А. Кертес. Человек, который умел видеть
Однако, несмотря на столь большое многообразие, существует еще одна разновидность фотографий, встречающаяся крайне редко. Не претендуя на научность терминологии, назовем ее “философская фотография”. В чем состоит ее отличие от остальных? Оно заключается, в первую очередь, в самой задаче – т.е в ответе на вопрос, поставленный нами в начале публикации.
“Философская фотография” использует объекты съемки, как средство выражения идей, мыслей или мировоззрения ее автора. Сюжет снимка, при этом, носит подчиненный характер. Иногда он также интересен и может даже представлять художественную, историческую или иную ценность. Но это, повторимся еще раз, не главное.
Чтобы проиллюстрировать сказанное, обратимся к работе одного из мастеров профессиональной фотографии XX века – Андора Кертеса. Работа, о которой пойдет речь, называется “Площадь Дж. Вашингтона в Нью-Йорке. 1954 г”. Чем примечательна эта хорошая, но, на первый взгляд, обычная фотография? Главным образом она интересна взаимосвязью всех изображенных на ней объектов. При этом, следует учесть, что это – не студийная постановочная фотография, а снимок, сделанный почти случайно. Но, не стоит забывать, что сделан он мастером, человеком неординарным и очень внимательным.
Посмотрим на фотографию более детально: спиралевидная дорожка в парке, вторящее ей положение лавочек, фонарей, деревьев и ограждений – все подчинено единому ритму. Фотография очень лаконична (насколько это возможно для жилой среды крупного города). Видны лишь 1-2 случайные фигуры. Больше – ничего.
Какие ассоциации может вызвать эта работа? На удивление, самые разнообразные. Это – и мысли о всеобщей взаимосвязи, характерные для буддизма, о гармонии с окружающей средой, об одиночестве, о движении человека в соответствии со своей судьбой (или о покорности ей) и многие другие. Но главное – что она “говорит” со зрителем, в соответствии с заложенными в нее идеями. Можно предположить, что мимо внимания автора не прошли картины П.Сезанна, П.Брейгеля и других художников, характерные концептуальностью взглядов их авторов на окружающую действительность.
В заключение краткого обзора, остается сказать, что творчество А. Кертеса не исчерпывается работами подобного рода. Стилистика их крайне разнообразна, как и его долгая жизнь. Идеи и творческий метод мастера оказали заметное влияние на развитие искусства фотографии в XX веке, на них учились Картье-Брессон и многие другие.
02.06.2012
Свидетельство о публикации №119102103097