Фотография и мир образов

Окружающий человека мир весьма многообразен. Бескрайние океаны, моря, реки, горы, растения, животные, а также многочисленные результаты деятельности людей пребывают рядом друг с другом на протяжении десятков тысяч лет. Все это, конечно, общеизвестно. Но, наряду с перечисленным существует пространство, которое можно интерпретировать как «мир образов». Оно включает в себя представление человека о тех или иных объектах, воспринятых эмоциях и иных состояниях, которые не всегда легко объяснить. Примечательно, что слово «безобразный», по очевидной логике можно воспринимать, как «лишенный образа». Приведенный пример свидетельствует, что даже привычная бытовая лексика подчеркивает значение образов в жизни человека. В этой связи, вероятно, не будет преувеличением считать, что создание оригинальных образов является едва ли не главной творческой задачей фотографа.

Какое значение имеет мир образов в нашей жизни? Для ответа на этот вопрос попробуем на время отказаться от его присутствия. На первый взгляд, как будто бы, ничего не изменилось. Действительно, ни море, ни горы, ни окружающие нас предметы не перестанут существовать в условно именуемой видимой реальности. Но, так ли все будет обстоять с самим человеком, утратившим образность восприятия?

Как люди воспринимают друг друга? В первую очередь, конечно, зрительно. Однако, удовлетворит ли нас манекен, точно воспроизводящий облик близкого или знакомого человека? Всех ли животных (например, собак) мы воспринимаем одинаково, независимо от того, живут ли они в нашей квартире, нашем дворе или нашем городе? Имеется ли отличие в восприятии собственного и соседнего домов, подобных между собой по внешнему виду? Даже находящиеся в доме привычные бытовые предметы связаны с нами иначе, чем те, которые выставлены в витрине магазина. Что же отличает все перечисленное друг от друга? Нетрудно догадаться, что отличие состоит лишь в нашем индивидуальном отношении к ним. Именно это отношение и формирует мир образов в сознании человека.

Может ли «мир образов» существовать вне своих реальных прототипов? На первый взгляд, кажется, что не может. Но, зачем тогда мы храним памятные вещи или фотографии, порой не имеющие никакой ценности, кроме возможности восстановления связи с тем или иным человеком, местом или предметом? К тому же, самих прототипов этих образов, зачастую, может уже не быть в реальности. Так, например: дом, в котором прошло детство, может быть снесен или перестроен, вещи – подарены или утрачены и т.д. Однако, образы, связывающие нас с ними, продолжают существовать.

Любая фотография имеет своей целью стремление сохранить воспоминания. Они, в свою очередь, позволяют нам восстановить в памяти образ того или иного человека, места и т.д. Преимуществом профессионального фотографа является лишь то, что в его арсенале имеется больше средств для создания ярких и выразительных образов. Однако, сама задача от этого не меняется. Таким образом, мир окружающих нас фотографических изображений представляет собой не что иное, как пространство, наполненное образами отношений людей друг к другу и к окружающей среде.

01.06.2014


Рецензии