По конкурсу Стихи к эпиграфу Окуджавы

http://www.stihi.ru/2019/09/18/1736 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/10/20/2670 - Итоги конкурса

В конкурсе приняло участие всего 40 произведений, что меня крайне удивило: стихи о любви - это самая распространенная тема на страницах наших авторов, особенно молодых, но последние, к сожалению, проявляют мало интереса к нашей Мастерской, видимо, считая себя настолько талантливыми и самобытными, что любая шлифовка их мастерства будет для них лишней.. А то и  настроение испортит!    ))

Прежде, чем разбирать лучшие стихи участников, определимся с конкурсным заданием.  Заданный жанр - любовная лирика. Вот и первый повод задуматься об особенностях написания стихов данного жанра, о специфике поэтического языка и требованиях к исполнению стихов. Нужный теоретический материал в ТМА уже есть - http://www.stihi.ru/2012/06/17/7918, есть и отдельный сборник "Конкурсы любовной лирики" с разборами уже прошедших конкурсов.

Но одним только жанром конкурсное задание не исчерпывается. Нужно было написать стихи к эпиграфу - ко вполне конкретному эпиграфу, цитате  из стихов Булата Окуджавы:

"Но знаешь, хоть Бога к себе призови,
разве можно понять что-нибудь в любви?"

Кто знает и любит поэзию Булата Шалвовича, тот не станет сомневаться в том, что речь в конкурсных стихах должна была идти не просто о любых странных или сложных  взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, а о тех, где действительно присутствует любовь. Не похоть, не привычка, не долг и не мимолетная страсть, а то необъяснимое и редкое, что называется любовью. И это должно чувствоваться в стихах, угадываться в них. Никакой остроумный треп на тему взаимоотношений двух людей и никакие теоретические рассуждения, о том, что в любви правильно, а что нет, никакие панегирики к юбилею супруги или супруга, как бы здорово они ни были написаны, в этом конкурсе "не прокатят". Не то задание! По крайней мере, именно такого подхода к выбору стихов я ожидала от своей судейской команды, а уж что получилось, то получилось.

Как обычно, опубликую ниже те стихи, которые показались мне наиболее интересными для разбора в статье, пусть даже они и не во всем совершенны и имеют отдельные недочеты. Пусть даже не все они подлежат номинации или не совсем подходят для нее, но все же мне хочется их обсудить.


7. ОСЕННЕЙ НОЧЬЮ. ФИЛИ-ГРАНЬ

…Сад запретных снов, и снова под сенью я
той любви, что потерялась вдали…
Покачай мою печаль, ночь осенняя,
хоть одну звезду-свечу запали!

Пьют электрики, волшебники в отпуске –
и фонарь ослеп, и в сердце ни зги…
Где друзья мои далёкие? Вот бы с кем
разомкнуть-разжать на горле тиски!..
…Да завыть бы в голос, будто по мёртвому!
Если жизни нет – как будешь живой?..
Долгой памяти суму перемётную
отряхну – и вспять, за счастьем, домой…

Наш фонтан… Он был моложе и радостней –
то ли брал пример с шампанского брызг?
Осень тоже хорохорилась – рядом с ней
ты да я брели, влюблённые вдрызг.
А теперь вода другая… Не странно ли –
солона… Но сколько ж пролито слёз!..
…Временами пренебречь и пространствами
ради слов: «Тебя мне ангел принёс…»

Посмотри: я здесь! Я здесь, горемычная…
Почему не вышло счастье у нас?
К тайнам глупо подступаться с отмычкою…
Я молилась, только бог вот не спас.
Или ты был богом? Ты же и бедами –
одиночеством глухим – наказал?
…Я и в зале ожиданья не ведаю –
для двоих ли он, в былое вокзал?

За окном и на душе – тьма кромешная,
в не твоём окне огонь не огонь…
Загадала б на удачу, конечно, я,
да нейдёт звезда – беззвёздно! – в ладонь.

Может, вытянула карту пико'вую?
Кто ли завистью скрутил змеевой?
…Покачай в ладонях, ночь, непутёвую,
не нашедшую пути своего…

Сначала меня мучили сомнения в ритмике - ударный слог не зафиксирован, меняет свое положение на одноименных строчках строфы, и я не сразу уловила мелодию стихотворения:
0010 1010 0100
0010 0010 01
0010 1010 0100
0010 1010 01
но подкупала энергетика стихов - страстная, искренняя, изложение темы богатым и правильным языком. Потом я поняла - это стихи-монолог, где как раз и не нужна  выверенная певучесть строф: в эпистолярном жанре интонация всегда подвижна - стихи передают естественность живой речи, рассказа человека о себе. Много ярких фраз: "Да завыть бы в голос, будто по мёртвому! Если жизни нет – как будешь живой?" Или: "Временами пренебречь и пространствами ради слов: «Тебя мне ангел принёс…»".  Или: "За окном и на душе – тьма кромешная, в не твоём окне огонь не огонь…".  На мой взгляд, это одни из лучших стихов в пакете принятых произведений.

9. АБСУРД. АЛЕКСАНДР НОСАЧЕВ

Закроете глаза и с придыханьем «вечность»
Твердите, – и вокруг мистический туман.
Я ж человек земной и, накатив грамм двести,
Весёлый и хмельной, устрою балаган.

Для Вас велик Камю с теорией абсурда,
Стишки, в чём жизни смысл, черкаете в альбом.
А я, коль разозлюсь, со звоном бью посуду, –
На шесть персон сервиз, – абсурд, а Вам слабо;!

О грациях Дега (меня шлифуя как бы)
Толкуете: какой и где ультрамарин.
А мне – подол задрать простой ядрёной бабе.
Балдею от нагой звезды Анна;-Мари.

Но если вдруг прижмёт, в душе завоет вьюга,
Не помогает плач, – хоть в прорубь, хоть в петлю, –
Прихо;дите ко мне, единственному другу,
Паяцу, наглецу, – но всё же Вас люблю…

На первый взгляд, какая же это лирика? Язык грубоватый, мужской: "... накатив грамм двести, весёлый и хмельной, устрою балаган", "А мне – подол задрать простой ядрёной бабе"  И, все таки, это несомненно - про любовь, что убедительно доказывает нам вся последняя строфа. И эти стихи как нельзя точно подходят к эпиграфу Окуджавы.

10. И ЛИШЬ ВО СНАХ В РОДНЫХ ОБЪЯТЬЯХ... ВИТА ОСЕННЯЯ

А утром, улыбнувшись мило,
Исчез беспечно навсегда,
И стала жизнь её постылой –
Ни роза и ни лебеда.

По вечерам глядит в окошко,
В подъезде чудятся шаги,
Кладёт на стол вторую ложку
И шепчет – Боже, помоги...

Не дело Бога класть заплатки
На дыры порванной любви,
И с беса тоже взятки гладки –
Не вечен тела жар, увы...

Самой соткать любовный полог –
Нет веры, мудрости и сил.
Далече тот, кто был ей дорог,
Кто рядом крутится – не мил.

И лишь во снах в родных объятьях
Под звёздный благостный мотив
В туманном подвенечном платье
Плывет по Млечному пути.

Удивительно точно передана конкретная история любви, настроение и переживания персонажа. У нас нет ни малейшего сомнения, что это - про любовь, и не важно, что язык стихов без особых изысков формы или украшательства, именно этой простотой подачи они и запоминаются. "Самой соткать любовный полог –нет веры, мудрости и сил". Или: "И стала жизнь её постылой – ни роза и ни лебеда". Отлично! Очень часто именно простота изложения волнует нас больше, чем многословие и череда изысканных сравнений...

12. С ВОКЗАЛА ПОЗВОНИЛ. НАЗНАЧИЛ ВСТРЕЧУ... ОЛЬГА КОРОЛЕВА 
 
С вокзала позвонил. Назначил встречу.
Как в детстве – прихожу к тебе домой.
На стул сажусь знакомый, и беспечно
Болтаю. И альбом листаю твой.
 
Пусть бабочка души порхает в шторах,
Садится на пурпурный цикламен...
Кладешь передо мной рисунков ворох,
Стараясь не задеть моих колен.

Поймай меня, ведь бережнее руки
Не могут быть на свете – ни одни.
Их видеть и не тронуть – это муки.
Я выросла в их холоде, пойми...

Еще одна пронзительная история не случившейся взаимности в любви, которой веришь, которая почти каждому напоминает нечто подобное - пережитое лично. Стихи, написанные без не нужных здесь изысков, но зато прекрасным языком интеллигентного человека, погружают нас в историю, которую рассказывает персонаж.  И - сильнейшая фраза в концовке:  "Я выросла в их холоде, пойми..."

16.  ПОВОДОК. АЛЕКСАНДР БЕЛИЦКИЙ

Я вёл свою любовь на поводке…
Она воздушно и восторженно шагала.
А поводок держал накоротке,
Чтоб вдруг  однажды от меня не убежала.

Один лишь раз ослабил поводок –
Рванула так, что пятки засверкали!
И отыскать потом уже не смог…
А вы её случайно не встречали?

Подробно всё о ней вам расскажу
И назову особые приметы,
Могу в придачу указать маршрут,
Которым мы гуляли этим летом.

Она робка, наивна, но горда,
Прощать предательство и подлость не готова,
Её обидеть можно навсегда
Всего одним неосторожным словом.

Ну что ещё я помню из примет?
Сравнить бы мог с весенними цветами…
И, кажется, в ней недостатков нет.
Нет, есть один – не дружит с поводками!

С точки зрения техники написания - не шедевр: повторы слов, стиль рассказа ("Подробно всё о ней вам расскажу"), почти полное отсутствие поэтических образов, за исключением главного - олицетворения любви, которая имеет "поводок". Вокруг этого образа и строится сюжет. Мало похоже на любовную лирику. Но мне нравится  эта форма, форма рассказа, почти притчи, с главной мыслью в концовке - "любовь не дружит с поводками". Интересная работа.

19. ЭТО ПРО ЛЮБОВЬ. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА 

Любовь пришла - издалека,
Сквозь все преграды и века,
Внезапно сделав невозможное - возможным.
Как сон, волшебна и легка,
Котёнком серым на руках
Прильнула к сердцу мягко так
                и осторожно...

Знать, у любви - бесовский нрав :
Она рождалась в тех мирах,
Где душам век гореть в кострах,
                но не согреться -
И превращалась нежность в страх,
Надежды разбивались в прах,
Мышонком в острых коготках
                металось сердце.

Всё было! - только не сбылось :
Растаял в небе хрупкий мост,
Обрывки радуги унёс
                осенний ветер.
Но больше нет причин для слёз
В краю, где властвует мороз,
Где кроме месяца и звёзд -
                ничто не светит,

Где станет жизнь, коль повезёт,
Свободной от пустых хлопот
И - как холодный небосвод -
                хрустально-чистой.

Уходит прочь безумный год.
Уходит в осень серый кот,
Как по дорожке лунной вброд,
                по жёлтым листьям.

Совсем другие по стилю написания стихи, если сравнивать их с предыдущими. Здесь не разглядеть личную историю - персонаж размышляет о любви, о том какая она: "Котёнком серым на руках прильнула к сердцу мягко так и осторожно", откуда она пришла: " рождалась в тех мирах, где душам век гореть в кострах, но не согреться", о том, как она проявилась в жизни: "Надежды разбивались в прах, мышонком в острых коготках металось сердце. Всё было! - только не сбылось..." А в концовке мы не обнаруживаем повода для уныния: "станет жизнь, коль повезёт, свободной от пустых хлопот.... Уходит прочь безумный год". Стихи красивые, мелодичные, с богатым поэтическим языком, но они кажутся немного отстраненными от реальной истории, здесь много профессионализма, но нет такой открытости души, как в тех, что выше.

22. СОМНЕНЬЕ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД

Очень трудно мне, очень трудно:
вот ты рядом со мной, но где ты?
знаю всё о тебе, но кто ты?
быть с тобой хочу, но зачем?
ну, а в мире совсем безлюдно,
и никто мне не даст совета,
не согреет теплом, заботой
холод длинных моих ночей...

Говори, говори со мною
и руками меня касайся,
я уже не прошу - губами,
только б чувствовать, что не сплю,
только б знать, что чего-то стою,
и счастливым себе казаться,
только б спрятать подальше память
и впервые понять: люблю…

Очень сложная - рубленая ритмика, то ли написанная под песню, то ли рожденная в результате напевания возникшей в уме мелодии. Эта мелодия отражает состояние персонажа и передает его настроение: "Очень трудно мне, очень трудно", "в мире совсем безлюдно, и никто мне не даст совета", "только б знать, что чего-то стою, и счастливым себе казаться". О любви ли эти стихи? Мне кажется, сам автор еще не знает, любовь ли это - "только б спрятать подальше память и впервые понять: люблю" или это все-таки  саможаление и самокопание - "никто не согреет теплом, заботой...". Интересная работа.

24. ДОЛГИЙ РАЗГОВОР. ИРИНА САЯПИНА 2 

Как долго длился разговор...
Уже ненужный, липкий, снежный.
Ты был внимательный и нежный,
А я несла какой-то вздор.
Прохладных фраз /ни нет, ни да/
Порхали хрупкие снежинки.
Мы разошлись, как две тропинки.
Еще не веря в навсегда...

Разговор между персонажами был долгий и болезненный, а передан он очень короткими стихами, где все нужное сказано, и уже нет необходимости что-то разъяснять или описывать. "Ты был внимательный и нежный, а я несла какой-то вздор" и "Мы разошлись, как две тропинки". И еще мне понравились удачно подобранные эпитеты к "разговору" -"уже ненужный, липкий, снежный..."

25. АВЕРС... РЕВЕРС...ТВОЙ ГРЕЙ

"Всё проходит – и это пройдёт" – на излом, на разрыв.
Не смотри с укоризной и так не печалься, не надо.
Лепестковое счастье ромашковой светлой поры
В изумрудах травы золотым затерялось дукатом.

Позвоню.. не ответишь – так, стало быть, мне поделом.
Помнишь, в нашей игре с той монетой и множеством версий?
Я на реверсе буду парить одиноким орлом,
Ты – сиять королевой на солнечном диске – аверсе.

Только нам не дано было сразу понять, вот беда,
Что окажемся с разных сторон, хоть и рядом, так близко...
Самый главный вопрос ты поставишь ребром, и тогда
Я пришлю целый ворох ромашек с любовной запиской.

Еще один стиль  письма стихов о любви (идентичный стилю №19 Елены Заостровцевой) - закрытые, профессионально исполненные стихи о любви - очень красивые, тщательно проработанные, написанные изящным слогом, но вряд ли передающие все, что реально переживает персонаж стихов. Вроде бы полного  счастья у героев стихов не случилось, они оказались "с разных сторон, хоть и рядом, так близко..." и даже уже "...позвоню.. не ответишь", но как спокойно реагирует на это ЛГ? "...так, стало быть, мне поделом". Здесь главное не то, что герои стихов расстались, а то что "нам не дано было сразу понять, вот беда, что окажемся с разных сторон...". ЛГ  вовсе  не отчаивается: "Самый главный вопрос ТЫ ПОСТАВИШЬ ребром, И ТОГДА Я ПРИШЛЮ целый ворох ромашек с любовной запиской". Персонаж уподобляет  любовь игре  -"помнишь, в нашей игре с той монетой и множеством версий?" Ход с монетой - двумя ее сторонами, как модель отношений - очень интересная находка, но про любовь ли здесь, вернее, про ту ли любовь, что в эпиграфе Окуджавы - я не уверена.

26. ИНЬ ЯНЬ... РУСАКОВ ГРИГОРИЙ 

Говорят, что мы - не разлей вода,   
Как иголка с ниткой, всё время вместе,
Если я - куда-то и ты - туда...
Словно птицы певчие в поднебесье.

Дорогая, слышишь? Ты только глянь -
Это мы с тобою, до самой тризны.
Мы нашли друг друга, как инь и янь -
Единицу в сложной системе жизней.

Это нам Всевышний подкинул шанс,
Это нам не страшен не зной не холод,
Это мы сложили с тобой пасьянс
На колоду бросив последний доллар.

Это нам в лохмотья Амур сердца
Расстрелял намеренно и беспечно.
Это мы сорвали в саду Творца,
Убегая, яблок и скрылись в вечность...

Очень позитивные стихи о счастливой любви со стажем. Возможно, стихи правдивы, возможно - написаны к дате в качестве подарка супруге. В любом случае это  добротная и очень светлая рифмовка очень добрых и правильных мыслей. Соответствуют ли они эпиграфу? Нет, конечно. У Окуджавы тоже про любовь, но про любовь трудную, внешне выглядящую совсем не похоже на типичное представление о ней. Поэзия ли это? Срифмовано хорошо, но изложено языком прозы. И лексика здесь  разговорная, житейская: "глянь", "пасьянс" и "колода", на которую "бросают" деньги, "не разлей вода", и рифма "холод-доллар" рядом с "тризной" (языческим ритуалом) и языческим же Амуром, и тут же - "Всевышний" и "Творец". Это плохо? Смотря для чего. Для стихов домашнего употребления, стихов позитивных и "теплых" - это нормально. Для конкурсной поэзии не совсем годится. Впрочем, опять же, смотря какой конкурс...

27. ОСЕННИЕ ПЛАКУШКИ. ЛИДИЯ КОВАЛЕВСКАЯ 

А мне теперь отречься от любви
совсем легко,
доверившись неверью...

Глядит в окошко месяц - визави,
осенний ветер мается за дверью...

Скучаю? Нет! Хотя, увы-увы...
Тоску наводят голые деревья,
к тому же,
стали часто сниться Вы, -
не мастер жизни,
просто подмастерье...

И мне теперь отречься от любви
совсем легко, -
задёрнувши портьеры,
плеснуть в бокал дурмана о-де-ви,
и врать себе,
и плакаться без меры...

К эпиграфу эти стихи точно подходят.  "Скучаю? Нет. Скучаю? Нет! Хотя, увы-увы...
Тоску наводят голые деревья, к тому же, стали часто сниться Вы".  Как много мы узнаем из этой, на первый взгляд, случайной фразы! И в целом это очень неплохие поэтические строки. "И мне теперь отречься от любви совсем легко, задёрнувши портьеры.... и врать себе, и плакаться без меры".

28. БЕССОННИЦА. ПОЛОНИНА ИРИНА

Расстались и сожгли пути назад,
Возможно, став мудрей и в чувствах строже.
Но разве запретишь порой глазам
Искать тебя в толпе среди прохожих?
И памяти не скажешь: – Замолчи!
Когда она плетёт, не уставая,
Полночный невод и кровоточит,
Поскольку до сих пор ещё живая.

И, как старик-рыбак, наверняка,
Готова предложить улов за грошик,
А в нём, похоже, каждая строка
Из слов, что не досказаны – рыбёшек,
Не выросших мальков... Не уловить
Под плавниками боль и напряженье,
И режет их бессонничная нить
До бездыханья, до изнеможенья,

До... – не произнести! – н е б ы т и я,
И полнит невод горечью и болью.
Но всякий раз, обнявшись, "Ты" и "Я"
Садятся рядом ночью к изголовью
И, улыбаясь всем вчерашним "нет",
Становятся опять всего дороже...
Пускай живут, храня в себе секрет,
Что тот, кто любит, потерять не может.

Стихи, написанные профессионалом - поэтической речью, правильным литературным языком, с хорошо сформированными по рифмам, по мелодии и по структуре катренами, классическим пятистопным ямбом. И образы есть (не одна только информация), передающие настроение. И эпиграфу соответствует - любовь не была простой и никуда не делась: "И, как старик-рыбак, наверняка, /Готова предложить улов за грошик/А в нём, похоже, каждая строка/Из слов, что не досказаны – рыбёшек,/Не выросших мальков...". Обратите внимание, что автор не объясняет нам, что он чувствует и отчего страдает или не страдает, он передает это образами - точным и многослойным языком поэзии.

32. ЛЮБОВЬ. ЛОРА КАТАЕВА

Водопадом любовь за шиворот
С остановкой дыханья полною,
Приворот-отворот да выворот,
Лунный свет, из огня - да в полымя.
Со слезами и мукой ревности,
От которой завыть так хочется,
С пылом страсти и силой нежности
В этот омут вновь тянет броситься.
Пусть бессилие от отчаянья,
Принимаю тебя, буду петь и пить!
Лучше муки твои и страдания,
Чем порожнею без тебя прожить.

Здесь тоже и про любовь, и по эпиграфу, но чуть менее профессионально - автор напрямую нас информирует, что именно он чувствует и почему. Это ближе к языку прозы, к языку рассказа, хотя много энергии чувств и есть тропы, есть интересная игра звучания "Приворот-отворот да выворот, лунный свет, из огня - да в полымя".  Образы яркие, хотя и вполне знакомые, ожидаемые ("броситься в омут", "бессилие от отчаянья", "пыл страсти", "водопадом любовь") Последний образ - самый лучший, он, мне кажется, наиболее интересный из всех использованных.

34. ОСТАНОВИСЬ И УЛЫБНИСЬ ПРИ ВСТРЕЧЕ...ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС

Остановись и улыбнись при встрече,
пусть время нас не тронет в этот час:
ему несложно – мир, сказали, вечен.
Мы от него отнимем только часть.
Ты спросишь: «Я не очень изменилась?
Подруги шепчут – сильно, мол, сдала…»
А я отвечу: «Ты мне ночью снилась.
И наяву стройна ты и мила.
Мы, помнишь, танцевали хабанеру?»
«Да, помню. Это было так давно…»
«Нас звали Ихтиандр и Гуттиэре,
хоть плавал я топориком на дно».
Ты прикоснёшься бережно и спросишь:
«Слыхала я, ты снова одинок?»
А я скажу, что помню твои косы,
и как из лилий плёл тебе венок.   
«Да, на Купала, ты ответишь, – ночью».
И время снова сдвинется тогда.
Ты руку отведёшь и, между прочим,
заметишь, мол, не красят нас года.
Я изумлюсь: откуда перемена?
Что на тебя находит каждый раз?
Шепнёшь ты: «Время в паутину плена
поймало и не отпускает нас…»      

Добротная лирика о любви, которая живет в воспоминаниях, сами стихи как пересказ того, что живо в памяти. Здесь нет никакого парадокса, никакой странности, о которой нам говорит эпиграф Окуджавы, и даже нет уверенности, что жива именно любовь, а не память о первых чувствах, которые время "в паутину плена поймало и не отпускает". Стихи написаны с использованием прямой речи - пересказа диалога персонажей (выбрана трудная композиция!), но автор справился с задачей блестяще -  довольно коротким стихотворением рассказано очень много.

38. КАМА СУТРА. ЛЮБОВЬ СВЕТОЗАРОВА

За окном нахмуренное утро.
Дождь. У муравьишек наводнение...
Крепкий чай с названьем "Kama sutra",
Утоли печаль мою осеннюю...
Туча распушила хвост мохнатый,
Хлюпает уныло сизым носом.
В этот час у своего окна ты
Мнёшь в задУмчивОсти папиросу.

Одиноко, безысходно, тяжко,
Но светлеет небо, и я верю,
Муравейник-девятиэтажка
Ахнет удивлённо старой дверью,
И, перемахнув десятилетия
Встреч, разлук и лестничных пролётов,
Мой родной, мой первый и последний,
Обнимая, мне прошепчет что-то.

Шёпот, завитком волос играя,
Веял наслаждением Эдема,
И дверной проём вратами рая
Воссиял, и я забыла, где мы.
Вечность ли с момента сотворения
Или краткий миг – сама не знаю.
Ем из райских яблочек варенье,
Чаем "Kama sutra" запиваю.

История любви, рассказана нам языком поэзии: автор рисует картинку, а не сообщает факты, мы погружаемся в нее и даже не до конца понимаем, что происходит на самом деле, а что - только в воображении персонажа. Это достигается интересной сменой глагольных времен. Во второй строфе - будущее время (ахнет, прошепчет, и небольшая подсказка "я верю"), а в третьей идет переход на прошедшее завершенное ("воссиял и я забыла где мы"), которое тут же сменяется становится настоящим длящимся - (ем, запиваю). Интересно написано! Нравится и остроумный подтекст фразы в концовке "Ем из райских яблочек варенье, чаем "Kama sutra" запиваю". Из мелких недочетов только слабенькая рифма "десятилетия-последний" и неудачно поставленное в 1 строфе многосложное слово "задУмчивОсти", в котором невольно возникает два ударения - фонетическое и ритмическое.

40. С УЛЫБКОЙ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО 

Мы смотрим с улыбкой на тех, кто не знает секрет.
Мы держим в карманах пригоршню счастливых монет.
Однажды мы вынем их и обменяем
На пару билетов до самого рая,
И хватит еще на кулек разноцветных конфет.

Мы смотрим с улыбкой на тех, кто судачит о нас.
О нас, у кого перед домом пасется Пегас.
А знаешь, он к нам неспроста привязался -
Он любит мелодию старого вальса,
Которую ты на рояле играешь подчас.

Мы смотрим с улыбкой на тех, кто по моде одет,
Кто нам объясняет, в чем можно ходить, а в чем - нет.
Ты очень бы классно смотрелся во фраке,
А я в ярком пончо из шерсти альпаки,
Хоть это не носит никто уже тысячу лет.

Мы смотрим с улыбкой на тех, кто насуплен и хмур,
Кто нам из розетки пытается выдернуть шнур.
Пусть крутит фортуна обратное сальто,
Мы клены, пробившие толщу асфальта,
На ветках которых повесил качели Амур.

Не слыша упреков, не веря советам ничьим,
Мы смотрим с улыбкой друг другу в глаза и молчим.

Стихи, где нет ни слова о любви, но из которых понимаешь, что персонажи - это  две половинки, созданные друг для друга. Что они - "клены, пробившие толщу асфальта, на ветках которых повесил качели Амур". Стихи написаны небанальной пятистрочной строфой ааББа с заключительной кодой, в которой находится главная фраза стихотворения: "Не слыша упреков, не веря советам ничьим, мы смотрим с улыбкой друг другу в глаза и молчим". Хорошие стихи!

****************************************

Примеров достаточно. Все отобранные в эту статью стихи - о любви, несмотря на то,  что они разноплановые, написаны о разном и разными способами. Чисто условно я бы всю любовную лирику наших конкурсантов разделила бы на две группы: стихи, которые пишутся "по сырому" - под влиянием чувства, переполнявшего автора в момент их создания, и стихи, сделанные по воспоминаниям или даже на творческой фантазии.  Почти каждый из нас в своем "загашнике" может найти и те, и другие.

Первые писать легко: в них много энергии, которая легко передается читателю. Они любимы автором и запоминаются читателю, но редко являются образцом поэзии - в них почти всегда мало мастерства. Вторые - там где автор сумел отбросить мелкое, сиюминутное и эгоистическое, а заодно еще и поработал над каждым словом, гораздо чаще побеждают в конкурсах. То есть, на творческой фантазии и на уже имеющемся личном опыте чувств тоже можно писать стихи, и то, что возникает в нашем воображении, подчас бывает не менее выразительно, чем то, что переживалось на самом деле. А работа над словом - шлифовка фраз, попытка постоянно представлять себе то, что у нас "удачно легло в рифму", помогает нам избавиться от ляпов и от излишнего нагромождения "красивостей", на то, чтобы создать мастерское произведение, не менее яркое, чем описание реальной любовной истории.

Всем авторам спасибо за представленные на конкурс стихи! Читать и анализировать их мне было очень интересно, надеюсь, что и остальным этот конкурс понравился. С уважением, Ваша АлКора, 17.10.19.


Рецензии
Алла, не успел поблагодарить тебя за предыдущий конкурс, как ты подводишь итоги дум и не даёшь расслабиться в новом дне) Твои статьи как всегда интересны и поучительны. Спасибо!

С уважением, Сергей.

Твой Грей   25.10.2019 01:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.