Часть 6. Три плана цвета по Гёте. Химический 2

        Но наш разговор о чёрном и белом вовсе ещё не закончен. Победную точку в его завершении должен поставить сам Гёте. "Материальная вещественность "его мысли способна привести в чувство и потрясти какие угодно крепкие хламины представлений. В этом плане, Гёте вообще не мыслит - в том привычном значении нашего слова - мыслить - ворочать абстрактными понятиями, Гёте скорее "указывает" - говорит "вот" - вот перед тобой реальная природа и её загадка, так что встречайся не с моими мыслями, а с ней самой, я лишь проведу и выведу тебя к ней. Но такое столкновение, как правило, индуцирует в нас шок.

        Почти в самом начале своего раздела о химическом цвете, Гёте пишет: мы уже рассматривали в разделе о средах, т. е. в разделах о физических цветах - различные цветовые вариации, но мы опустили рассуждения о чёрном и белом, и вот теперь, в новом разделе мы начнём прямо с них. Небольшие пункты Гёте непосредственно так и озаглавливает: вывод белого, вывод чёрного. Посмотрим же, что Гёте пишет о белом.
       Как и обычно, два-три предложения и прямо в цель:
" Прозрачные тела стоят на высшей ступени неорганической материальности. Непосредственно к ним примыкает чистое помутнение, и белизна может рассматриваться как его конечная стадия."

      Sik!... Сказано мало и сказано всё.
    В царстве света и тьмы, в царстве основания любого цвета лежит такое общее понятие как прозрачность (вспоминаем Аристотеля), то что прозрачно - то невидимо (основной закон). Видимость же приходит вместе с потерей прозрачности, и вот все стадии чистого помутнения прозрачной среды и являются порождением белого. Он в конце - утверждает Гёте. Но в каком конце? В конце ещё чистого помутнения. Он есть то, что отрицает невидимость. Но невидимость здесь не тьма, а свет. Он есть то, что отрицает свет. Белый - есть первое отрицание света - через которое создаётся новое основание - цветовое.
     Лишь формирование мутной среды впервые создаёт базу для восприятия "вещественного "цвета, то есть химического по Гёте (почему это так, мы узнаем чуть позже). Итак, белый есть специфическое отрицание и как такое отрицание лежит "до" всякого цвета. Он, как бы начало, условное начало всех цветовых решений, поскольку подлинное начало - свет, а он - начало страдания света - знак его страдания, указание на него, символ. Белый - предел, порог, наподобие точки в геометрии, той, которую называют фигурой, но которая не имеет никакой пространственности, не имеет никаких размеров, так и белый цвет не имеет никаких цветов и называется цветом фактически условно.
      Вспомним теперь наше предыдущее определение белого и лучше его поймём: белый - "абстрактно зафиксированное присутствие света через цвет". Мы не ошибались. Но Гёте выразил решение гораздо конкретнее. Он не вывел и не доказал, а "показал" почему белый "между небом и землёй", почему белый это "белый лист бумаги", на котором и мы, и природа станем, не стесняясь писать и рисовать.

      "Чистая вода, кристаллизовавшаяся в снег, выглядит белой, потому что прозрачность отдельных частей не создает прозрачного целого. Кристаллы разных солей, из которых выпарена кристаллизационная вода, выглядят как белый порошок. Можно было бы назвать белым случайно непрозрачное состояние абсолютно прозрачного; так, размолотое стекло кажется белым порошком" -

      К гётевскому материализму не сразу привыкаешь. Столбенеешь от наивности, цепенеешь от очевидности и испытываешь все признаки амехании - ступора. И вот это теория? Это же - чёрт знает что! - хочется крикнуть, наверное, какому-нибудь из учёных, но только не мне. Я цепенею от восхищения.
     Поймана за хвост даже философская подоплёка возникновения замутнённости - "случайно непрозрачное состояние абсолютно прозрачного." Не так ли впервые образовалась и вся вещественность нашего мира? Как случайная непрозрачность? Ещё одно название на философском языке - клинамен - случайное отклонение. Анамальное помутнение однажды случилось, и однажды случившись, не захотело более сходить со сцены. Почему бы и нет? Откуда мы знаем? Это последние вопросы. Но Гёте свои последние вопросы умеет задавать, глядя на снег.
     Давайте возьмём в руки самую обычную научно-популярную литературу по физике и почитаем про то, что творилось в момент Большого взрыва. Мне почему-то представляется это довольно уместным при знакомстве с наблюдениями Гёте. Буду давать материал отрывочно - для получения общей картины, а затем вместе сделаем выводы.
     "Наш рассказ начинается через мельчайшие доли секунды после первоначального взрыва, а точнее, с 10^-43 с. Что же произошло до этого? Никто не знает. Разогретая до температуры 10^32 градусов Вселенная горячее, чем все круги ада, которые Данте только мог себе представить. вся она заключена в сферу диаметром в тысячную долю сантиметра.
     Кругом царствует пустота. Нигде нет ни атомов, ни звёзд, ни галактик. Но это не безмятежная и спокойная тишина, лишённая субстанции и активности, это тишина, наполненная жизнью, бурлящая всей своей энергией.
     Космические часы бьют 10^-32 секунды. Благодаря расширению Вселенная становится менее плотной и менее горячей. Появляются первые элементарные частицы. Смесь из кварков, электронов и нейтрино выходит из пустоты, смешиваясь с воздушной баней фотонов (квантов света). Одновременно с материей появляется антиматерия. Она состоит из античастиц, имеющих те же свойства, что и частицы, но электрический заряд у них противоположного знака. А так как Вселенная заряжена нейтрально, то присутствие антиматерии необходимо, чтобы уравновесить заряды материи.
      Между материей и светом происходит постоянное взаимодействие. Частицы и античастицы соединяются друг с другом, чтобы стать светом. В свою очередь, фотоны превращаются в пары частица -античастица. Материя, антиматерия и свет появляются и гибнут в сменяющих друг друга циклах жизни и смерти.
      Если бы во Вселенной было поровну частиц и античастиц, то наша история на этом закончилась бы. Материя и антиматерия аннигилировали, и осталась бы только одна Вселенная, заполненная светом, из которого возникли бы элементарные частицы, звёзды, галактики, человека бы не было. Но, к счастью, природа больше предпочитает материю, а не антиматерию. Так, на каждый миллиард античастиц, которые выйдут из пустоты, будет приходится одни миллиард частиц плюс одна частица. На каждый миллиард частиц и античастиц, которые аннигилируют, чтобы превратиться в один миллиард фотонов, приходится одна частица материи.
     Первый удар произошёл, когда космические часы пробили миллионную долю секунды( 10^-6). В этот момент Вселенная почти такая же большая, как Солнечная система, и нагрета до 10 000 миллиардов градусов. Сначала кварки объединяются в группы по трое, чтобы дать рождение протонам и нейтронам. Их соединяет мощная ядерная сила. Она вновь даёт о себе знать три минуты спустя, когда нужно объединить протоны и нейтроны и образовать ядро водорода(один протон) и гелия(два протона и два нейтрона). В этот момент Вселенная не способна создать более сложные структуры: ядра гелия, ставшие менее плотными в результате расширения Вселенной, не могут больше встретиться, чтобы вступить во взаимодействие.
      Первые 300 000 лет не происходит никаких значительных событий. Вселенная охлаждается до температуры 10 000 градусов. Электромагнитная сила строит атомную материю, побуждая каждый протон объединяться с электроном, чтобы образовать один атом водорода, а каждое ядро гелия - объединяться с двумя электронами, чтобы образовать один атом гелия. Электроны, томящееся в атомах, больше не препятствуют свободному движению фотонов.
      Светонепроницаемая доселе Вселенная становится прозрачной...
   Обладая атомами водорода и гелия, Вселенная выходит из тупика, в который её загнала неудача, постигшая гелий в формировании более сложных структур."

      Ну что же, прошу простить меня за столь пространное обращение к научному тексту, однако оно напрямую выводит нас к одной из моделей "образование прозрачности", и соответственно, затем, к свободному полёту света и его деяниям (страданиям) по Гёте. И пусть эта модель - всего лишь приблизительная модель, и в принципе сегодня существуют уже и иные гипотезы, даже эта заставляет нас слегка порассуждать в плане метафизическом.
       Переведём научные термины на "световой" философский язык. Вначале была тьма, но эта тьма была очень странной тьмой - не такой, в которой нет света, а такой, в которой свет и был и не был, то есть тьма была хаосом, и может быть даже крайне своеобразно "сверкала", она была переплетением тьмы и света по существу, и лишь потом, когда из неё выделился свет как таковой, в противовес ему образовалась и собственно тьма, которую мы знаем. Так что вначале было ни то, ни другое из ныне нам известных как "свет" и "тьма", и лучше называть это начало именно Хаосом - отцом и матерью света и тьмы.
       Как видите, мы здесь и без всяких народных или теософских мифологий, следуя лишь научным предположениям, строим не менее красивый миф о наших таинственных "свете" и тьме".
       Но когда свет уже "воссиял", то есть когда он был каким-то неизвестным клинаменом рассечён на не симметричные части - а никто не знает почему это природа "предпочитает" материю антиматерии - когда это предпочтение почему-то случилось, произошло, и материя связала себя в эту выпавшую из симметрии структуру, то есть в атомы водорода и гелия - тогда свет отправился "освещать" образованные структуры, и тьма стала его лоном.
       Но материя при этом и сама прекрасно светилась! Вот именно, теперь она вполне могла светиться, и вскоре и засветилась как звёзды, а то, что было первоначальным прорывом света стало реликтовым излучением. Речь идёт о том, что Вселенная с какого-то момента поляризовалась - на свет и тьму. Приобрела две своих возможности, и впереди шла тьма, из которой вырвался свет, но именно благодаря ему, как вырвавшемуся из оков, и тьма стала тьмою в обратном отношении к ней света.
       Но если теперь мы приложим гётевскую кальку ко всей этой картинке, то получим следующее.
       Вначале царит непрозрачность, это и есть Хаос. Свету тут негде быть, он мечется, агонизирует, и лишь получив в основание "прозрачную среду", свет возникает вместе со тьмой в двояком образе - как свет, освобождённый тьмой и как свет, впервые определяющий тьму - тьмою. Пусть тьма и образовалась первой (отпала как клинамен от Хаоса) - кто бы её увидел без Света?
       Вывод: прозрачность - действительное основание света и тьмы, и прав был Аристотель, совершенно не знавший никакой нашей физики. И прав был Гёте, также не знавший многих современных открытий, когда подчеркнул - среди неорганической природы, прозрачные тела - высшая ступень.
      Ведь прозрачность, как мы видим - главная ступень, которой достигает природа в физическом своём смысле. Прозрачность - коренной перелом и триумф физической природы.
      Однако Гёте идёт гораздо дальше одной физической природы, и потому фиксирует основной цвет как химический цвет...


Рецензии