автор Розе Штайнмарк Сказочница Надежда Рунде
Надя пишет лирику, образную, яркую: «…я водой ушла под лед, я седой ушла в метели…», философскую, мудрую: «…Время не враг, не обманщик, не плут…», личную, свидетельствующую о глубоких раздумьях и переживаниях: «…Пусть не всем судьба моя понятна, выверять не стану я шаги…» и строгую, неприемлющую: «…Ужасны разные виды кражи, Кражи со взломом и кражи на пляже, Страшнее, когда крадут без сомненья, Самые светлые в жизни мгновенья».
А еще Надежда Рунде пишет сказки, вымышленные истории, хранящие в себе чудо. Чудо, способное восхитить не только ребенка, но и взрослого, вполне сложившегося человека, не верящего ни в какие чудеса. Ее вымышленные истории-сказки не выливаются в воспитательный процесс, не определяют четкие границы между Злом и Добром, не поучают, как надо и не надо поступать. И вообще они совсем не об этом. Это новый вид современной сказки, очень похожей на быль и все же не совсем быль. Быль состоит в том, что ее герои-дети сами выстраивают свои истории – им, детям, еще неведомо понятие Зла и Добра, они еще не знают, как надо поступать в той или иной ситуации. Они мыслят по иному, поступают по иному и познают мир тоже по иному, совсем не так, как мы, взрослые, себе это представляем. Читая истории-сказки Надежды Рунде, представляешь себе, что она их вовсе не писала, не придумывала, а записала их со слов очевидцев-детей, с которыми и происходили эти истории.
Новая сказка «Варюшкины варежки» как бы еще раз подтверждает эту версию. Сказка (как и все ее предыдущие) вышла на днях в издательстве BMV Verlag Robert Burau в виде небольшой книжицы, изданной с большой любовью к своему делу издателем Робертом Бурау, иллюстрированной яркими лубочными картинками издавна сотрудничающей с Надеждой художницы Любы Ереминой.
Книжица повествует о приключениях девочки по имени Варюшка, которую настолько поразила однажды оброненная бабушкой фраза «Ой, ниточка поползла…», что в ее воображении мгновенно родились самые что ни есть сказочные образы. С тщательностью психолога автор исследует метаморфозу превращения обыкновенной цветной ниточки из бабушкиного клубка шерсти в яркую живую гусеницу.
Метаморфозу превращений реальности в нереальность, родившейся в голове малышки и открывающей ей новый, неизведанный мир: «…пушистые гусенички, ползающие летом по траве, и есть такие ниточки…». И с этого мгновения начинается для Варюшки новое восприятие окружающего мира. Ей представляется, что ее варежки, аккуратно уложенные бабушкой на полочке в шкафу, вдруг ожили, засуетились, затосковали и завозмущались: «…Не желали варежки жить в шкафу все лето, а желали варежки васильков и света». И что происходит? Начинается захватывающая история, в которой варежки вдруг оживают и занимаются бурной деятельностью: « Завертелась канитель, нитки скачут из петель, держит их петля до дрожи, натиск выдержать не может».
Высвободившись из своего плена, ниточки расползаются по кустикам и цветочкам и вместе с Варюшкой, открывающей для себя неизведанные миры, резвятся на цветистом лугу: «Расползаются кругом ниточки-пушистики, на кустах и на траве шевелятся листики…».
Семь глав книжицы рассказывают маленьким читателям о приключениях Варюшки и гусеничек на солнечном лугу, усеянном яркими васильками, у запорошенной снегом калитки родного дома, где добродушно улыбается им мудрый дед-снеговик. Нарезвившись-нагулявшись, подружки Варюшка и ниточки-гусенички, довольнехонькие собой, решают, что наступило время возвращаться : «…Поползли они домой и в клубок залезли: Хорошо лежать зимой с Муркой в теплом кресле».
Читаешь и приходишь к выводу, что сюжет истории, случившейся с маленькой Варей и трепетно переложенной на бумагу Надеждой Рунде, вовсе и не вымысел, а очень даже настоящая история. Лишь одна из тех, которыми с нами, взрослыми, очень часто делятся малыши, правда, если мы умеем их слушать. Надежда – одна из редких слушательниц, умеющая на полном серьезе воспринимать даже самые-самые невероятные истории. Она слушает их и пересказывает в стихах – удивительно легко и восторженно, не заботясь о точности рифмы и не наполняя текст вычурными и извилистыми выражениями, одним словом – не мудрствуя.
Этого строгого правила, похоже, придерживается и художница Любовь Еремина. Еще с обложки улыбается читателю маленькая девочка. Судя по названию книжки «Варюшкины варюжки», мы понимаем, что это именно она – Варюшка, в последнем портретном варианте. С букетиком ярких васильков, жеманно, по-взрослому демонстрируя свое нарядное платьице, она как бы приглашает нас открыть первую страничку, с которой и начинается ее невероятная история, похожая на сказку. Но вовсе не придуманную. Расползаются ниточки-гусенички по страничкам, разлетаются разноцветные птички, вытягивают свои головки-бутончики яркие цветочки, внимая рассуждениям Варюшки. В рисунках художницы отсутствует налет пародийности, с которым мы зачастую сталкиваемся в детской литературе, она четко и точно иллюстрирует написанное, как бы фотографируя моменты происходящего. В том, что она сама тоже верит в реальность волшебной детской истории, не приходится сомневаться: слишком серьезны глаза у персонажей, прямо настоящие какие-то – удивленные, насмешливые, с хитринкой, любопытные и добрые. Как будто Люба скопировала их в свой альбом, подглядывая за ватагой малышей на детской площадке…
Когда Надя Рунде сама рассказала свою первую сказку? Сочинила ли она ее еще в Варюшкином возрасте, не задумываясь над тем, что придет время и она напишет много волшебных историй для маленьких, историй, которые ей расскажут все знакомые и незнакомые маленькие девочки и мальчики.
А другие девочки и мальчики, прочитав их, убедятся в том, что настоящая жизнь и есть сказка – цветная, незыбываемая и мудрая…
Свидетельство о публикации №119102204040