЬ

                Если отрубят палец благочестивого - отвернётся от истины.
                А с несчастного влюблённого снимают кожу с ног до головы - не плачет.

                Насими (слова перед смертью)



Изнемогаю – стать хочу захидом,
Аллаха постигающим улемом,
Кристаллом благочестия в Раю,
Сверкающей в короне буквой Алиф,
Готов Аятом стать, иль Авлия!

Но кто тут под ногами спутал нити,
Ведущие просчитанной дорогой,
Кто тут посмел сказать (раскройте уши!):
«Я Путь, я Истина, я Суть, я Жизнь»?
Рубите голову ему, язык рубите,
А если капли крови расплескали –
Рубите в прах песок, до пыли, до искры!

Но – смейтесь Небеса! – ему ж попала капля
От жгущего рубина – в пальцы тонки,
Привыкшие к каламу. Так картинно
Они к намазу были вымыты, чисты…
А тут – нет, не рубин! – зажглась змеёй погибель!
Ну что, улем, верны твои слова?

- О нет, невежды, в тонкость Шариата
Ваш дикий разум не обучен входу.
Мой слог ведь не был прост – иносказанье,
Метафора!... В каламе гибка связь
Меж отрицаньем в слове и признаньем.
Мы жизнь потратили, чтоб каллиграфий сеть
Улавливала смыслы неземные… Прочь, невежды!

Хохочет по-над умником толпа. «А ты что скажешь,
Сам «лёгкий ветерок», явленье всех Явлений?!»

И Насими, закрыв глаза, поёт: «Запомни.
Запомни по-арабски слова два.
Хабиби и захид – как лунный свет и слёзы -
Так в страхе смерти суть обнажена.
Есть два пути: стараний путь разумный,
Оцеживанье в буквах комара,
Плетение словес, узорна вязь хадисов…
Но есть улыбка, шалость, новизна.
(Когда влюблён – несчастен, это да…)
Но жажда видеть Лик в себе, вокруг, всегда -
Настолько радостна! Влюблённому - сполна!
И даже если шкуру с тела распускают,
Растаскивая в длинные ремни,
Да, в боли искры молнией сверкают.
Не плачу. Задыхаюсь от любви!»


31 октября 2019 года

ПОЯСНЕНИЕ:

Один из богословов, присутствовавших на казни, заявил, что кровь Насими проклята, и всё, на что она попадёт, должно быть отрублено мечом и выжжено огнём. Сразу после его слов, капля крови Насими попала на палец самого богослова. Толпа присутствовавших потребовала отрубить палец, на что богослов, испугавшись за свой палец, стал объяснять, что он говорил иносказательно. Умирающий поэт успел сочинить по этому поводу ставшее затем пословицей двустишие:
«Если отрубят палец благочестивого - отвернётся от истины.
А с несчастного влюблённого снимают кожу с ног до головы - не плачет».


Рецензии