В зубах мясо застревает! -кое-что о Нашем Мышлении
ПРИМИТИВИЗМ МЫШЛЕНИЯ КАК ОН ЕСТЬ В ЛИЧНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ МАСШТАБЕ
Мало людей мыслят, но все хотят иметь мнение… - английский епископ и философ Джон Беркли (1685–1753).
______________________________________
Сыщик Шерлок Холмс курит трубку. Доктор Ватсон патетично восклицает:
- Дорогой Шерлок! Вы знаете, что курение очень опасно для вашего драгоценного здоровья?!
- Дорогой Ватсон! В этом мире самое опасное – быть добровольным идиотом! (Анекдот)
____________________________________________________
Введя в интернетный поиск фразу «п р и м и т и в и з м мышления» получим столько разнородных определений, что голова может закружиться. П р и м и т и в и з м мышления это, говоря прямо, – убожество мышления; говоря более научно - это вызванное психическими отклонениями либо уродливым воспитанием, мышление элементарно-конкретного характера, бедное логическими операциями…
Из любой части вышеприведённой фразы видимо выпирают немалые камни преткновения: с 1917 года в нашей стране долгое время убожеством считалось дворянское воспитание со знанием нескольких языков с детства. А бедный логическими операциями поиск врагов-контрреволюционеров был тогда нормален. Например, у Булгакова в «Собачьем сердце» разговор доктора с превращённым из пса в человека, но сохранившим "собачий" примитивизм мышления Полиграфом Шариковым:
— В театр я не пойду, — неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
— Икание за столом отбивает у других аппетит, — машинально сообщил Борменталь. — Вы меня извините… Почему, собственно, вам не нравится театр?
Шариков посмотрел в пустую рюмку, как в бинокль, подумал и оттопырил губы.
— Да дурака валяние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция одна.
_______________________________
На тему примитивизм мышления – сама собою находится - прямо напирает масса политических иллюстраций! Понимая это, психология делает ловкое сальто-мортале в сторону - подалее от конкретности:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Мышление примитивное — есть общее и некорректное название нарушений мышления, характеризующихся снижением уровня или недостаточным его развитием. В результате процесс мышления перестает быть творческим, поскольку человек думает усвоенными мысленными штампами – мыследогмами и мыслесхемами – вместо того, чтобы глубоко анализировать явление и объяснять его по-особенному, поскольку все происходящее уникально и неповторимо. В специальной литературе вместо термина «примитивное мышление» используется термин - мышление синкретическое:
"МЫШЛЕНИЕ СИНКРЕТИЧЕСКОЕ (от греч. synkretismos соединение) – это детское и примитивное мышление, в котором разнородные представления произвольно связываются друг с другом. До 7- 8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка…" В этом определении взрослые остаются в стороне как уже развитые, либо как – безнадёжно примитивные?!
Так или иначе, но измученные железной логикой развитой цивилизации особо продвинутые взрослые вдруг ощутили горячую потребность увидеть мир глазами ребёнка. Так в XIX веке родился Примитивизм — стиль живописи, когда картина обдуманно упрощается – подгоняется под «примитивные» рисунки или ребёнка или рисунки первобытных времён – времени детства человечества. Но поскольку занимаются-то таким примитивизмом весьма образованные люди, то… Не всё примитивное - просто, и не всё простое - примитивно.
Поднатужившись, учёные согласились (уже само по себе - немалое достижение!): обычное убожество в мышлении (не стиль искусства!) начинается с приверженности к м ы с л е д о г м е, иначе – к мыслесхеме: нечто вроде закодированного в слова уравнения - подсознательного символа веры, часто смешного, нелепого, тупого. Что неоднократно и блестяще показывал А.П. Чехов.
______________
ПИСЬМО К УЧЁНОМУ СОСЕДУ - ОТ СОСЕДА НЕ УЧЁНОГО. В рассказе Чехова «Письмо к ученому соседу» (1880 г.), чеховский деревенский сосед прибывшего из столицы «учёного соседа» изрекает гранитообразную мыследогму личности, нежелающей принимать ничего нового - выходящего за рамки своего ограниченного кругозора: «Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении... что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Э т о г о не может быть, потому что этого не м о ж е т быть н и к о г д а!».
Полностью составленное из подобных мыследогм, "Письмо" изобилует разнообразными ошибками (полный провал в орфографии и запятых!), естественно, Чеховым приписаннными своему персонажу, чтобы сопоставить уровень его образования с непомерными претензиями на истину в последней инстанции. Некоторые стоки "Письма" вообще являются исполнившимся предсказанием!
Так, приглашая "учёного соседа" в гости, сельский поклонник науки прибавляет: "Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе, все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь я Вам скажу дает себя знать. Д а й им б о г!" - и скорее чёрт, чем бог, просимое "дал", к несчастью! Как известно, в нашей стране в 1917 начнут, и к 1956 году вполне преуспеют в массовом уничтожении "учёных соседей". Но это уже тема одного из знаменитых преемников Чехова в литературе.
__________
ГЕНИАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ИЗ "МАХРОВЫХ" МЫСЛЕДОГМ. Булгаков Михаил Афанасьевич посвятил развенчанию и отлавливанию мыследогм 1920- годов замечательную повесть – «Собачье сердце» - почти всё скомпилированную из различных «уличных», «учёных» и «политических» и просто гневных мыследогм:
— Вы, Шариков, третьего дня укусили даму на лестнице, — подлетел Борменталь.
— Вы стоите…— рычал Филипп Филиппович.
— Да она меня по морде хлопнула, — взвизгнул Шариков, — у меня не казенная морда!
— Потому что вы ее за грудь ущипнули, — закричал Борменталь, опрокинув бокал, — вы стоите…
— Вы стоите на самой низшей ступени развития, — перекричал Филипп Филиппович,— вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить… а в то же время вы наглотались зубного порошку…
— Третьего дня, — подтвердил Борменталь.
— Ну вот-с, — гремел Филипп Филиппович, — зарубите себе на носу… — что вам нужно молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества. Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?
— Все у вас негодяи, — испуганно ответил Шариков, оглушенный нападением с двух сторон.
— Я догадываюсь, — злобно краснея, воскликнул Филипп Филиппович.
— Ну, что же. Ну, Швондер дал. Он не негодяй… Чтоб я развивался…
— Я вижу, как вы развиваетесь… — визгливо и пожелтев, крикнул Филипп Филиппович. …Сегодняшний случай показывает это как нельзя лучше.
Вот так из нагромождённых в кучу мыследогм получается гениально ироничный текст: процесс сродни творчеству художников примитивистов. Только вот не печатали Булгакова долгое время: слишком много социально жизненных мыследогм отловил и показал.
Вообще, цитирование литературных авторитетов - это замечательно! Но ведь и текущей, ещё не описанной гениями действительности не следует избегать. Однако, не освящённых литературными авторитетами примеров опасного хищника – мыследогмы научные труды стараются избегать. А мы вот возьмём да и решимся! В конце концов, Чехов и Булгаков примеры своих мыследогм отлавливали в текущей жизни. Чехов и Булгаков являли примеры мыследогм в зрелом возрасте, так сказать. А мы поищем у истока. Вроде сочинения на тему - «Вбивание мыследогмы в детстве».
_____________
ПРО ПРУД И ПАПУ ОДНОГО ЮНОГО ПОЭТА. (ВСТАВНАЯ НОВЕЛЛА) Мы вообще не согласны с примитивизмом мышления ребёнка: каждый ребёнок до 3 лет – гений и до 7 лет – активный творец. Это всё-таки внушает надежду: вдруг чья-нибудь гениальность да и выживет?! Кто заражает ребёнка примитивизмом мышления? Взрослые и заражают. Далее этого словесная иллюстрация. В хорошем смысле поражённый покупкой дачи пятилетний мальчик стал сочинять стихи:
Встав пораньше, папа раз
Взял и стукнул в медный таз!
- Разве у нас есть медный таз? И когда же я стучал? – возразил папа.
- Но ты рано-рано чем-то сильно гремел в гараже.
- Так и надо сказать: гремел чем-то в гараже. Нельзя сочинять неправду. Стихи должны быть либо конкретны, либо отражать общее - ко всему подходящее явление. – мальчиков папа был по образованию «технарь» - любитель чётких формулировок.
- Тогда можно: «Пёсик воет на луну, Папа моет ”Истану”».
- Оставь меня в покое! Тоже нашёл объект для поэтических упражнений! – на два высших технически подкованный папа вообще не питал склонности к поэзии.
Мальчик задумался… И творчески осмыслив поставленную отцом задачу пересочинил:
Хорошо у нас в саду, -
Кто-то плавает в пруду!
- Кто же там плавает? – поинтересовался папа.
- Кто захочет: ты, мама, дядя Петя… Просто подставь имя.
- Никто из нас не захочет лезть в эту лужу, - отрезал папа.
- Тогда – рыбки плавают в пруду.
- И рыбок там тоже никаких нет! – отчего-то разнервничался отец.
- Ну, кусачие жуки-плавунцы точно есть! – уже мстительно возразил сын: сунь палец - и узнаешь!
- Можно сказать: "Хорошо у нас в саду, - Кораблик плавает в пруду!" - предложил свой вариант мамин младший брат дядя Петя, которого папа, откровенно говоря, считал оболтусом. - А это идея, - сделать кораблик! - и подобрав кусок коры, дядя Петя побежал за перочинным ножичком.
- "Хорошо у нас в саду, - лилия цветёт в пруду!" - не осталась в стороне мама. - Лилии нет... а как хорошо бы было! Красиво! - А так в грязном пруду только комары плодятся.
Папа на сей раз смолчал. На этом, однако, поэтический поток его сына не иссяк. Юный поэт сочинил двустрочие, - в силу его неоспоримой общей истинности за пределами всякой технико логической критики:
Очень часто так бывает, -
В зубах мясо застревает!
- Звучит как-то не очень, - мрачно буркнул чуть не подавившийся шашлыком папа.
- Зато мясо у тебя в зубах торчит! – с кроткой улыбкой указал на реальный факт сын.
Давя невольный смешок, дядя Петя хрюкнул. Мама тактично отвернулась в сторону... На следующий день папа с дядей Петей взяли да и почистили прудик. Теперь, если там ещё и не цветёт лилия, но уже плавет флотилия из трёх маленьких корабликов. Внешний вид дачного участка заметно улучшился. Таково в этом частном случае облагораживающее влияние не особенно подчинённой общественным мыследгмам поэзии на действительность.
Будем надеяться, что юный поэт выживет среди подобных «кусачим жукам» взрослых парадигм мышления. Вопрос: кто первоначально проявил примитивизм мышления - мальчик или папа? – этот вопрос решается каждым в личном порядке. И после литературных примеров и из реальности примера с юным поэтом совсем не трудно «разъяснить» уже взрослый примитивизм мышления на всё расширяющейся арене, где частная дачка легко разрастается до масштабов государства.
_______________________________
ПРИМЕРЫ ПРИМИТИВИЗМА МЫШЛЕНИЯ ИЗ НАШЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:
- Молодая преподавтельница литературы имеет собственное неколебимое мнение: некий русский писатель несправедливо причислен к разряду великих, потому что… потому что у него было три жены! (Не гарем, а по очереди три официальных жены).
__________
- Весьма образованная научная дама без устали в статьях доказывает, что половина русских писателей и поэтов - сущие демоны во плоти.
_______________
- Как известно, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой анафематстсвован православной русской церковью за вольные о ней и о вере мысли. Тем не менее произведения Л.Н. Толстого изучаются в наших школах, читаемы во всём мире и вообще оказывали и оказывают на читателей положительное моральное влияние. Ерунда какая-то получается! Не следовало бы православной церкви как-нибудь подкорректировать свою крайнюю точку зрения?!
_____________
- Сколько-то предыдущий министр нашей культуры заявил, что творческие люди нашей стране нынче не нужны, а нужны пунктуальные исполнители… Исполнители чего? – позвольте спросить. Невольно приходит на ум уничтожение всех не арийцев в фашистской Германии и в нашей многострадальной стране неустанные поиски "вагов народа" во времна правления Сталина.
_______________
ПРО ГОРЕНИЕ ЛЕСОВ И ИЗВЕСТНОГО АМЕРИКАНСКОГО АКТЁРА ЛЕОНАРДО ДИ КАПРИО. В Забайкалье в последние годы часто горят леса. И в 2019 году некий местный губернатор заявил, что горение леса – естественный процесс и, как всякий естественный процесс, когда-нибудь прекратится сам собой (когда всё совсем выгорит!). Поэтому, - зачем тушить?..
С точки зрения физики ответ некоего губернатора безупречен! Но ведь кроме физики есть ещё какие-то хозяйственные и моральные критерии?! Короче говоря, на губернатора насела вооружённая контрастными мыследогмами (леса - богатство нашей родины, а люди хотят дышать!) общественность, но губернатор выдержал. И тут в естественный процесс горения лесов в Бурятии по интернету вмешался известный американский актёр Леонардо Ди Капирио.
Известный своими пламенными выступлениями в защиту зелёной среды и в ней обитающих животных Ди Каприо публично вопросил: "Что же такое делается в Бурятии,а?! Не пора ли вмешаться всемирной общественности?!" Этого бюрократически подкованный губернатор не выдержал: угроза на фоне горящего леса из дымного тумана явления раздражённой мировой общественности во главе с Ди Каприо (возможно, даже на"Титанике"!) - эта угроза губернатора так сильно впечатлила, что срочно стали тушить лес.
А благодарные Ди Каприо, но ехидные буряты тут же предложили: давайте выберем Ди Каприо президентом России! Пока он активно будет спасать нашу природу (у самих русских и бурят это плохо получается, - надо признать!), во всём остальном мы и сами лучше, чем с нынешним правительством, проживём! ...На это сердечное предложение ответа от Ди Каприо пока не поступило. Но ни один разумный человек, знаете-ли... гм-гм... Тем более, если у этого человека и так всё есть: и слава, и уважение, и приличный заработок.
_______________
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА ЛУНЕ?! И тут по совокупности собранных выше фактов хочется ещё раз процитировать чеховское "Письмо к учёному соседу": "В ы п и ш е т е, что на луне т. е. на месяце живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда... Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. (тоже неоспоримое практическое утверждение!)Люди живя на луне падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, и днем исчезает?" ...Могут! Могут граждане в родной стране в чине и губернатора, и министра жить как на луне!
_________________
ПРО В НАШЕ ВРЕМЯ АКТУАЛЬНОСТЬ БЕССМЕРТНОЙ КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА. - Некий владелец и директор нынешних русских банков тоже, вот, совсем недавно (сентябрь 2019) высказался насчёт образования: экзамены – это стресс для ребёнка и юноши. Все экзамены надо отменить! …Вопрос: он к себе в банк необразованного – не проэкзаменованного работника возьмёт? (Если это сын директора – вопрос отпадает!) Так и вспоминается диалог из бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
С к а л о з у б
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Ф а м у с о в
Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Или опять-же вот из «Собачьего сердца» (гениальные произведения не устаревают!) хороший пример: «У ч и т ь с я читать совершенно не к чему, когда мясо и так пахнет за версту. Тем не менее, ежели вы проживаете в Москве и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются, вы волей-неволей выучитесь грамоте, и притом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово ”колбаса”».
Выше министров кто стоит? только президент. (По общему утверждению, - рыба гниёт с головы!) И речевым ляпусам - недурно характеризующим стиль мышления ляпусам президентов всех стран (Россия и Америка особенно отличаются в этом ляпусовом поединке!) нужно посвятить отдельное научное исследование. Которое, к сожалению, может иметь конец старого советского анекдота.
АНЕКДОТ ПРО ЗАЩИТУ ДИССЕРТАЦИ РУССКИМ УЧЁНЫМ.
- Один учёный – лингвист защищал диссертацию на очень интересную модную тему - «Мат нечернозёмной полосы России».
- Защитил? Где почитать?!
- Нет, не защитил. Пять раз пытался защитить, но как только доходил до примеров, -так сажали на пятнадцать суток.
Так что, оставив президентов на суд истории, давайте по методу Чехова и Булгакова отлавливать злобные парадигмы мышления вокруг себя: «Ч т о т а к о е эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? — яростно спросил Филипп Филиппович… - Когда эти баритоны кричат ”бей разруху!” — я смеюсь. (Лицо Филиппа Филипповича перекосило…) Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации...»
Впрочем, гнев – тоже очень жёсткая и весьма опасная парадигма мышления. Поэтому давайте отстреливать плохие парадигмы мышления юмором. И можно не бить, но слегка и даже любовно похлопать себя (а не соседа!) по затылку: «Не мысли тупыми парадигмами, дорогой мой "Я"!»
Неплохой метод борьбы с парадигмами: записать их, чтобы после посмеяться с друзьями. Парадигмы лично примитивного мышления этого очень боятся, честное слово!
С президентами же всё - сложнее! Эту перспективную тему оставим на потом: когда гласность и демократия обретут реально человечные понятия. А ПОКА, ДОРОГИЕ ГРАЖДАНЕ - ТОВАРИЩИ, БЕЗ УСТАЛИ ОТЛАВЛИВАЙТЕ ГЛОКИХ КУЗДР СВОЕГО СОБСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ!
Свидетельство о публикации №119102808283