Наброски к портрету Клавдии Холодовой ч. 2

ДИКОВИННАЯ ПТИЦА

Безусловно, причину этого внутреннего разлада надо искать в особенностях душевного склада поэтессы. Сохранилась портретная характеристика Клавдии Холодовой, сделанная астраханским поэтом и журналистом Элеонорой Татаринцевой: «За редакционным столом сидела худенькая, невысокого роста женщина с тонко выписанными чертами лица.
Четкая реакция на собеседника, быстрые и какие-то порывистые движения ассоциировались у меня с образом птицы. Какой? Синицы, ласточки, может быть…»


Внешнее сходство с птицей - невысокий рост, графические движения, острый профиль, быстрота реакции подмечались и другими близкими ей людьми. Свекровь называла её «воробышком». А некоторые сторонники реинкарнации уверенно утверждали, что в прошлой жизни Клавдия непременно была птицей.
Можно только позавидовать их знаниям. У меня же нет никаких данных на сей счет. Элеонора Татаринцева, описывая поведение Клавдии Холодовой в рабочей обстановке, подчеркивает её закрытость и немногословность.

Те же качества подтверждаются самой Холодовой в своих стихах:
«Сдержанность моя, - ты мне
Не потеря, а награда.
Слов не надо, слез не надо.
Хватит взгляда.

…. Рада ли, на рада -
Хватит взгляда.»
( и тут мне вновь привиделся быстрый и точный взгляд птицы! )

Мне хорошо запомнились характерные особенности речи Клавдии Холодовой. В непринужденном дружеском разговоре речь была раскрепощенной, потоковой и мелодичной. Говорила она короткими речевыми тактами с частыми переменами тона,
ритма и даже темы беседы. Иногда в разговоре она вела одновременно несколько тем, попеременно включая их. При этом разные темы были окрашены разными тембрами и оттенками. Иногда одна тема пряталась в подтекст и неожиданно появлялась потом в новой фразе.
Параллелизм мыслей проявлялся и в речевой фигуре «горка» когда одна интонационная мысль восходит к верху, а потом после небольшой паузы скатывается вниз уже с другим или противоположным смыслом. В первой части могла быть надежда, а во второй уже сомнение или отрицание. Некоторое представление о такой речи может дать прочтение вслух таких её строчек:

- Не любишь — не надо.
Не помнишь — не больно. ...
Счастливому — радость,
Как вольному воля.

- Отава давно в стогах,
В реке замерла вода.
И я удивилась:
- Как?
Не поняла:
- Когда?

Да, в такой речи, если дать волю творческому воображению, вполне можно было уловить сходство с голосами птиц. И в соединении с внешним обликом создать образ птицы. Наверное, это только фантазии творческого воображения.
Однако эти фантазии неожиданно нашли свое подкрепление в её стихах. Откроем их и внимательно прочтем, обращая внимание на их лексику. И мы тут обнаруживаем, что в них очень часто упоминаются самые разные птицы: грачи, гуси, жаворонки, журавли, кукушка, лебедь, синица, сорока, соловей, щегол, ястреб.

- Лишь воробьи
всегда теснятся стаей,
А птица-жар –
Она летит одна!

В этот словарь входят также птенец, птица, крылато, крыло, крылья, лёт, полёт, подлёт, подлётыш.
Оказывается, её стихи насыщены пернатым населением - в 65 стихотворениях более четырех десятков строчек, строф и образов с птичьими атрибутами! И это не просто упоминания отдельных слов – в них раскрывается специфическое чувствование,
присущее птицам, мышление птичьей природой, даже... анатомией!

- А сердце стало сильным и крылатым

- Крылато и просто решить… ( Решать КРЫЛАТО? - совсем уж неожиданно)

;- Но однажды в родные края
Вдруг потянет, как птицу в гнездовье...

- Моя любовь птенцом незрячим
Вспорхнула на руки тебе»

- Всё, как птица подлётыш,
Примеряла крыла

- Иль взлететь, или разбиться,
Разбежавшись с горы!

Нет, в этих строчках не склонность к суициду, это попытка взлета. Именно для него и надо набирать необходимую скорость. И что же, спросит читатель, - какой вывод из этого надо сделать?
Но у меня пока нет ни вывода, ни заключения. Поэзия и душа поэта полны загадок. Как его природа и предназначение. Передо мной только её стихи, свидетельства и воспоминания, над которыми парит крылатый образ. Да еще самые разные предположения...
И не скрою, - ожидание, что случайная птица, спустившаяся на ближайшую ветку передо мной, вдруг когда-нибудь заговорит её стихами. Ведь одно из последних своих стихотворений она заканчивает такими словами:
- Я сто путей
Вернуться к вам
Найду.
… До скорой встречи!

Может быть, явление в виде птицы и есть один из обещанных ею путей?

*---*---*---*---*

В ДВУХ СТИХИЯХ

Частотный словарь поэта выдает еще одну значительную группу слов, объединенных образом «Вода»: вода, Волга, волжская синь, волна, дно, дождь, море, родник, речка Ворожба, ручей, рябь.

Одни только названия десятка стихотворений впрямую связаны с водой:
Лесная река, Григорьев колодец, Дождь, Только Волга, Тонко падает с крыши ручейками вода, Мне по правому по берегу, Напои, меня, мама, ключевою водой, Волжский край мой прощается с детством, Ледоход, Слышу – ливень приутих в темноте…

И её поэма «Ворожба» не случайно названа именем речки в родном селе - вода у Клавдии Холодовой становится символом жизненной силы, тайны.
Вода – самое близкое и верное существо, друг и наперсник:

- Научи меня, река, доброте.
Ты любви меня, река, научи

- Но река, улыбаясь странно,
Их волной набежавшей смыла
И на самое дно схоронила
Чтоб сберечь, если люди забудут,
Первой нежности робкое чудо.

- Я воду пью. И оживает детство
Далекою мелодией во мне»

- Беречь себя – беда
И рекам, и ручьям,
Стоячая вода –
Ни людям, ни полям.»

И, наконец, именно с водой она отождествляет себя:

- Я – лесная река.
Я негромко живу,
Из неярких ракит
Хороводы вожу.

Из этого следует, что поэтический мир Клавдии Холодовой связан с двумя стихиями – Воздухом и Водой. Вода, как источник жизненной силы, её природа, её прошлое, а Воздух - полет и реализация себя, её будущее. В соединении этих двух стихий разрешаются те две пары противоречий и конфликтов, описанных ранее.

Наверняка, эти наблюдения не были известны её руководству, которое в 70-х годах посылало её в творческую командировку на «липецкую Магнитку», чтобы вдохновиться её трудовыми буднями и подвигами и привезти новые работы. Она ничего не написала. Это тогда вызвало удивление и недовольство её руководства, а у неё – разочарование.
Но ведь иначе не могло быть – «Магнитка» с её горячими печами - не её стихия.
Ей бы к авиаторам, к космонавтам, дельтапланеристам, дельфинам - в свою родную среду. Получается, что иногда для полноты творчества бывает важно обладать хотя бы минимальными знаниями астрологии.
И, конечно, природы самого поэта.

*---*---*---*---*


Рецензии