Эссе и статьи издателя о книгах Алевтины Терпугово
(о книге Алевтины Терпуговой «Связь времён»)
Эту книгу составили статьи о литературе, главным образом, о поэзии – поэзии русской как классической, так и современной. Примечательно в ней то, что книга написана не столько литературоведом, сколько поэтом. В первую очередь поэтом – отсюда со страниц книги звучит искренний, всерьёз озабоченный состоянием поэтики русского языка сегодня авторский голос.
Название книги – «Связь времён» – напрямую утверждает мнение автора, что поэзия – не столько вид искусства, словесная игра, изящный вид философии, «езда в незнаемое», сколько незримая нить, прочно связывающая времена, поколения, пространства – и по вертикали, и по горизонтали.
«Распалась связь времён…» - говорил Шекспир. И нет, по мнению Алевтины Терпуговой, лучшего средства попытаться восстановить и удержать эту связь, чем Литература, и – в первую очередь – Поэзия.
Алевтина Терпугова – поэт, исповедующий классические формы стиха. В литературоведении такую поэзию склонны именовать «тихой». Этот термин появился в противовес поэзии «агитаторов, горланов, главарей», поэзии, собирающей стадионы, вещающей с трибун.
Я бы заменил термин «тихая» на «глубинная». В самом деле поэты «тихой лирики» (а к ним можно отнести и Тютчева, и Фета, и почти всего Есенина, и Рубцова) не «трубят во весь голос», но их речь от этого не пропадает, а напротив, ещё явственней и сильней звучит в многоречии русской поэзии.
Невольно вспоминается алтайская река Катунь (откуда , кстати, родом и Шукшин, и Рубцов). Кто хоть раз подходил к её берегам, навсегда запомнит могучий шум, с которым течёт река по алтайским равнинам. Сразу становится понятно насколько глубоко её русло и какая сила скрывается за внешне спокойным ходом её волн. Невероятный, со внутренним свечением, зелёный цвет Катуни добавляет магии в свяшеннодействие великой реки – ведь зелёный цвет – это цвет самой Жизни. именно над такою рекой стоял салтыково-щедринский градоначальник Угрюм-Бурчеев, с ужасом думая только одно: «Зачем? Не понимаю…»
С такою рекой я и сравниваю глубинную русскую поэзию. А поэт, подсевший на барабанную дробь, непременно теряет и глубину, и нюансы, и образность с дыханием вечности. Как правило, трибунная поэзия однодневна, картонна и неполнокровна. Она рассчитана на эпатаж, на эффект. То же самое можно сказать и о эквилибристике в поэзии, так усиленно насаждаемой пост-авангардом.
Истинная поэзия всегда глубока, полна несметной внутренней силы и изумительна в своей гармонии формы и содержания.
В любой момент есенинская «тихая» лирика может взорваться монологом Хлопуши, а рубцовская – взлететь пронзительным по высоте аккордом: «Выходите смотреть на высоких своих…»!
Вот о такой лирике и написана книга «Связь времён». В ней рассматривается творчество и Пушкина, и поэтов «Серебряного века», и поэтический бум шестидесятников 20 века, и наши дни…
И всех их связует глубинный ток русской поэзии.
Олег Павлов, секретарь Союза писателей России.
Послесловие к сборнику Алевтины Терпуговой
«Вечный Август»
От редактора
Поцелованный Богом сочинитель — ещё не поэт. Он легко владеет игрой слов, рифмами, свободен и не косноязычен в ритме, но его сочинения — еще не Поэзия.
Чтобы стать поэтом, он должен (да, должен!) познать Любовь и Ненависть, Радость и Печаль, обрести и утратить, научиться не только смотреть, но и видеть. У Алевтины Терпуговой за плечами — немалый срок жизни, в которой было и есть всё вышеперечисленное, а уж божий поцелуй так и светится в её истинно поэтических строчках:
Лесной ручей, дыханье ветра,/ грачиный зов
раскроют мне свои приметы / и тайны слов.
Автор — тончайший лирик, но порой берется за перо поэта- борца, когда дело касается чести Родины, защиты русского языка, памяти о славе Отечества:
Мы, наследники русских гениев, -
Самобытны. На том стоим.
Слово Пушкина и Есенина
От «провайдеров» защитим!
В небольшом, казалось бы, сборнике Алевтина Терпугова представила всю палитру своих поэтических красок, подарив нам, читателям, немало счастливых минут общения со своим творчеством.
Олег Ник Павлов, член Союза писателей России
;
Послесловие к сборнику Алевтины Терпуговой
«Озарённое слово»
От издателя
Озарённое — то есть освещённое зоревым светом, лучами восходящего или закатывающегося солнца. Кто хоть раз приобщился к этому священнодейству Светила, навсегда запомнит эти мгновения как сакральные в своей жизни.
Но слово “озарение”, помимо природного явления, имеет и второе значение: внезапная догадка, открытие, совершенное то ли с помощью интуиции, то ли чьей-то мысли, в данном случае - подсказки другого автора.
В этот сборник Алевтина Терпугова, сама вполне сложившийся и самобытный поэт, включила стихи, в той или иной мере явившиеся как отклики на строки многих поэтов, хороших и разных... Их творчество присутствует тут в виде цитат, взято в эпиграфы...
И это не зависимость, не слепое заимствование тем, это свой, личностный “терпуговский“ вклад в переплетение поэтических миров. Такое действо является своеобразной литературной мини-антологией, перекрестьем взаимных поэтических ’’озарений”.
Читатель! Сегодня в Ваших руках именно такая книга, озаряемая ликами других поэтов и достойно озаряющая их лики в ответ. Сядьте в кресло, откройте книгу...
Ярко-розовая заря
обещает роскошный вечер...
Олег Ник Павлов
;
Свидетельство о публикации №119102404253