Новые композиторы

«НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ» – советский / российский музыкальный дуэт, образованный в Ленинграде в 1983 году Валерием Алаховым и Игорем Веричевым и работающий в жанре электронной музыки.

Подлинные первопроходцы и популяризаторы электронной музыки как в Питере, так и во всей современной России, участники дуэта «Новые композиторы» были, пожалуй, первыми отечественными музыкантами, сознательно отказавшимися от традиционных инструментов и способов звукоизвлечения. Используя элементы конкретной музыки и искусственные шумы, фрагменты разнообразных записей – от классики до рока – и всевозможные синтезаторы звука, они создавали смелые музыкальные коллажи и загадочные композиции, во многом, предвосхитившие возникновение таких стилей как транс, эмбиент, нео-диско, рэйв и т. д. В известном смысле, они были русскими KLF – за вычетом разве что публичной эксцентриады последних.

Валерий Алахов (род. 2 июня 1962, Ленинград, РСФСР, СССР) и Игорь Веричев (род. 23 марта 1962, там же) познакомились ещё школьниками, а в начале 80-х устраивали дискотеки в ДК Профтехобразования (куда их официально устроил через Ленконцерт чей-то знакомый), захватив, таким образом, первую стихийную волну диско-движения с его просветительским энтузиазмом и полной художественной свободой.

В 1983 году Веричев устроился работать в Малый Драматический Театр (в то время там записывался «полуторный» альбом группы «Кино», позже изданный как «Неизвестные песни»), где обеспечивал музыкально-шумовое оформление многих спектаклей. Вскоре к нему по собственной инициативе примкнул Алахов.

Тогда же был записан экспериментальный материал, представляющий собой оригинальную компиляцию из различных музыкальных фрагментов, технических шумов, звуков природы и космоса. Материал лёг в основу дебютного альбома «Космическое пространство».

За ним последовали две новые работы: «Балет трёх неразлучников» (1983) и «Контакты третьего рода» (1984).

В. Аллахов: «В то время все мы испытывали острый музыкальный голод, нам недоставало свежей информации и мы пытались заполнить этот вакуум».

Очень быстро они вошли во вкус и начали делать композиции не только для нужд театра, но и для собственного удовольствия. Примерно тогда же Алахов и Веричев стали завсегдатаями находившегося прямо напротив Рок-клуба и перезнакомились со многими его участниками, включая Сергея Курёхина, «Кино» и «Аквариум». Через «Кино» Игорь и Валера вышли на компанию новых художников, неформальный лидер которых, Тимур Новиков, и предложил им название «Новые композиторы».

Поначалу метод новой композиции был предельно прост.

В. Аллахов: «Мы отслеживали и записывали с радиоточек и телевизоров различные программы, а потом делали выборку из всего этого материала. Собирали у друзей проигрыватели и магнитофоны всех видов, сносили в одно место, где был микшерский пульт. Потом всё это включали и сводили на один магнитофон».

По сути дела, это было такое сэмплирование вручную.

В 1985 году «Новые композиторы» совместно с Сергеем Курёхиным записали экспериментальную пластинку «Insect Culture», вышедшую в 1987 году. Работа была высоко оценена западными авангардистами, в том числе Фрэнком Заппой.

В период с 1985 по 1987 годы ленинградские электронщики записали следующие альбомы: «Ветер перемен» (1985), «Волшебная лампа Аладдина» (1986) и «Знание-сила» (1987).

Эта революционная деятельность не могла не привлечь внимание Курёхина, который пригласил дуэт на запись своего альбома «Insect Culture» (1986), в котором участвовал Борис Гребенщиков. Годом позже альбом был отпечатан в виниле британской компанией Ark, оплатившей Курёхину авторские первым в Питере сэмплерным инструментом «Prophet 2000», которым «Новые композиторы» регулярно пользовались впоследствии.

В 1987-м, на заре частного предпринимательства в СССР, «Новые композиторы» зарегистрировали своё творческое объединение «Клуб Научной Фантастики», который базировался в Планетарии. Выступали с лекциями, рассказывая об истории освоения космоса. В том числе начали устраивать вечеринки со своим музыкальным сопровождением, а потом ночные техно-дискотеки, заложив тем самым базис техно-культуры.

Интерьеры Планетария и «внеземной» характер синтезированной музыки навёл «Новых композиторов» на мысль сделать акцент на космическую тематику: так в Питер, а потом и в Москву пришла мода на советскую космонавтику, которая нашла воплощение в знаменитых «Gagarin Party» на ВДНХ.

В 1987-88 годах, когда Виктор Цой был на съёмках «Иглы» в Казахстане, Алахов предложил остававшимся без дела участникам «Кино» – Гурьянову, Каспаряну и примкнувшему к ним на время Крисанову – поработать вместе. Импульсом к созданию альбома послужило желание Алахова и Гурьянова поэксперементировать с драм-машиной, привезённой Джоанной Стингрей. Благодаря тому, что Алексей Вишня познакомил музыкантов с редактором музыкально-литературных программ Зоей Кравчук из Дома Радио, у них появилась возможность записывать сэмплы для альбома, например, голос Гагарина. Помимо этого, музыкальные инструменты предоставляли Сергей Курёхин и Андрей Сигле. Проект должен был носить название «Старт». Они записали большой объём материала, но тут вышла «Группа крови», «Кино» сразу же стало звездой первой величины, и проект лёг на полку (где находился вплоть до 2015 года).

Некоторые свои записи дуэт – по примеру Курёхина – отсылал на Запад. Один из его альбомов достиг ушей и даже заинтриговал гуру амбиентной музыки Брайана Ино, который летом 1987 приехал знакомиться со своими российскими коллегами. Правда, практическую пользу из этого знакомства извлёк лишь отставной певец «Хрустального шара» Михаил Малин, которого «Новые композиторы» привлекли в качестве переводчика: на долгое время он обрезал все контакты Ино с питерским музыкальным сообществом.

Тем не менее, в самом конце 1989 года «Новые композиторы» получили приглашение в Британию, где провели практически весь 1990-й. Всё это время они много и не без пользы общались с британскими музыкантами-электронщиками и записали на студии «Amazon» материал альбома «Sputnik Of Life», который имел успех у местной публики и добрался до первой строчки в специализированных чартах.
В разгар перестройки на питерском телевидении регулярно крутили клип «Новых композиторов» (один из первых) «Именно сегодня и именно сейчас» (реж. О. Ахметгалиев).

ИМЕННО СЕГОДНЯ: https://www.youtube.com/watch?v=KSoOlTAPDqk

В 1992 году «Новые композиторы» ушли из Планетария в «свободный полёт», продолжая записывать новые треки и альбомы, а также гастролировать по всему миру, в каждой стране находя адекватную аудиторию и единомышленников. Одним из их новых знакомых стал голландец Боб Стауте (Bob Stoute): он участвовал в альбоме «Магнитола» (и в его продолжении), однако, наиболее яркой фигурой из числа тех, с кем довелось сотрудничать Алахову и Веричеву, безусловно, стал Петер «Намлук» Кульманн (Peter «Namlook» Kuhlmann).

Как выразился один музыкальный журналист: «Если каждый человек, говоря словами великого поэта, остров, то Намлук – целый континент». Живущий во Франкфурте-на-Майне, Намлук создал там Электронный Музыкальный Центр, в котором преподаёт основы этой музыки всем желающим. С Намлуком, в частности, был записан альбом «Planetarium».

В середине и второй половине 90-х «Новые композиторы» активно сотрудничали с «Лабораторией Экспериментальной Моды» Светланы Петровой, сочинив музыку к ряду её спектаклей, в том числе, «Лебединое озеро 2» и «Жизнь и смерть Чайковского». С последним осенью 1998 они побывали на Фестивале Уличных Театров во Франции. В том же году состоялось выступление группы в Финляндии, на фестивале современного искусства «Forces Of Light» (такое же название носит и один из альбомов «Новых композиторов»).

До определённого момента записи группы существовали только в единичных копиях (несколько треков и альбом, изданные в Европе, не в счёт). Началом широкого признания группы дома стало её сотрудничество с компанией «Шок Рекордз», для которой Алахов с Веричевым составили сборник «Технопорошок». Позднее их музыкальную продукцию начали издавать фирмы Manchester, Phono, Elektrus и т. д.

К концу 90-х «Новые композиторы» – по собственному выражению – «перешли на дневной образ жизни», т. е. прекратили работать на вечеринках и в клубах, предпочитая этому серьёзное творчество (хотя в России оно, как известно, оплачивается куда хуже). Тем не менее, новые альбомы продолжали выходить и встречались с неизменным интересом, прежде всего, на Западе.

В альбоме «Sound Roots» (2003) число их компаньонов пополнило ещё одно громкое имя, Гермес Зайготт (Hermes Zygott), а в записи «Smart» (1999) участие принял сам Брайан Ино.

Начало третьего тысячелетия «Новые композиторы» встретили в том же графике: они создают новую музыку, вступают в неожиданные артистические союзы (в альбоме «Advanced Indigo» (2003), например, участвовал знаменитый мастер ситара Сергей Гасанов), несколько раз играли на фестивале Сергея Курёхина «S.K.I.F.» и подобных ему акциях экспериментального музыкального движения в других странах мира, по прежнему, оставаясь в свободном поиске.

В 2015 году на лейбле Special Session Recordings вышел альбом «Start», содержащий архивные записи 1987 года, созданные совместно с музыкантами канонического состава группы «Кино» – Юрием Каспаряном и Георгием Гурьяновым. Издание выпущено на аудиофильском виниле с разворотным конвертом и архивными фотографиями.

Первоначально планировалось выпустить альбом, содержащий 5 музыкальных треков, на пластинке с частотой вращения 45 об/мин. В итоге, после того, как Максим Кондрашов провёл реставрацию и ремастеринг треков на студии Special Session Recordings, альбом был издан на LP в ноябре 2015 года компанией Imagine Club. Презентация альбома состоялсь 10 декабря 2015 года в магазине Imagine Club. На ней присутствовали Валерий Алахов, Юрий Каспарян, Максим Кондрашов, Зоя Кравчук, Андрей Тропилло и другие. Релиз CD-версии версии альбома (с бонус-треками) состоялся 6 февраля 2016 года на лейбле Special Session Recordings. В качестве бонус-треков использованы композиции «Nessy», «Keep The tempo» и три ауттейка с альтернативными миксами альбомных треков. К CD-изданию также прилагается 12-страничный буклет с историей создания альбома и архивными фотографиями Евгения Козлова. 22 июня 2017 года лейблом Maschina Records была выпущена версия альбома на компакт-кассете.

В 2016 году свет увидело расширенное издание «START EXPANDED EDITION» на компакт-диске. Издание дополнено 5 треками, два из которых ранее не издавались, а три других являются студийными ауттейками. Диск снабжен красочным 12-страничным буклетом с архивными фотографиями и статьёй, посвященной выходу альбома.

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ и книги А. Бурлака «Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге», 1965–2005. Том 2)


* * *

«ИМЕННО СЕГОДНЯ И ИМЕННО СЕЙЧАС!». The Best

This Is Vasily, Speak Up! (feat. «Кино»)
Минутная готовность (feat. «Кино»)
Именно сегодня
Дон Жуан
Танц! Танцевать!
Sputnik - I
Внимание
«Сатурн», я – «Заря»! (feat. «Кино»)
About London (feat. «Кино»)
Do You Like Party's? (feat. «Кино»)
Журналистка Денисова
На колёсах
У вас есть квас?
I Love You Life
«Астра», «Астра»
If You Believe Me (feat. DJ -X-)
Echnation (feat. Pete Namlook)

Записи 1987-2011 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/aYlnhGpR3NKYij

Размер архива: 109, 2 МБ
Качество: МР 3 (128-192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 39 сек.


Рецензии