Гертруда. 022018

Зимой 2018 года в моём любимом Малом Драматическом Театре Льва Додина прошли премьеры «Гамлета», хотя логичнее было бы назвать этот спектакль «Гертруда». Сюжет был модернизирован, как мне кажется, специально, чтобы усилить возможности раскрытия таланта бесподобной, великолепной Ксении Рапопорт. Гертруда, королева Дании, убивает мужа-короля, чтобы немножко пожить для себя. Безвольный Клавдий для этого подходит. Быть королевой – это работа, нудный ежедневный труд, и убиенный муж настоятельно принуждал к нему королеву. «Надоело! Хочу жить легко и красиво». Вот такой выбор, такое «быть», обернувшееся «не быть». А что Гамлет (Данила Козловский)?! Не слишком умный, а в конце спектакля просто сумасшедший принц влюблён в свою прекрасную мать и, чтобы доказать себе, что он чего-то стоит, убивает остальных.

Для всех персонажей спектакля «быть» имеет отношение исключительно к реализации изысканных форм потребления и внутреннему ощущению собственной значительности и свободы и никак не связано с каким-либо делом, предполагающим некоторую созидательную цель.

В канонической версии трагедии, хотя бы Клавдий, действительно желает что-то делать, а именно управлять государством, совершает братоубийство и несмотря на покаянные муки готов убивать и дальше, чтобы удержать власть в своих руках. Гамлет канонической версии – прекрасно образованный, ироничный, умный, дерзкий молодой человек, пустота жизни которого декорируется впечатляющей философской риторикой. В постановках Гамлет представлялся обычно романтическим персонажем, борцом за всё хорошее против всего плохого. Но изображение мира как арены сражений тираноборцев с тиранами, пропитавшее массовую культуру картонными стереотипами, кажется, уже давно исчерпало свои возможности стимулирования мыслительной деятельности.

Тотальная деромантизация представления шекспировских персонажей, предпринятая Львом Додиным в постановке «Гамлета», ярко демонстрирует диагноз культурного тупика неоромантизма и с этой точки зрения живительна для мышления. По улицам и площадям богатых городов ходят толпы молодых и не очень людей, у которых нет иных целей в жизни, кроме самовыражения и разрушения. Их становление и бытие проходит в среде жёстких иерархий потребительских приоритетов. Пустота жизни без дела декорируется убогой риторикой псевдолиберального толка. Спектакль Льва Додина «Гамлет» и современен, и своевременен. Диагноз поставлен. Что делать, как всегда неясно. Давайте подумаем.


Рецензии