Фотография и эстетика восприятия

Красивое (цельное, соразмерное) и необычное издавна привлекало внимание человека, вызывая подсознательное стремление к повторному восприятию. И сегодня, увидев приятный городской или природный пейзаж, грациозное животное и т.д. большинство людей готовы еще не раз вернуться к их созерцанию. В этом, по всей вероятности, состоит притягательная сила красоты. Подобному стремлению, как нельзя лучше, отвечают возможности художественной фотографии. Учитывая это, профессиональные фотографы и современные фотобанки готовы предложить широкий выбор изображений любой сюжетной направленности.

Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Википедия

Однако, является ли стремление к воспроизведению внешних форм сутью задачи художественной фотографии? Иными словами, тождественна ли художественная задача фотоискусства – стремлению к подражанию окружающей действительности (античн. мимесис)? Поставленный подобным образом вопрос не ставит под сомнение ценность подражания (которая для фотографии подразумевается сама по себе). Он обращен к цели (или идее) создания снимка. Можно переформулировать вопрос несколько иным образом: всякое ли удачное (с точки зрения техники профессиональной художественной фотографии) изображение может быть отнесено к произведению фотоискусства (с точки зрения эстетики)?

Затронутый вопрос, возможно, не так важен для рядового зрителя. Ведь, в большинстве своем, люди тянутся к чему-либо на подсознательном уровне. Снимок, как и произведение живописи, может нравиться (или не нравиться) безо всяких на то причин. Но для творческого человека вопросы культуры и эстетики никогда не утратят своей значимости, ибо они идентифицируют личность автора, его мировоззрение, отражают его эмоции и их преломление в видении окружающей среды. Это – главные мотивационные факторы творческого процесса.

Посредством изобразительных средств художественной фотографии (как и любого другого вида искусства) можно сформировать свое послание и донести его до зрителя. В этой связи, создание эстетически привлекательного изображения становится лишь частью решаемой задачи. Говоря о столь тонких материях можно, для наглядности, уподобить элементы изображения графическому языку. В данном случае речь идет о содержательной стороне графического послания (которое, наряду с этим, может иметь и изящное оформление).

Таковы, в общих чертах, связи художественной фотографии и эстетики восприятия. Завершая краткий обзор можно вспомнить известное выражение А.Энштейна:

«Искусство есть выражение самых глубоких мыслей самым простым способом»

17.11.2013


Рецензии