О природе красоты
Между красотой и её восприятием очень тесная диалектическая связь - её нет, когда некому воспринимать, и она больше того, что мы воспринимаем. Красота и есть выражение гармонии Вселенной - в Хаосе нет Красоты, она появляется только там, где возникает очаг кристаллизации, симметрии, упорядочения. И она множится, преломляясь и отражаясь... У меня как-то был спор с одним художником - он говорил, что в симметрии нет красоты, красота в асимметрии. Это не так, я думаю. Красота в многообразии симметрии, в наличии множества её мельчайших "очагов" и видов. Если картина - всего лишь хаос цветных пятен, то она неинтересна - и мы начинаем искать в ней "очаги" упорядоченности, ищем симметрию, пока её не находим - хотя бы локальную, и чем больше таких очагов находим, тем интереснее её разглядывать и угадывать какой-то смысл. А если не находим, то мы просто бросаем это пустое занятие. А творить красоту - это высшая радость, которую способен испытывать человек, поэтому ради этого он способен забывать себя. Это стремление есть в каждом человеке от рождения - важно только не убить его равнодушием и презрением.
Безусловно, вопрос намного сложнее - красота не сводится к одной лишь симметрии. Взять, к примеру, дерево. Каждый его листочек симметричен (и то не всегда), но в целом дерево асимметрично - внешняя среда и различные "форс мажор" вносят свои коррективы. Например, с северной стороны деревья менее ветвисты. Лёгкая асимметрия не портит впечатления - она нам понятна "на инстинктивном уровне" и даже симпатична, поскольку вносит нотку разнообразия и новизны. Нам было бы скучно искать симметрию в бесконечно повторяющемся симметричном орнаменте... Ну, нашли, а дальше что? Да и симметрия не такая уж простая вещь.
Если смотреть глубже, любое проявление асимметрии там, где её "быть не должно" - это проявление хаоса, который не желает сдаваться и пытается нарушить строгий порядок в неизбежно возникающих "очагах порядка". Если это живой организм, нарушения могут стать фатальными, несовместимыми с жизнью. Живая природа постоянно занята этой борьбой с хаосом. По сути, это борьба жизни со смертью...
Но вернёмся к нашим баранам, то бишь к теме красоты.
Красотой можно считать средоточие в материальном предмете тех черт, которые привлекают внимание визуально - "правильностью" (симметрией) формы, изысканностью расцветки и блеском. Это первый и самый важный тип красоты, доступной обладающим зрением и достаточными интеллектуальными ресурсами животным, причём на довольно ранних стадиях развития. Например - для питающихся нектаром цветов насекомых... для них, вероятно, красота обладает ещё одной важной чертой - приятным ароматом. Именно для них в процессе эволюции растения "разработали" этот замечательный проект под условным названием "прекрасный ароматный цветок". В этом уголке живой природы эволюция была обоюдной и дружественной - цветы совершенствовали свою форму, расцветку и аромат, вкупе со вкусом нектара, а питающиеся им насекомые совершенствовали свою способность распознавать эту красоту - зоркость глаз, цветовое зрение и тонкость обоняния. И достигли в этом значительных успехов!
Итак, по сути, красота есть приманка, способ привлечь внимание, приглашение к сотрудничеству и партенериату. Лозунг красоты: "Давай познакомимся!" - и это действует! Причём, нередко красота визуальная, как мы видели, дополняется и другими качествами, например, ароматом, или приятными звуками (попискиванием, стрекотанием, трелями), что ориентировано на другие рецепторы - обонятельные, слуховые и т.п. Это особенно важно, когда зрительное восприятие предмета затруднено из-за особенностей пейзажа и рельефа. Красота ещё и призыв к поиску и исследованию - обращение к древнейшему и очень полезному для выживания инстинкту. И, что не менее важно - красота "подключилась" также к древнейшему инстинкту продолжения рода, когда это перестало быть предметом усилий одного индивида и потребовало участия в процессе двух или более (как у рыб) партнёров.
Красота мира - не в уникальности, а в повторяемости его лучших произведений и их отдельных элементов, недаром в основе красоты стоят законы симметрии. Повторяемость на атомном уровне порождает такие совершенные с математической точки зрения объекты, как кристаллы - и разве не удивительно, что даже ум ребёнка признаёт это совершенство и красоту, и тянется к ней? Почему природа заложила в нас эту тягу к "правильным", формам, к яркому цвету, к блеску гладких поверхностей и граней, к повторяемости деталей? И ведь этот интерес проявляют не только люди, но даже животные, особенно высшие животные. Уважение к законам природы, порождающим с достаточной точностью похожие предметы и существа есть основа его восхождения к лучшим формам, гарантия его развития и стабильности. Это то, что противостоит силам разрушения, которые тоже "не дремлют", воплощая пресловутый диалектический закон борьбы противоположностей.
В продолжение темы:
"Притча об одуванчике" - http://stihi.ru/2020/01/30/2682
"Эстетическая эволюция" - http://proza.ru/2006/04/16-38
Свидетельство о публикации №119102703906
Рад поделиться с Вами своими достижениями.
Успехов, и здоровья Вам и Вашим родным!
Геннадий Маков 14.07.2021 13:15 Заявить о нарушении