Образное мышление
Гипотетическое занятие поэтического кружка.
Образное мышление – это мышление в виде образов, путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов.
Способность образно мыслить появляется у человека в раннем детстве и сохраняется в течение всей его жизни.
Жан Вильям Фриц Пиаже, швейцарский психолог и философ, отмечал: «Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами».
Изначально образы связаны с чувственным познанием, то есть являются продуктами деятельности органов чувств. Образы – это те кирпичики, из которых строится внутренний мир человека, его психическая реальность.
Образное мышление не очень нуждается в словесном выражении. Сложные категории, философские, научные определения становятся понятнее и ближе, если выражаются с помощью образов.
Образное мышление – это умение мыслить путём озарения. Решение проблемы приходит мгновенно, выстреливает из подсознания. Возникает внутреннее состояние радости. Человек, мыслящий образами, начинает по-другому решать поставленные перед ним задачи.
Мир образов значительно превышает словарный запас любого языка. В жизни каждого бывают ситуации, когда не хватает слов, чтобы описать свои чувства или впечатления. Мы сетуем на бедность языка. Только волшебной силе искусства под силу справиться с этой задачей, именно потому, что искусство передает информацию на языке образов.
____________
Сегодня на занятии нашего поэтического кружка мы поговорим об образах в поэзии. Конечно, научить поэзии нельзя, поэтами рождаются, а не становятся. Можно научить писать складно, если у человека есть чувство ритма. В стихах всё стоит на первом месте: рифма, ритм, мысль, эмоция, чувство, оригинальный образ. Их сплав вкупе с нечто эфемерным, неким «ключиком» к сердцу читателей, и рождает поэзию.
Незаштампованные, свежие и оригинальные образы выделяют стихи, придают окраску авторскому почерку. Каждый поэт имеет свой арсенал образов, возникающих в его душе. Образы могут быть «прямолинейно-описательными», а могут быть «тончайше-иносказательными», «абсурдно-безумными» и так далее, но все они должны быть точными, логичными в контексте стиха, легко считываемыми.
На примере коротких отрывков из своих совершенно разных стихов я продемонстрирую работу образов.
О весне
Из набухших соком почек
дружно брызнула листва.
Изумрудной вязью строчек
пишет юная весна.
Опрокинула шкатулку,
выбирая ожерелье.
С солнцем вышла на прогулку,
наслаждаясь птичьей трелью.
Простые рифмы. Детский образ.
Об осени
Патина сходит с листа
и обнажается суть.
Зелень – покровом чиста,
зрелости – не обмануть.
Кто-то от злобы желтел.
Кто-то всем сердцем пылал.
Осень – бесстрастный раздел.
Жатва. По чести – финал.
Образы не так прямолинейны, рифмы богаче.
О зиме
Спать… ах, как хочется спать...
Веки слипаются. Словно
время вращается вспять.
Утро и вечер – условны.
Старый автобус рычит
зверем на зимнюю темень,
рвётся к рассвету в ночи.
Я поцелована в темя
сном…
или
Снег набегами шустрит –
Белая орда.
Замело Потёмкин-стрит.
Дворнику с утра
С новым станом воевать,
Тропы строить нам,
Укрощать несметну рать
В пику небесам.
В первом стихе образ зимней темени работает на передачу эмоций и чувств героини, а во втором – на приниженной лексике – образ снега, белой орды, передаёт последствия снегопада.
О лете
Мятлик, мятлик, всюду мятлик
на газонах колосится.
Дождь сегодня брызнет вряд ли,
небо выцветшего ситца
в синьке туч не прополощет,
в облаках не накрахмалит.
Снова зной в небесной плошке
сушит землю, плавя дали.
Злаки, злаки, всюду злаки
вызревают в млечных зёрнах,
но не станет хлебом всякий...
Сохнет мятлик в травах сорных.
И вновь через образы мятлика проступают мысли о жизни.
О любви
Словно день махал кадилом —
Стелется туман.
Ну а я, поди-ка, милый,
Всё схожу с ума.
Всё мне кажется, что ладан
В воздухе разлит.
Осень дышит ли на ладан?..
Тяжесть первых плит
Льда испробовали лужи.
Близится зима.
Как же... как же!.. ты мне нужен.
Я сошла с ума.
Образ тумана и предзимья передают чувства героини.
О жизни
Нарезаю кальку по лекалу
и строчу гербарные рубашки,
нарастает стопка мал-помалу,
на изыски слова дал отмашку
шеф.
Накопаю кучу диссертаций
и сложу отличную поэму.
Расстараться надо… попытаться
отчебучить эдакое, пому-
древ.
И остепенюсь донельзя быстро,
наколпачу шапочку квадратом,
и надену мантию магистра,
песенку отвальную трёхкратно
спев.
Здесь простые образы сплетаются в игре с рифмой и работают на ироничный налёт стиха.
Об обществе
…И делятся деньги
и сферы влияний –
о горнем потренькать,
взяв крест осиянный.
Друг друга от церкви
своей отлучают,
не видя, что меркнет
и гаснет свеча их.
А ангел и бес за
братвой наблюдают… –
разодран и крест их,
и чаша – худая.
Образы отражают сарказм.
Время колокольчиков прошло.
Отгремело время перемен.
У кормушки – ряженое зло.
А народ послушен, слеп, и нем...
Время колокольчиков Башлачёва и время перемен Цоя отражают моё поколение.
А теперь мы попытаемся поработать каждый со своими образами.
Задание 1. Простые, детальные зрительные образы.
Посмотреть в окно. Выбрать небольшой понравившийся участок панорамы. Закрыть глаза и попытаться мысленно нарисовать картину, повторив детали.
Задание 2. Воображаемые, сотворённые зрительные образы.
Попытаться вписать в нарисованную в первом задании картину, нечто, там не присутствующее, гармонично, а затем нечто дисгармоничное, вырывающее ярким пятном.
Задание 3. Тактильные образы.
Описать любой предмет, потрогав его, закрыв глаза.
Задание 4. Вкусовые образы.
Описать ощущения от завтрака. Сначала – разбив на детали, а затем соединив в общее послевкусие.
Задание 5. Слуховые образы.
Описать шёпот, шум воды, ветра, леса, города, гул людской толпы, ураган и шторм моря.
Задание 6. Образы запахов.
Описать тонкий аромат духов, вонь и удушающий смрад от чего-нибудь.
Задание 7. Образы чувств и эмоций.
Попытаться описать коротко, но ёмко, любовь, ненависть, страх, боль, горе, радость, счастье.
Задание 8. Сплетение образов.
Попытайтесь гармонично сплести образы в одном стихотворении, описав своё состояние, чувство, используя по одному образу из каждого задания.
Заканчивая наше занятие, хочется отметить, что каждый человек – самобытен и интересен. Мысля образно, представляя картину объёмно и целостно, мы экономим время на решение какой-то проблемы, выигрываем многое. Образное мышление играет огромную роль в жизни человека, но более всего – в мире искусства, в мире поэзии, потому что Поэзия – это язык образов, попадающих прямо в сердце, путь познания себя и окружающего мира.
Свидетельство о публикации №119102003245
Елена,как обещала, прочитала ваше эссе...
Даже у детей абстрактно - образное мышление, небольшое отступление, которое ведёт к главному итогу - ваше занятие удалось!👍
Надя Ульбль 16.10.2024 23:04 Заявить о нарушении
Всего самого светлого и радостного в жизни!
С благодарностью за отклик,
Елена Леонидовна Федорова 17.10.2024 08:18 Заявить о нарушении