Гертруда. 022018
Для всех персонажей спектакля «быть» имеет отношение исключительно к реализации изысканных форм потребления и внутреннему ощущению собственной значительности и свободы и никак не связано с каким-либо делом, предполагающим некоторую созидательную цель.
В канонической версии трагедии, хотя бы Клавдий, действительно желает что-то делать, а именно управлять государством, совершает братоубийство и несмотря на покаянные муки готов убивать и дальше, чтобы удержать власть в своих руках. Гамлет канонической версии – прекрасно образованный, ироничный, умный, дерзкий молодой человек, пустота жизни которого декорируется впечатляющей философской риторикой. В постановках Гамлет представлялся обычно романтическим персонажем, борцом за всё хорошее против всего плохого. Но изображение мира как арены сражений тираноборцев с тиранами, пропитавшее массовую культуру картонными стереотипами, кажется, уже давно исчерпало свои возможности стимулирования мыслительной деятельности.
Тотальная деромантизация представления шекспировских персонажей, предпринятая Львом Додиным в постановке «Гамлета», ярко демонстрирует диагноз культурного тупика неоромантизма и с этой точки зрения живительна для мышления. По улицам и площадям богатых городов ходят толпы молодых и не очень людей, у которых нет иных целей в жизни, кроме самовыражения и разрушения. Их становление и бытие проходит в среде жёстких иерархий потребительских приоритетов. Пустота жизни без дела декорируется убогой риторикой псевдолиберального толка. Спектакль Льва Додина «Гамлет» и современен, и своевременен. Диагноз поставлен. Что делать, как всегда неясно. Давайте подумаем.
Свидетельство о публикации №119102806765