Конкурс 29 ЛС Вопрос одиночества в хайку

Дорогие друзья и гости нашего проекта "Лепестки сакуры"!

В прошлом конкурсе мы хорошо поработали над строительством недостроенных мостов и в процессе попутно возникали другие вопросы. К одним из них можно отнести УПОТРЕБЛЕНИЕ В ХАЙКУ СЛОВ во МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ. Нам не хотелось бы на всё налагать табу - нельзя употреблять и всё. Рассматривая основательно тот или иной вопрос мы рассматриваем его со всех сторон. Во-первых, почему множественное число под вопросом?

В самом японском языке понятие рода и числа у существительных и прилагательных отсутствует. Так, ;, в зависимости от контекста может означать как "дерево", так и "деревья". Множественное число регулярно образуется только у местоимений. В остальных случаях образуется редко, по мере необходимости.
Есть несколько способов образования множественного числа:

1) присоединением суффикса множественного числа (-тати, -гата, -домо , -ра, отличаются по степени вежливости) - для местоимений и одушевлённых предметов: ватаси  -я, ватаситати - мы, кодомо - ребёнок, дети, кодомотати  - дети;
2) присоединением аффиксов (напр. сё): сёкоку - страны;
3) удвоением существительного: куни - страна, кунигуни  - страны.

А как дело обстоит со словами на русском языке? Глядя на один опавший лист, мы, возможно, можем представить опавшую листву и сказать, что описывается осень, но нам этого будет недостаточно. Приведём пример. В прошлом конкурсе были бурно высказаны замечания к хайку:

дырявый сапог
   у висячего моста
     крылатки клёна   (Арина Шик)

Трудно представить себе одну единственную крылатку, лежащую у моста, если это не рыбка в Красном море, вышедшая на охоту, возможно, тоже возле некоего подмостка, которую легко можно встретить после захода солнца, но в Египте, а не у нас. Крылатка у нас - это мелкий сухой плод клёна, содержащий семя, который никак не может быть в одиночестве, его просто иначе не заметишь! Поэтому здесь машинально отрицать множественное число будет неуместно в хайку.

Работая над этой темой, не будем забывать об атмосфере одиночества, что способствует созерцанию и тихому наслаждению картинкой пейзажа сезона. В 23 конкурсе ЛС "Звуки одиночества в хайку" мы работали над темой одиночества, её внутренним звучанием, используя аллитерацию и ассонансы в словах, но вопрос возможности или запрета использования слов во множественном числе мы не рассматривали. Давайте же в данном ракурсе рассмотрим на своих примерах и поработаем над этим вопросом.
================

  Итак, дорогие друзья, работаем над уместным использованием слов во множественном числе в хайку, передающим то или иное настроение одиночества. Сложность задания заключается в том, что в хайку ничего не должно быть лишним. И если слово в единственном числе не искажает смысл, необходимо употребить именно его. Но нам интересны и другие случаи, особенно интересны, когда для передачи мысли складывается естественная необходимость в использовании слова во множественном числе. Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть самого автора.  Желаю успехов в этих поисках. Осень располагает к созерцанию и тихой отрешённости от дел насущных, давайте увидим нечто характерное для этого прекрасного сезона  и передадим его без искажения.

  Итак, задание для конкурса «ВОПРОС ОДИНОЧЕСТВА В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ СЛОВ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ИЛИ НАОБОРОТ, УДАЛОСЬ ЛИ УМЕСТНО УПОТРЕБИТЬ СЛОВА ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ. А для этого каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо. Использование второго случая для нашего задания будет предпочтительнее. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуется.

 Для настроения рекомендуемая тема «ОДИНОКИЙ ПАРК», но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствия.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне личным сообщением на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)

По форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 10 НОЯБРЯ 2019 года, ВОСКРЕСЕНЬЕ,  или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!


Принято на данный момент: 30 хайку.


Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Клуб Золотое Сечение   10.11.2019 23:30     Заявить о нарушении
Голосование открыто только для участников: http://www.stihi.ru/2019/11/11/407

Клуб Золотое Сечение   11.11.2019 01:11   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →